Русские Вести

Украденные шедевры


Бурный скандал вспыхнул между Грецией и Великобританией после того, как английский премьер Риши Сунак отказался принять приехавшего в Лондон с визитом главу греческого правительства Кирьякоса Мицотакиса. Поводом стало интервью греческого премьера, которое он дал ВВС накануне встречи, в котором заговорил о необходимости возвращения в Грецию хранящихся в Британском музее фрагментов скульптур и фризов античного храма Парфенон в Афинах, чего уже давно добивается греческая сторона.

«Ответ ясен, они лучше смотрятся в Музее Акрополя, построенном для этой цели. Речь не идет о возврате, скульптуры принадлежат Греции и были украдены. Для нас это вопрос воссоединения, где лучше всего можно полюбоваться этими важными памятниками? Если мы вырежем половину Моны Лизы, половина окажется в Лувре, а половина — в Британском музее, оценят ли ваши зрители красоту работы?» — заявил ВВС Мицотакис.

Такое заявление вызвало недовольство британского кабинета, который тут же отказал Мицотакису в уже заранее запланированной встрече с Сунаком. По мнению греческой стороны, такое является беспрецедентным нарушением дипломатического протокола. Мало того, сделано это было в оскорбительной для греческой делегации форме: британские власти сняли положенную Мицотакису, как главе правительства, специальную охрану.

Греческая проправительственная газета Katimerini связывает скандальное решение Сунака с тем, что Британия совершает «протурецкий поворот», что греческая сторона не может игнорировать. В частности, она намерена принять Анкару в консорциум на поставку истребителей Eurofighter, в то время как США исключили Турцию из программы по истребителям F-16. С этой целью на прошлой неделе министр обороны Великобритании Грант Шаппс посетил Анкару, где встретился со своим турецким коллегой.

«Великобритания и Турция движутся вместе во многих вопросах. Британцы поддерживают Турцию по многим вопросам», — отмечает Katimеrini

«Позор господину Сунаку»! — пишет в свою очередь афинская газета Elefteros Typos, комментируя отказ британского премьера принять своего греческого коллегу и повести разговор о возврате скульптур.

«Такая догматическая позиция британцев, — пишет издание, — сохраняется с 1982 года, когда тогдашний министр культуры Мелина Меркури обратилась к греческому правительству с просьбой принять меры и добиться возвращения в Грецию мраморов Парфенона. В октябре 1984 года греческие власти подали Лондону официальный запрос на возвращение скульптур, а в апреле того же года британская сторона его отклонила. Сорок лет спустя, в то время как давление международного сообщества на греческий вопрос о скульптурах Парфенона постоянно усиливается, Великобритания, кажется, закрывает на это глаза...».

Позиция Сунака выглядит сейчас, с точки зрения Греции, особенно неприглядно, поскольку в самой Британии уже звучат голоса, указывающие на то, что мраморы Парфенона надо все-таки вернуть.

Даже лондонская газета «Таймс» пересмотрела свою позицию и в своей статье в январе 2022 года призвала вернуть скульптуры Парфенона, подчеркнув, что «времена и обстоятельства изменились. Скульптуры принадлежат Афинам. Теперь им придется вернуться».

Кроме того, в Греции напоминают, что прежде главных аргументом в отказе вернуть мраморы Англия называла вопрос их сохранности, что, мол, Греция не в состоянии обеспечить сокровищам надлежащее хранение, а в Британском музее они будут в полной безопасности. Однако недавно в Афинах был специально для хранения этих сокровищ построен близ Акрополя ультрасовременный музей. А престиж Британии, как якобы «надежной страны» для их хранения, был непоправимо подорван после недавней кражи из Британского музея более 2 000 предметов.

Несколько дней назад сам президент Британского музея Джордж Осборн во время своего выступления на ежегодном ужине попечителей в зале Дювин, где размещены скульптуры Парфенона, уже намекнул, что возврат в какой-то форме все-таки возможен. Он сказал: «Надеюсь, мы достигнем соглашения с Грецией, соглашения, которое позволяет увидеть эти великие скульптуры в Афинах, а также в Лондоне». При этом он добавил, что «вполне возможно, нам это не удастся, но мы думаем, что попытаться стоит». Так что на этом фоне поведение Сунака выглядит для греков, как настоящее оскорбление.

Кирьякос Мицотакис, выступая ранее на праздновании 75-летия основания ЮНЕСКО, пояснил, что между нациями не может быть диалога, если он отсутствует между культурами, и нет взаимного уважения к истории и наследию.

«На мой взгляд, это означает, что знаковые памятники, неразрывно связанные с самобытностью нации, должны принадлежать этой нации. По этой причине я считаю, что необходимо, чтобы скульптуры Парфенона, находящиеся в Лондоне, были воссоединены с большей частью коллекции скульптур Парфенона в Афинах», — призвал он.

Как известно, мраморные украшения с храма Парфенон на афинском Акрополе, который считается непревзойденным шедевром мировой архитектуры, были вывезены в Британию из Афин ее консулом в Великой Порте в Стамбуле лордом Элджиным в XIX веке и находятся сейчас в Британском музее Лондона.

В Англии заявляют, что Элджин будто бы их купил на законном основании, а в Афинах уверены, что они были украдены, поскольку в те времена Эллада томилась под османским игом и не была самостоятельным государством. Так что англичанин, если и купил их, то не у греков, а у турок, которые хозяйничали тогда в Афинах.

Еще в 1999 году Европейский парламент заявлял: он считает, что возвращение скульптур Парфенона в Грецию станет ключевым шагом в продвижении общеевропейского культурного наследия и призвал правительство Соединенного Королевства рассмотреть просьбу Греции положительно. Но Лондон снова и это проигнорировал.

У правительства Великобритании есть твердая давняя позиция в отношении скульптур, заключающаяся в том, что они были законно приобретены лордом Элджином в соответствии с соответствующими законами того времени и с момента их приобретения «на законных основаниях принадлежат попечителям Британского музея».

Между тем споры о возврате вывезенных из других стран сокровищ искусства сейчас становятся актуальными во всем мире. Большинство ведущих музеев Запада — это, фактически, склады награбленного колонизаторами, заявляют историки и искусствоведы в странах Африки и Азии.

Они настаивают на возвращении незаконно вывезенных артефактов на исконную родину. Запросы на возвращение экспонатов чаще других получают Музей Виктории и Альберта, Лувр, Британский музей, американский Метрополитен и подобные им музеи-энциклопедии. Спорных объектов в одной только Европе сотни тысяч. И если раньше речь шла по большей части о военных трофеях, то сегодня разговоры о реституции всё чаще ведутся в контексте деколонизации. Сокровища Африки и Азии веками вывозилось колонизаторами всех европейских мастей.

В итоге во Франции, по информации издания Foreign Policy, оказалось около 90 тысяч предметов старины, в Британии — 73 тысячи. Всех переплюнула Бельгия, которая, преимущественно во времена крайне жестокого по отношению к африканцам правления короля Леопольда II, присвоила более 120 тысяч произведений искусства. Большинство из них до сих пор красуются в Королевском музее Центральной Африки в пригороде Брюсселя. За легендарный бюст Нефертити, хранящийся в Новом музее в Берлине, многолетнюю и пока безрезультатную борьбу ведут египетские власти. Египет вообще не может добиться возврата тысяч произведений искусства, вывезенных наполеоновской армией во Францию. То же самое можно сказать и о Пергамском алтаре, вывезенном в Германию. Англичане ограбили Индию и другие свои колонии. Культовую скульптуру моаи Хоа Хакананайа с острова Пасхи, например, без какого-либо разрешения вывез экипаж британского корабля; ее преподнесли королеве Виктории в качестве подарка в середине XIX века. В голландском музее находится бесценный алмаз в 70 карат, который прежде принадлежал индонезийскому султану Банджармасина. Венеция полна сокровищ из ограбленной крестоносцами Византии. Этот позорный список грабежа можно продолжать до бесконечности.

18 декабря 1973 года ООН приняла резолюцию 3187 «О возвращении произведений искусства странам-жертвам экспроприации». Около 200 произведений Брюссель вернул тогда своей бывшей колонии, однако вскоре процесс реституции затих, поскольку возвращенные артефакты снова оказались на рынке предметов искусства.

Сейчас ситуация постепенно меняется. США и страны Запада стали вдруг каяться в преступлениях своего колониального прошлого. В результате в этом году Франция объявила о возврате Бенину части украденного. Эта страна стала жертвой колониальной войны, которую начала Франция и которая была для французских купцов центром работорговли.

Заодно французские колонизаторы вывезли из страны не менее 80% существовавших тогда предметов африканского искусства. Битва Бенина с Францией, чтобы вернуть сокровища, длилась несколько десятилетий. И вот теперь Франция, хотя и со скрипом, начинает возвращать награбленное. О своем намерении вернуть часть похищенных в колониях артефактов объявили Нидерланды.

У Запада вдруг проснулась совесть? Нет, конечно, попросту бывшие колонии стали теперь важными экономическими партнерами, у них есть природные ресурсы, которые остро необходимы прежним странам-грабителям, и они вынуждены заигрывать с их властями, идти на уступки, в том числе и в деле реституции произведений искусства.

Но то, что они планируют возвратить, это пока — лишь капля в бездонном море награбленных колонизаторами во всем мире сокровищ искусства.

Многие музеи Испании, Португалии, Италии, Франции, Бельгии и других стран-колонизаторов по-прежнему ломятся от награбленных шедевров. А Англия, как мы видим, упорно не собирается возвращать бесценные мраморы Парфенона, национальной святыни Эллады.

Ограблена после Второй мировой войны была и сама Европа. Тут постарались США. Американские оккупационные войска вывезли из Германии и других стран за океан множество произведений искусства. Многие следы ведут в форт Нокс в США, который считают главным местом нахождения золота и предметов искусства. Однако, что именно в нем находится, до сих пор хранится в тайне. Но то, что там полно награбленного, нет сомнений. Еще в 1978 году президент Джимми Картер получил из форта Нокс венгерскую корону короля Штефана и передал ее венгерскому правительству. Но раскрывать тайны хранящихся за бронированными стенами форта сокровищ американцы не собираются.

Совсем иначе поступил в свое время Советский Союз, который в 1955 году вернул ГДР сокровища Дрезденской галереи, где хранились такие мировые шедевры, как «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Автопортрет с Саскией» Рембрандта, а также работы Рубенса, Веласкеса, Тициана, Дюрера, и многие другие известные произведения искусства.

Хотя они были вывезены из разгромленной во Второй мировой войне Германии на вполне законном основании в рамках репараций за нанесенный нам нацистами чудовищный ущерб. Никто и никогда в истории Европы не совершал такого благородного шага.

В наши дни грабеж произведений искусства продолжается иногда под прикрытием всякого рода юридических уловок. Так, на днях Нидерланды передали Киеву бесценную коллекцию скифского золота, которое хранилось в музеях Крыма и никакого отношения к Украине не имеет.

С 2014-го коллекция находилась в Нидерландах: в феврале того года ее вывезли из четырех крымских музеев на выставку в Амстердам, согласно заключенному соглашению с обязательством вернуть ее на прежнее место. Однако после того как в марте 2014 года Крым вернулся в состав России, Нидерланды решили не возвращать реликвию Крыму до решения суда или досудебного урегулирования, и вот теперь отправили сокровища в Киев. Россия считает неправомерным и политически ангажированным такое решение и требует возврата сокровищ ее законному владельцу — музеям Крыма.

Владимир Малышев

Источник: www.stoletie.ru