Русские Вести

В городе Штирлица и Андрея Болконского


Павловский Посад – родина народного артиста СССР, и главным событием фестиваля стало открытие памятника Вячеславу Тихонову, над которым в течение года работал его молодой земляк, скульптор Владимир Иванов. Фестиваль придумала и воплотила в жизнь при поддержке Министерства культуры Московской области актриса и продюсер Анна Тихонова, она и стала президентом «Семнадцати мгновений». Одной из главных задач Анна Вячеславовна считает «транслирование того позитива», который несёт творчество её отца.

В Павловском Посаде чувствуешь себя по-особому, это очень уютный город, овеянный стариной, и раскинувшийся среди такой красивой природы, что павловские шали не могли родиться в другом месте, эта природа уютно угнездилась на них. И город этот очень к лицу Тихонову, а то, что несколько лет назад власти и местные деятели культуры в союзе с дочерью артиста всерьёз взялись за то, чтобы напомнить всем, что это город Штирлица и князя Андрея Болконского, мичмана Панина и учителя истории Мельникова, делает им особую честь.

Приезжая на фестиваль, замечаешь, как целенаправленно люди двигаются в этом направлении. Ты проходишь по улице Тихонова, заходишь в музей, в котором тебе показывают новые экспонаты, знаешь, что лицей теперь носит его имя, и не просто носит, – в городе занимаются изучением жизни и творчества артиста, в школах проводят тематические уроки, устраивают соревнования, конкурсы, дети пишут сочинения о знаменитом земляке. А теперь можно прийти на свидание к бронзовому Штирлицу: памятник Тихонову на пересечении улиц Кирова и Герцена получился под стать городу.

Неслучайно глава городского округа Павловский Посад Денис Семёнов сказал на открытии памятника, что этот день станет знаменательным в истории города: «Мы внесли серьёзную лепту в историю кинематографа, а у Тихонова множество поклонников на всей территории нашей необъятной родины». Можно не сомневаться, они все сюда приедут. Как можно не сомневаться и в том, что образы Тихонова вошли в ДНК каждого военнослужащего, по словам представителя Минобороны Артёма Горного. А Валерия Гущина, директор Гильдии киноактёров, вспомнила как в 8:15 после страшного землетрясения в Спитаке в 1988 году к ней в кабинет зашёл Вячеслав Васильевич и спросил: «А пальто примете, им же там просто по-человечески холодно?». Он хотел согреть этих людей…

Анна Тихонова напомнила на открытии строки Пушкина – «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал», и они прозвучали вполне уместно. «Как-то здесь, на городской площади, – сказала Анна, – отец сказал мне, что Павловский Посад для него – Россия, а Россия – Павловский Посад, и я хочу пожелать процветания нашей великой Родине, ради которой трудился Вячеслав Тихонов и ради которой продолжают трудиться его герои. Ради Родины в финале фильма Штирлиц-Исаев принял решение вернуться в Берлин».

Тихонова зачитала последние строки романа Юлиана Семёнова «Семнадцать мгновений весны», которые, собственно, и вдохновили скульптора на создание памятника. Отныне бронзовый помост всегда будет выступать в роли «холодной земли в хвойном лесу с ярко-зелёной первой травой», которую осторожно гладил самый популярный герой Вячеслава Тихонова.

К вручению призов на тихоновском фестивале всегда ревниво прислушиваешься, уж очень высока планка, а по времени мы на десятилетия далеки от артиста. В этом году вручение призов мудро предварили присуждением нового приза, учреждённого к 100-летию Станислава Ростоцкого, – «За оптимистичное и одухотворяющее кино».

Тихонов снялся в пяти картинах Ростоцкого, знаковые для него из них – «Дело было в Пенькове», «Доживём до понедельника», «Белый Бим Черное ухо». Фильмы Ростоцкого, не говоря о призах на международных фестивалях, дважды номинировались на Оскар, а у зрителей он получал «Оскара» за каждую работу. По этим лентам и сегодня учат студентов кинофакультетов.

Первыми лауреатами приза имени Ростоцкого стали создатели картины «Маруся форева!» Александра Галибина. Прямо в точку – Галибин пытается возродить кино для детей, и у него это хорошо получается, вспомните «Золотую рыбку» и «Сестрёнку».

«Важно, что именно на этом фестивале учрежден приз с названием «за оптимистичное и одухотворяющее кино», – сказала кандидат искусствоведения, педагог и киновед Марианна Ростоцкая, – фильмы Ростоцкого, действительно, были такими. В архиве режиссёра есть фото Вячеслава Тихонова с подписью "Режиссёру, учителю, другу", так он определил значение Станислава Иосифовича в своей жизни. Все актёры Ростоцкого говорили, что он был учителем, многому, конечно, учил, но главное, оптимизму, который выработал в себе, осознав трагичность жизни. Он прошёл через страшные испытания на войне, но в фильмах стремился убедить людей в том, что нельзя отчаиваться, как бы ни было тяжело, надо жить верой и духом. И этот дух, свет и любовь, конечно, были в Вячеславе Васильевиче Тихонове. Готовлю сейчас к публикации дневники Ростоцкого, где он рассказывает, как работал над фильмом «Доживём до понедельника». Известно, что Тихонов не хотел сниматься в этой картине, и Станислав Иосифович пробовал одного, второго, третьего, все пробы были блестящие, не знал, кого брать. Потом всё же попробовал Тихонова – неудачно, но всё равно после этого сказал: «Снимать буду только его». Потому что там была душа, и мы видим это на экране. В этих глазах крупным планом есть внутренняя жизнь, это сложно сыграть, этим надо обладать, и кино в этом смысле – рентген».

Награду от лица всей команды принял исполнитель одной из главных ролей в фильме «Маруся форева!» Кирилл Каганович.

Сериал «Начальник разведки» Кирилла Белевича получил сразу две награды: приз за лучший сценарий имени Юлиана Семёнова присудили сценаристам Артёму Чащихину-Тоидзе, Игорю Тер-Карапетову при участии Александра Щербакова и Алексея Колмогорова, а лучшей актёрской работой признали актёрский ансамбль – Сергей Марин (Павел Фитин), Игорь Петренко (Коротков), Иван Добронравов (Назаров), Екатерина Вилкова (Хельга), Артём Ткаченко (Гейне), Егор Бероев (Ахмеров), Екатерина Волкова (Зарубина). Обе награды получил продюсер Ярослав Генералов, поблагодарив жюри за высокую оценку, а Первый канал, Российское военно-историческое общество, пресс-бюро Службы внешней разведки и Минкультуры за поддержку сериала.

Приз «За лучшую режиссерскую работу имени Татьяны Лиозновой» присуждён Глебу Панфилову за фильм «Иван Денисович». А приз «За лучшую музыку имени Микаэла Таривердиева» в фильме Филиппа Абрютина «Звезды мне укажут путь» присудили группе композиторов – Роману Куперману, Дмитрию Югаю и Ивану Соловьёву, сыгравшему ещё и главную роль.

«Микаэл Таривердиев – автор музыки к 132 картинам, – сказала вдова композитора, – так сложилось, что образ Вячеслава Тихонова связан, прежде всего, с его музыкой, рада, что музыкальный приз присуждается на фестивале его имени». Иван Соловьёв рассказал, что Филипп Абрютин вначале влюбился в его музыку, но осознав, что песни без автора «не работают», пригласил композитора на главную роль. Иван отметил Продюсерский центр молодёжной инициативы за внимание к музыкальному кино, что является большой редкостью в наше время.

Приз за лучший сериал («Седьмая симфония» Александра Котта) из рук главы города Дениса Семёнова получил композитор, пятикратный обладатель премии «Золотой орёл» Юрий Потеенко. «С трепетом принимаю награду от лица всей нашей команды, – сказал он, – ни за чью работу в этом фильме мне не стыдно, у нас получилась искренняя, настоящая картина, горжусь этим».

Гран-при фестиваля «Семнадцать мгновений» присудили фильму Алексея Пиманова «Одиннадцать молчаливых мужчин». Председатель жюри Борис Токарев вручил его исполнителю одной из главных ролей Павлу Крайнову. Токарев напомнил, что любая награда субъективна. «Но мы внимательно рассматривали каждую картину с точки зрения драматургии, изображения и режиссёрских решений, – сказал он, – обращали внимание на реакцию зрителей, а зрители в Павловском Посаде удивительные. У меня был небольшой мастер-класс, на котором я испытал ощущение полёта, когда летел в пространстве зрительской любви. Они вспомнили все мои фильмы, и вообще многие картины советского кино, полные любви к своей стране.

Российское кино потрясающее: те семена, которые были брошены в землю когда-то, прорастают сегодня, а в этом и есть главное назначение кинематографа.

Картина Пиманова – красивое и жёсткое кино о спорте, в драматургии, манере изображения и актёрских работах мы увидели высшие проявления искусства». Павла Крайнова особенно обрадовало замечание председателя жюри о «красивом» кино. Оказалось, что перед съёмками Пиманов сказал группе: «Мы снимаем красивое кино про красивых людей». С таким посылом все и работали.

За четыре дня на четырёх фестивальных площадках было показано 28 фильмов и спектакль «Парижский транзит», проведены литературно-музыкальный вечер «Чтоб опять запели в небе птицы» и восемь мастер-классов. В конкурсах участвовали 10 фильмов и 10 киносериалов, оценивало их жюри, в котором под председательством актёра и режиссёра Бориса Токарева работали актриса и телеведущая Яна Поплавская и оператор Мария Соловьёва. В рамках фестиваля впервые провели конкурс актёрской песни «Эх, яблочко!», победителем стал Иван Алексеев, спевший на церемонии закрытия песню «Счастье не за горами». Конкурс оценивало отдельное жюри под председательством заслуженной артистки России Натальи Варлей.

В рамках фестиваля можно было посмотреть и французское документальное кино, и внеконкурсную программу новых фильмов для всей семьи, в которую включили анимацию «Кощей. Начало» Андрея Колпина, а также картины «Вне зоны доступа» Анны Курбатовой и «Ледяная история» Сергея Русакова. Отдельным событием стал спецпоказ фильма Виктора Титова «Отпуск за свой счёт», в котором звучит закадровый голос Тихонова. Также можно было посмотреть «Оптимистическую трагедию» Самсона Самсонова, «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука, «Сердце бьется вновь» Абрама Роома с участием знаменитого павловопосадца.

На открытой площадке Кинопаркинг, при поддержке «Мособлкино», показывали европейское фестивальное кино. В прошлом году исполнилось полвека знаменитому фильму «Мужчина и женщина» Клода Лелуша, в котором Тихонов дублировал главного героя, и в честь этого события на фестивале был учреждён одноименный приз, который вручают теперь фильмам о любви. Клоду Лелушу в прошлом году в Париже вручал приз Юлиан Семёнов, внук и тёзка своего знаменитого деда, сценариста фильма «Семнадцать мгновений весны». Режиссёр был очень тронут и рассказал, что стал кинематографистом, благодаря русским, в юности ему довелось попасть в Москве к Калатозову на съёмки фильма «Летят журавли». Видеозапись встречи с Лелушем показали Павлово-Посадским зрителям. Также они стали свидетелями вручения приза «Мужчина и женщина» фильму-лауреату этого года – «Серебряные коньки». Элеонора Шашкова, «жена» Штирлица, вручила его коллегам режиссёра Михаила Локшина, который приехать не смог, со словами, что «любовь – это самое дорогое», и с пожеланием «беречь её и жить долго».

Автор: Нина Катаева

Заглавное фото из открытых источников

Источник: www.stoletie.ru