В первой половине 1970-х было снято много пустоватых, но очаровательных фильмов с неизменно-летним настроением. Сезон мог быть любым, однако, чувства были именно летние, равно, как и свет в кадре – ясный и яркий.
Да, не все из этих работ оказывались удачными, и, вместе с тем, у них было важное преимущество – они дарили и дарят хорошее настроение. Даже самые глупые из этих лент кажутся милыми.
Там все проблемы, даже серьёзные, решались максимально легко. Там звучало много песенок. Там постоянно фланировали модные ребята и девчата – парни в цветных брюках-клёш, а девушки – в мини-юбках.
Всё и вся движется, радуется, говорит о наступившем счастье. Там… О, да, там наличествовал резвый оптимизм. Но! В отличие от фильмов 1960-х, тот оптимизм был театральным.
Не фальшивым, нет, а именно декоративным, как на подмостках. Интересная эпоха – весенние 1960-е завершились, а минорно-интеллигентская осень, которой был перенасыщен кинематограф второй половины 1970-х, ещё не наступила.
Так что действительно лето, правда, не такое уж длинное. Среди этих приятных картин выделяется «Три дня в Москве» (1974) режиссёра Алексея Коренева, творца «Большой перемены» (1972).
Этот фильм запомнился – хотя бы своим музыкальным сопровождением, а песня «Одна снежинка – ещё не снег, ещё не снег…», что называется, пошла в народ и стала жить отдельно от киноленты – она часто звучала по радио.
Сюжет – прост. Молоденький сибирский милиционер Иван Федотов (Семён Морозов, часто игравший в подобных фильмах) попадает в Москву. Почти случайно!
Дело в том, что трёхдневная поездка предназначалась его начальнику (Иван Рыжов), но тот решил отправить парнишку… Во-первых, глав-милиционер, этакий шериф, как на Диком Западе не может оставить пост на юного да порывистого Ивана...
А во-вторых, пожилой блюститель порядка захотел, чтобы Иван увидел Москву – у того самый возраст для впечатлений. И действительно, город удивил, поразил, обворожил Ванечку.
В столице он сразу же попадает в водоворот событий и приключений, благодаря которым он знакомится с красивой девушкой-милиционером Олей (Наталья Варлей), своей коллегой.
С ней он будет постоянно сталкиваться все эти три дня. И, разумеется, он влюбился - дева-лейтенант очень уж хороша собой. А каков там Станислав Садальский в образе комического героя-любовника!
Здесь он провинциал, мечтающий путём матримониальных ухищрений заполучить московскую прописку. Да не где-нибудь, а в приличной квартире! По законам жанра одной из москвичек, на которой хочет жениться герой Садальского оказывается именно та Оля.
Ситуации в фильме (будем честны) довольно дурацкие – сценарий очень средненький. Но это вообще не так важно – это фильм-настроение. Иван не просто путешествует по столице – он помогает всем, кто в этом нуждается и даже «играет роль» внука для одинокой бабушки (Валентина Сперантова).
Перед нами проходят самые разные люди, и у всех – своя жизнь и свои радости. В финале Оля поёт песню на смотре самодеятельности, и нам кажется, что девушка откликнулась на чувства...
Но Иван улетает в свою Сибирь и мы видим, как он рад тому, что вернулся. Прекрасный открытый финал – несмотря на сценарную слабость, конечная точка поставлена весьма элегантно! Жизнь - прекрасна.
Галина Иванкина