Народная артистка РСФСР Ирина КУПЧЕНКО не раз играла роли учительниц, но в фильме «Училка» режиссёра Алексея Петрухина впервые взяла в руки пистолет. На фестивале российского кино «Окно в Европу» в Выборге фильм завоевал приз зрительских симпатий. А главный приз из 12 конкурсных игровых фильмов решили никому не вручать. Высокую награду с формулировкой «За безупречное мастерство, достоинство и честность» получила Ирина Купченко.
По сути, сюжет «Училки» очень напоминает франко-бельгийский социальный триллер 2008 года «Последний урок» Жана-Поля Лильенфельда с Изабель Аджани в главной роли. Её героиня – молодая учительница, работающая с подростками из трудных семей, которые её постоянно оскорбляют. В какой-то момент она находит пистолет, берёт класс в заложники и заставляет детей учить Мольера под дулом пистолета.
– Режиссёр Алексей Петрухин считает, что «Училка» – продолжение картины «Хомо новус» венгерского режиссёра Паля Эрдёшша, снятой в 1990 году. В ней старшеклассники обычной школы устраивают травлю своей учительницы. В конце концов они похищают её единственного сына, которого она растит без отца. Кстати, эту самую учительницу тогда я и сыграла. Но тогда мне не довелось держать в руках оружие, – признаётся Ирина Купченко.
– Ирина Петровна, как вы считаете, спустя годы, отношение к профессии педагога изменилось?
– Отношение не изменилось, другим стало время. Профессия обесценилась, утратила уважение. Учитель – одна из главных профессий в обществе, ведь именно в школе формируется человек. Раньше родители спокойно жили, зная, если что не так – ребёнком займётся школа. Сейчас учителя можно назвать менеджером по знаниям. На Востоке – мать, отец, учитель, мастер стоят в одном ряду. Когда мы переводили наш фильм на китайский язык, китайцы не могли понять, что такое «училка». При их цензуре искажать слово «учитель» нельзя.
– Какие фильмы об учителях вам нравятся?
– «Чужие письма» Ильи Авербаха, «Хомо новус», где я сама играла учительницу,«Дорогая Елена Сергеевна». Очень понравился «Географ глобус пропил». Увы, сейчас немного фильмов о школе. Наш фильм важен для молодого поколения: он позволяет посмотреть на себя со стороны, понять своё предназначение.
– Что было для вас самым сложным на съёмках?
– Темп. Мы очень быстро справились – всего за две недели. А ведь у нас там очень сильные эмоциональные нагрузки. К тому же у меня было 18 партнёров! Сначала хотели взять на роли 15 подростков – по числу республик бывшего СССР, но все ребята так понравились на кастинге, что оставили 18.
– Как вы считаете, возможна ли такая ситуация в жизни?
– В жизни может случиться то, что вы даже себе представить не можете! Искусство должно заменять страшные ситуации, чтобы человек был подкован и ему не нужно было стрелять. Моя героиня – хороший педагог, любит своих учеников, но они её довели, и в какой-то момент нервы не выдержали, и она схватила пистолет...
– Вы представляли фильм в Финляндии. Как финны приняли «Училку»?
– Стояла мёртвая тишина, никто в зале даже не кашлянул. Видимо, у них похожие проблемы в школе.
– Как вы защищаетесь психологически, когда играете такие тяжёлые роли?
– Если играть всерьёз Медею, которая убивает своих детей, то в какой-то момент может поехать крыша. На самом деле тяжелее создавать не трагические роли, а комедийные. Чем легковеснее роль, тем труднее.
– Кого из режиссёров вы можете назвать главным в вашей жизни?
– Конечно, я должна отдать должное Андрею Кончаловскому, который обладает редким талантом: он, как никто, умеет объяснить, рассказать артисту, настроить, подготовить его… У него я снялась практически подряд в нескольких картинах: «Дворянское гнездо», «Дядя Ваня», «Романс о влюблённых», «Ближний круг». Всё, что я умею в кино, – этим я обязана, конечно, Андрею Сергеевичу. Однако в какой-то момент я устала играть женщин с трудной судьбой, но режиссёры предлагали мне одно и то же. Однажды мне всё-таки повезло, и в моей жизни случилось «Обыкновенное чудо» Марка Захарова. А затем Эльдар Рязанов позвал меня в свои комедии: «Забытая мелодия для флейты»и «Старые клячи».
– Ирина Петровна, вы в прекрасной форме. Как вам удаётся её сохранять?
– Это тяжкий труд. Уже неделю ничего не ем, так как растолстела. Мой принцип – кушать по чуть-чуть, ограничивать себя. Если переем, то – вообще закрываю рот на замок. С возрастом трудно сбрасывать вес, поэтому надо держать свой аппетит в узде. Важно хорошо высыпаться, уметь концентрироваться, сохранять энергию, не расплёскивать понапрасну. Черпаю силы в природе, книгах, музыке.
Катерина Мигулина