Третьяковская галерея - "Выставка Карл Брюллов. Портреты из частного собрания Санкт-Петербурга"



24 января в Третьяковской галерее открывается выставка портретов Карла Брюллова из частного петербургского собрания.

Выставка познакомит посетителей с восемью произведениями Карла Павловича Брюллова (1799–1852), крупнейшего русского художника первой половины XIX века.

К. Брюллов. "Автопортрет", нач. 1830-хг.г.
Частное собрание, Санкт-Петербург.

Демонстрация картин из частного собрания рядом с хрестоматийными полотнами мастера в экспозиционных залах Третьяковской галереи дополняет представление о художественном наследии Брюллова, а также дает зрителю редкую возможность познакомиться с настолько значимыми произведениями, известными лишь специалистам. Подобные выставки вводят в общий культурный контекст картины, скрытые от глаз широкой публики, «скрепляют звенья общей цепи» истории русского искусства.

Портреты из частного собрания Санкт-Петербурга, представленные в залах Третьяковской галереи, исполнены К.П. Брюлловым в различные периоды творчества.
Брюллов-портретист исходил, прежде всего, из особенностей модели. Для живописца главным оставался человек с его неповторимыми индивидуальными чертами и особым душевным настроем. Найденная композиция каждого портрета, его колористическое решение всегда звучала в унисон с внутренним миром изображенных людей.

Владелец коллекции — прапраправнук архитектора Александра Брюллова, старшего брата живописца Карла Брюллова.

От своих прославленных родственников коллекционер унаследовал семейную реликвию «Портрет аббата» (конец 1830-х). Замечательное по мастерству и выразительности произведение всегда находилось в поле зрения исследователей. Так, портрет экспонировался на выставке картин и редких произведений, принадлежащих членам императорского дома и частным лицам Петербурга (1861) и на Историко-художественной выставке русских портретов, проходившей в Таврическом дворце (1905).

К. Брюллов. "Портрет аббата", конец 30-х г.г.
Частное собрание. Санкт-Петербург.

Первоначальный собирательский интерес владельца к творчеству Брюллова был обусловлен фактом его личной биографии. В последующие годы шли целенаправленные поиски работ легендарного предка. Некоторые из произведений долгое время находились в частных руках за границей.

Так, один из ранних автопортретов К.П. Брюллова был приобретен на лондонском аукционе, а конный портрет А.Н. Демидова куплен в Париже. Из московского собрания доктора медицины академика Д.А. Жданова поступило парадное изображение «Дамы у фортепьяно» (1838). Авторитетный исследователь творчества живописца Э.Н. Ацаркина атрибутировала изображенную на портрете как супругу Брюллова Эмилию Тимм. Семейный «Портрет Е.П. Гагариной с сыновьями Евгением, Львом и Феофилом» (1824) был куплен у петербургских наследников великого физиолога и нобелевского лауреата И.П. Павлова.

Интересна история бытования вновь обнаруженного повторения самого известного автопортрета Брюллова (1848, ГТГ). В конце XIX века этот экземпляр принадлежал великому князю Константину Константиновичу (поэтический псевдоним — К.Р.) и находился в Мраморном дворце. В результате послереволюционных перераспределений картина попала в Музей Института русской литературы АН СССР (Пушкинский дом), откуда с разрешения президента Академии Н.И. Вавилова была передана художнику Г.Д. Епифанову в обмен на скульптурный бюст М.В. Ломоносова работы Ф.И. Шубина. До недавнего времени портрет хранился у потомков Епифанова.

В результате буквально за 15 лет удалось приобрести еще пять портретов кисти Брюллова. В числе других произведений эти работы экспонировались в залах Государственного Русского музея в 2013 году на выставке «Карл Брюллов. Из частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга». Предварительно все произведения прошли тщательную искусствоведческую и технико-технологическую экспертизу.

Выставка "Карл Брюллов. Портреты из частного собрания Санкт-Петербурга", которая откроется 24 января в Третьяковской галерее, уже сейчас вызывает интерес у публики. Об этом ТАСС в четверг сообщила куратор выставки Людмила Маркина.

"По тому, как откликаются на вернисаж публика, наши спонсоры и мои музейные коллеги, можно сказать, что выставка вызывает уже сейчас большой интерес. Это неудивительно, имя Брюллова очень известно. У него нет плохих или второстепенных работ", - сказала Маркина.

Она отметила, что про очереди в галерею, которые могут возникнуть в связи с популярностью экспозиции, говорить еще рано. По ее словам, выставка будет доступна по общему билету в Третьяковскую галерею.

"Зал, в котором расположится экспозиция, небольшой, всех желающих принять будет сложно. Но мы посмотрим, думаю, наши службы что-нибудь придумают ", - сказала Маркина.

На сегодняшний день в Третьяковской галерее находятся 52 работы этого крупнейшего русского художника первой половины XIX века. Почти все они доступны для просмотра в постоянной экспозиции, включая большую историческую картину "Осада Пскова" и знаменитую "Всадницу".

Восемь картиниз частной коллекции, исполненных К.П. Брюлловым в различные периоды творчества, демонстрируют своеобразные типологические структуры портретного образа: парадные и камерные изображения, групповой семейный портрет, конный «портрет-прогулка», автопортреты.

Среди представленных произведений — парадное изображение «Дамы у фортепьяно» (1838), «Портрет Е.П. Гагариной с сыновьями Евгением, Львом и Феофилом» (1824), а также повторение самого известного автопортрета К.П. Брюллова.

К. Брюллов."Портрет У. П. Гагариной с сыновьями Евгением, Львом и Теофилом", 1924 г.
Частное собрание, Санкт-Петербург.

Семь из них - из частного собрания Санкт-Петербурга, а "Портрет Авроры Карловны Демидовой" был привезен в Москву из Константиновского дворца в Стрельне.

К. Брюллов. "Анна Карловна Демидова"
Константиновский дворец, Санкт-Петербург (из коллекции Алишера Усманова - передано в дар России).

"В 1995 году я ездила за этой картиной на аукцион, чтобы купить ее для Третьяковской галереи. Но сделать это мне не удалось. Наконец-то эта картина приехала в Москву, хотя бы как "гостья", - сказала куратор выставки.

По ее словам, до Константиновского дворца этот портрет всегда был в частных руках. Впервые публика получит уникальную возможность свободно познакомиться с этой картиной именно в Третьяковской галерее.

В экспозиции будут также представлены несколько авторских повторений картин Брюллова, уже знакомых посетителям "Третьяковки". Среди них - "Автопортрет" художника, который он написал во время своей болезни.

"Этот шедевр висит в нашей постоянной экспозиции. Вариант этой картины из частного собрания - авторское повторение мы разместим рядом, чтобы публика могла сравнить их", - сказала Маркина.

К. Брюллов. "Автопортрет" (авторское повторение)
Часиное собрание. Санкт-Петербург.

Еще одна вариация - "Портрет великой княгини Елены Павловны". Похожая картина Брюллова, купленная Третьяковым, также хранится в галерее. "В частном собрании - авторское повторение портрета, на котором Елена Павловна в другой одежде и с другим украшением", - сказала куратор.

К. Брюллов."Портрет Великой княгини Елены Павловны". (Авторское повторение)..Частное собрание, Санкт- -Петербург.

К. Брюллов."Портрет Великой княгини Елены Павловны". Государственная Третьяковская галерея, 1829 г.

К. Брюллов. "Керубино Корньенти. Портрет А. Н. Демидова". 1852 г.
Частное собрание, Санкт-Петербург.

Экспозиция откроется 24 января и будет доступна по общему билету в Третьяковскую галерею

Третьяковская галерея, Лаврушинский переулок, 10, зал 11
24 января - 24 июня

Автор^ Пресс-служба ГТГ - Тасс

Источник: yarcenter.ru





войдите VkontakteYandex

Комментарии