«Мы создали новые представления о красоте и расширили само понятие искусства».
Александр Родченко
Эстетика — мощное средство борьбы, выживания и самоутверждения. Та цивилизация, что пасует в области «красоты», в конечном итоге, отступает по всем фронтам. Обёртки, обложки, плакаты не менее важны, чем идея. Буквы должны быть зовущими, цвета – ярыми, дух – энергичным, если на кону - победа. Красные одолели белых не потому, что были правы – давно пора понять, что правд в гражданских войнах не бывает – есть противники и злоба.
Но! Красные выкликали будущее, тогда как белые хотели вернуть прошлое. «Сердце будущим живёт», - молвил Поэт, а прошлое, хотя и мило, но в нём очень мало энергии. На стороне большевиков оказались практически все авангардисты. Они на протяжении двух десятилетий перед революцией чаяли о грядущем, и вот оно наступило. Александр Родченко впоследствии скажет: «Мы пришли работать с большевиками первые. И этого никто не имеет права отнять у нас, это можно только умышленно не помнить. И не только пришли, но и за волосы тащили художников "Мира искусства" и "Союза русских художников". А чтобы это не забылось, мы это напомним: Мы впервые оформляли советские демонстрации, Мы впервые советизировали и преподавали в художественных вузах, Мы впервые организовали советскую художественную промышленность, Мы делали первые советские плакаты, стяги, знамена, РОСТу».
Это было написано в ту пору, когда вкусы поменялись, и на смену полыхающему авангарду явилась прохладная неоклассика с её вазонами, плафонами да пилястрами. Оценить раздражение и горечь таких людей, как Родченко, легко – им грезилось, что они отыскали «золотое сечение» пролетарского искусства. Ан нет – Венеру Милосскую так никто и не выкинул с «парохода современности». Больше того – ей приделали руки и вручили весло!
Многие деятели полагали, что это – возврат к социокультурным привычкам побеждённых классов, а если быть точными – предательство Революции. По факту же классика в её советском изводе стала символом окончательного триумфа. Да. На волне слома вех вторглись футуристы-супрематисты с их плакатно-телеграфным стилем, а когда «жить стало лучше – жить стало веселее», такой формат стал излишен. Поэтому и Александру Родченко тоже пришлось смириться, а разве такому бунтарю оно было просто?!
В центре «Зотов» (арт-площадка в здании бывшего хлебозавода №5 имени Василия Зотова) открылась выставка, посвящённая Александру Михайловичу Родченко (1891 – 1956) - фотографу, художнику, плакатисту и дизайнеру. Название экспозиции – «Родченко. Личное», в связи с чем вспоминается фраза из его дневников: «Нужно иметь мужество показать весь свой творческий путь, ничего не скрывая, ни ошибок, ни ложных путей, ни тупиков, из которых возвращаешься обратно, как и триумфальных шествий, которых так немного».
Сказать, что Родченко в нашей стране забыт, и проект Зотов-центра сделался откровением – нельзя. О фотографе помнят – за последние годы было несколько серьёзных выставок, самая громкая из которых – «В гостях у Родченко и Степановой» в стенах ГМИИ имени А.С. Пушкина. Вместе с тем, «Родченко. Личное» — это уникальное зрелище, где собраны все нюансы его биографии. Экспонируется, вскрывается всё, даже гардероб – например, можно увидеть кожаное пальто с кепкой.
Кто он? Мэтр, простой человек, хороший друг и крепкий семьянин. А ещё – профессор ВХУТЕМАСа и – неисправимый романтик. «Плыть и плыть в океан будущего и встречать все новое и новое на своем пути... Каждый день приносит неизведанное, и нужно творить и делать — это лучшее, что дает жизнь. Настолько меня интересует будущее, что хочется его сразу увидеть за несколько лет вперед...», - писал Родченко.
В отличие от большинства коллег, происходивших из разночинно-интеллигентской или купеческой, дворянской среды (пролетарское искусство ковали отнюдь не пролетарии!), наш герой был родом из народа. В краткой автобиографии он сообщал: «Родился в Петербурге в 1891 г. Отец — театральный бутафор из безземельных крестьян Смоленской губернии. Мать прачка». Среди экспонатов одна из самых узнаваемых работ Александра Родченко – портрет матери, сделанный в 1924 году. Сделано с любовью и нежностью. Он боготворил Ольгу Евдокимовну и трудно переживал её смерть в 1933 году – этот удар совпал с финалом, нет, с разгромом советского авангарда.
Но вернёмся в детство! В семье Родченко знали грамоту, ценили чтение, и юный Саша с детства обожал иллюстрированные журналы, театр – что неудивительно, учитывая специфику отца, и уличную рекламу, которая в эпоху Ар нуво была феерически-притягательной. Парнишка рано проявил способности, но слыл резким и дерзким.
Учился рисунку и живописи – в Казани у самого Николая Фешина, потом в Строгановке, сошёлся группой нонконформистов – Казимиром Малевичем, Василием Татлиным, Ольгой Удальцовой. Выставлялся со своими «кругами» и «линиями», но все его картины выглядели вторично-типичными. Зато обнаружился гениальный фото-глаз, что встречается ещё реже, чем несомненная склонность к художеству.
Расцвет деятельности – после Революции, благоволившей новизне, технике, порывам. Родченко – это неожиданность ракурсов: снизу, сверху, по диагонали. Это перечёркивало все тогдашние представления о фото, как об остановившемся мгновении, рождало чувство быстроты и резко сменяющегося момента.
Его привлекали разнообразные лестницы, и они в его работах кажутся подъемниками в небо. Вот – пожарная лестница, по которой взбирается рабочий, а тут – обычный городской пейзаж, солнце и - молодая женщина с ребёнком. Другая страсть – балконы, явленные, как некие странные объекты, «убегающие» вверх. Шуховская башня, как символ конструктивно-металлической эпохи. Неизвестные нам люди, чья торопливая жизнь подсмотрена с крыш. Но главные герои – не они, а трамваи, тумблеры и радиомачты.
1920-е годы – царство машинной эстетики. Венец творенья, сапиенс представляется хилым и тусклым. Разве что годен, как приложение к всесильному агрегату! Настроение эпохи — восторг перед одинаковыми деталями, похожестью и колдовской прелестью конвейера. Фотография «Конические шестерёнки» — это гимн той одинаковости. В те годы сравнение с человека с винтиком, если и было оскорбительным, то лишь для винтика. Ритм – Бог, побеждающий хаос. Родченко завороженно фиксирует слаженность. Он – урбанист, его место силы – город, о чём повествует целый раздел экспозиции.
А вот природу не то, чтобы не жаловал – не понимал: «На даче в Пушкино хожу и смотрю природу; тут кустик, там дерево, здесь овраг, крапива. Всё случайно и неорганизованно, и фотографию не с чего снять, неинтересно. Вот еще сосны ничего, длинные, голые, почти телеграфные столбы. Да муравьи живут вроде людей...» Фотография «Сосны в Пушкино», как обычно сделанная снизу – вверх – это попытка осознать дух леса, но не вполне удачная. Его кумиром оставалась вещь.
На сопроводительном стенде читаем выдержку из письма Родченко своей жене, Варваре: «Нашёл путь единственно оригинальный. Я заставлю жить вещи как души, а души как вещи... Я найду грёзы вещей, их души, их тоску о далёком, их сумеречную грусть». В этом – андерсеновская печаль; сказка, в которой беседуют чернильницы и плачут фарфоровые статуэтки. У Родченко – всё то же: балконы, мечтающие о полёте да шестерёнки, видящие сны о балете.
Среди экспонатов – многочисленные фото жены, Варвары Степановой, музы и соратницы. Это – редкий случай, ибо в тех кругах, где с юности вращался Родченко, было принято менять жён, возлюбленных или, как в случае с Маяковским и Бриками – жить «втроём». Помимо того, Родченко-Степанова – это сильный тандем, где отсутствовала зависть, пожравшая не один творческий союз. Имеются здесь и фотографии посиделок в мастерской, где велись беседы, рождались споры и мечталось о дивном будущем.
Кстати, о Бриках и Маяковском! С ними Родченко-Степанову связывали узы дружбы и сотрудничества. «Выставка открылась в «Салоне» на Большой Дмитровке, на вернисаже был Маяковский. Он подошёл ко мне просто и сказал: «Идём, с тобой хочет познакомиться Лиля Юрьевна Брик». Я подошёл и познакомился. Это было первое знакомство с Маяковским», - сообщает Родченко в своих мемуарах.
Цепляет неестественность ситуации – поэт не был знаком с Родченко, но двинулся и попросил за Лилечку. Ради Лилечки. Сам-то он как-нибудь после. В этом вся суть «любви», точнее, колоссального унижения, в котором варился первый «голос» Революции. Однако же оставим великим – их тяготы. Владимир Маяковский сделался одним из самых эффектных натурщиков Александра Родченко. В экспозиции – ряд изображений. Обладавший роскошной и запоминающейся внешностью, пролетарский пиит выказан и как хулиган, и как денди, умевший выбирать галстуки, и как интеллигентный мыслитель, сомневавшийся даже в своём даровании.
Зато Лиля Брик ни в чём не сомневалась. Некрасивая и дисгармоничная, эта мадам умело вертела мужчинами, притом – лучшими в своём роде. Это – харизма! Родченко увидел и в ней потенциал фотомодели. Перед нами - работа «Книги – тут!», где Лилечка скликает публику в пункты Ленгиза, хотя, она не столько читала книги, сколько спала с литераторами. Рядом - коллажное фото Осипа Брика с логотипом ЛЕФа в одном из стёкол очков. Так мы переходим к следующей главе биографии Родченко.
Советская реклама 1920-х годов – это образцы высокого вкуса и атакующего стиля. Недаром их теперь изучают дизайнеры всего мира. Владимир Маяковский утверждал: «Мы не должны оставить это оружие, эту агитацию торговли в руках нэпача, в руках буржуа-иностранца. В СССР всё должно работать на пролетарское благо. Думайте о рекламе!» И они думали. Корифеи слога и формы ночами корпели над зазывами Моссельпрома. В ход шло всё передовое и свежее – особые шрифты, коллажи, звонкая рифма. Родченко и Маяковский, не зная маркетинга, изобрели «на коленке» все его базовые принципы.
Вот – фотография самого Моссельпромовского здания, что и ныне высится на углу Калашного и Нижнего Кисловского переулков. «Вся Москва была в наших рекламах. Все киоски Моссельпрома, все вывески, все плакаты, все газеты и журналы были наполнены ими. Мы полностью завоевали Москву и полностью сдвинули, или, вернее, переменили старый, царски-буржуазно-западный стиль рекламы на новый, советский», - вспоминал Родченко уже в начале 1940-х.
Пресса – ещё один фронт борьбы; 1920-е – начало 1930-х – печатный бум. Газеты и журналы появлялись в таком количестве, что читатель не успевал хватать и внедряться. Впрочем, большинство тех изданий, увы, исчезло максимум через год-два после регистрации. На выставочных стендах – номера журнала «Даёшь!», где Родченко был дизайнером обложек, а Маяковский – автором программных стихов. Там же отметились: художник Александр Дейнека, фотограф Борис Игнатович, поэты Семён Кирсанов и Николай Асеев. Блестящее созвездие талантов, но …вышло четырнадцать номеров, да и это считалось почти рекордом.
В 1930-х годах Родченко оставался в обойме: создал несколько репрезентативных фотоальбомов - «СССР на стройке», «Первая конная», «Красная армия»; снимал парады физкультурников и выступления артистов цирка; входил в комиссии; был участником всех советских фотовыставок и зарубежных салонов. Но всё же его эпоха канула в лету – бойкая динамика уступила место уверенной статике, а мечта о Завтра сменилась ощущением Вечности. Вот - изящная композиция «Полевые цветы», сделанная в манере Георга Хойнинген-Хюне и Хорста П. Хорста – корифеев западного фотоискусства. Подсветка, тайна, девушка с отсутствующим взором – застывший фрагмент бытия.
Александр Родченко умер в 1956 году – ему было 65 лет, но он уже казался памятником самому себе. В 1960-х, на волне увлечения конструктивизмом вспомнили также и о Родченко. Его ракурсы, взгляды и смыслы вошли в моду, сыскались эпигоны, в том числе и за рубежом. Но можно ли повторить уникума?
Личные вещи А.Родченко
Пионерка. 1930
Портрет матери, 1924
Конические шестерни, 1929
Александр Родченко. Пожарная лестница. 1925 г.
Лестница, 1929
Поэт Владимир Маяковский. 1924 г.
Александр Родченко. Лиля Брик. 1924 г.
Осип Брик. 1924 г.
Обложки журнала Даешь
В мастерской Родченко и Степановой, 1925
Деревья в Пушкино. 1927
Александр Родченко. Полевые цветы, 1937
Дом Моссельпрома. 1920-е гг.
Оформление экспозиции
Галина Иванкина