В Москве театральной новый громкий скандал. Художественный руководитель Театра на Малой Бронной Константин Богомолов на пресс-конференции сообщил, что пригласил на роль Раневской в легендарной чеховской пьесе «Вишнёвый сад»… трансгендера.
Некую Наталью Максимову, которая на самом деле вовсе не Наталья, и не женщина, а мужчина, уроженец Казахстана, который вдруг решил сменить пол. Долгое время этот персонаж подвизался во Франции, а вот теперь прибыл в Россию с целью пропагандировать у нас под покровительством г-на Богомолова «европейские ценности». Ставить скандальный спектакль будет, как объявлено, молодой режиссер МикитаИльинчик, который окончил режиссёрский факультет ГИТИСа в прошлом году. Премьера запланирована на 2022 год.
Богомолов, который более известен в Москве, как муж Ксении Собчак, печально знаменитой героини «Дома-2», уже давно отличается со своей супругой всякого рода эпатажными выходками. Особенно, если вспомнить недавнее фото с церемонии их бракосочетания, на которуюрадостно хихикающие молодожены отправились в погребальном катафалке. А как режиссер он больше известен такими же оригинальными фокусами и на сцене.Например, когда в его театре на Малой Бронной в спектакле «Норма» по одноименному роману В. Сорокина актеры с увлечением занимались поеданием фекалий. Или когда он, по словам актера Александра Лазарева-младшего, превратил постановку спектаклей «Борис Годунов» и «Идиот» в «омерзительную дрянь». Актер вспомнил, что Настасью Филипповну в «Идиоте» играла молодая и невероятно красивая актриса. «Он ее раздел почти донага, посадил за решетку и заставил говорить детским голосом... Тут меня не хватило. Я засвистел в четыре пальца и сказал, что больше на это я смотреть не могу. А издевательство над Пушкиным? Когда Пушкин пошел пописать в кусты. Я не понимаю, зачем это надо?» –с негодованием возмущался популярный актер.
Словом, на ниве пакостей на театральной сцене Богомолов давно уже рекордсмен, но на этот раз он уже «пробил дно». Новость о трансгендере на сцене сразу же вызвала бурный скандал, затмив даже другую театральную сенсацию – появление на сцена прославленного МХАТа скандальной поп-певицы Ольги Бузовой.
Известный российский режиссер и актер, художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин с возмущением заявил, что Богомолова надо срочно лечить. «В больницу надо срочно положить — может быть, можно как-то вылечить! Кого? Естественно, Богомолова. Или операцию сделать. А больше никак. И того, кто это разрешил, — тоже. Если (что-то) вырежут, то все будет нормально и можно дальше работать. А почему ж нет?» — сказал Соломин.
Скандал уже дошел и до Госдумы. Депутат Виталий Милонов высказал уверенность в том, что Богомолов имеет психологические проблемы и тоже призвал отправить режиссера на принудительное лечение. «Думаю, что Богомолову надо запретить заниматься режиссерской деятельностью, сдать его в сумасшедший дом, где сидел Иван Бездомный, для лечения и исправления. Потом на реабилитацию к [режиссеру Никите] Михалкову», — с присущей ему едкой иронией заявил депутат.
Причина вседозволенности «творцов»
«Со стороны руководства театром зазывать людей пялиться на трансгендера – это, по-моему, оскорбление актерской профессии и оскорбление самого театра, - заявил в воскресенье в программе новостей известный телекомментатор Дмитрий Киселев. - То есть не надо быть актером, чтобы играть на столичной сцене, достаточно потрясать трансгендерным телом. Что касается отношения к театру, то разве для такого его сцена? А уж Антона Павловича Чехова "конопатить" тем, от чего классик в гробу перевернется?.. Зачем вам Чехов? Вы же сами такие талантливые и удивительные.
И, конечно, странной здесь выглядит роль государства, которое вынуждено финансировать демонстрацию живого трансгендера в государственном театре. Уверен, это противоречит государственной молодежной политике, государственной политике в отношении семьи и вообще сути государственной политике в области культуры», – с возмущением подчеркнул Киселев.
Такового рода гнусности на подмостках российских театров уже давно вызывают возмущение общественности России, много раз писало об этом и «Столетие». Но, как говорится, маразм только крепчает. Оказывается, что все призывы к государству обуздать тех, кто глумится над театральной классикой, оскорбляет и издевается над зрителем, а на скандалах делает сам себе рекламу и набивает карманы, не так-то просто. Причина вседозволенности «творцов» – Положение о театре в Российской Федерации, утвержденное правительством РФ 25 марта 1999 года, согласно которому «органы государственной власти не вмешиваются в профессионально-творческую деятельность театра, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Запрет на публичное исполнение спектаклей и другие виды их использования, а также на публикацию театральных рекламных материалов не допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации».
«Банкет» за наш с вами счет
То есть получается, что государство оказывается у такого рода деятелей как бы в заложниках. Оно обязано лишь финансировать театры, но никаких рычагов воздействия ни на художественную составляющую, ни на смысловую не имеет. При этом Россия – абсолютный чемпион мира по числу театров на господдержке.
Так, в 1991 в Москве было 27 государственных театров, а потом их число возросло до 82. А если к этому добавить еще и концертные организации и федеральные театры, то сегодня в столице – около ста театров на государственном финансировании, не считая десятков концертных площадок. Их суммарный государственный бюджет – 13,5 миллиарда рублей, а средняя зарплата там работающих – 80 тысяч.
Такого, следует подчеркнуть, нет ни в одной столице мира. В Париже, например, государство финансирует Grand Opеra плюс еще пять театров во всей Франции. В Англии королевские театры можно пересчитать на пальцах одной руки. А финансирование столь ограниченное, что знаменитый Covent Garden, например, для того, чтобы справиться с нехваткой средств из-за пандемии, был вынужден начать распродажу собственной коллекции картин.
«При всех сложностях ни парижским, ни лондонским театральным коллективам не приходит и в голову идти на предательство профессии, приглашая на сцену в качестве приманок людей от театра далеких. Аналог истории с появлением Бузовой в спектакле МХАТ невозможен, – добавил Дмитрий Киселев. – Да, хайп. Да, одномоментный рост цен на театральные билеты. Но ведь за счет саморазрушения в профессии».
И Путин им не указ
Несколько лет назад президент России Владимир Путин провел в Петербурге заседание Совета по культуре и искусству и Совета по русскому языку, где, поддержав незыблемость принципа свободы творчества, все же подчеркнул: «Нам необходимы новые, оригинальные форматы прочтения классики и в кино, и в театре, на телевидении, в социальных сетях. И это уже задача для мастеров культуры: суметь создать современные произведения, сохранив ценностное содержание оригинала, его морально-нравственный посыл, богатство и образность нашего языка.
Свою позицию о вмешательстве в творческую деятельность я высказал в рамках Послания и повторю, что принцип свободы творчества считаю абсолютно незыблемым. Однако у всех свобод всегда есть вторая сторона – ответственность.
И это мы с вами тоже хорошо знаем. Это, собственно говоря, во всех определениях свободы, всеми признанными в мире философами так и излагается».
А потом, говоря о критериях допустимого в искусстве, президент обратился за помощью в их определении к самим творцам: «Эти критерии нужно выработать и в творческой среде. Непростая задача, но было бы очень хорошо, если бы не мы, а вы смогли это сделать. И тогда мне было бы легче останавливать, честно говоря, и чиновников, которые переходят границы. Таких, конечно, достаточно у нас всегда было в России, тем более в Советском Союзе. Давайте вместе над этим подумаем. Это непростая задача. Для людей, которые занимаются более простой работой, чем творчество, для них нужны более точные критерии. Помогите мне это сделать».
Со времени этого обращения президента к «творцам» прошло пять лет. Что изменилось? А ничего! Кроме того, что как уже было сказано, что «маразм крепчает» - вот уже и трансгендеров тащат на сцену.
И никто с такой наглостью «мастеров искусств» ничего поделать не может. На государственные деньги при всем честном народе они не только унижают свою профессию, но и безнаказанно разлагают российское общество, цинично навязывая нам чуждые России «ценности».
Неожиданная статья
Любопытно, что незадолго до трансгендерного скандала Богомолов опубликовал в «Новой газете» статью, которую от него никто не ожидал. В ней он неожиданно для своих либеральных коллег вдруг объявил, имея в виду подобные эксперименты западных творцов, что современный Запад — такой же «преступник, прошедший химическую кастрацию и лоботомию. Отсюда эта застывшая на лице западного человека фальшивая улыбка доброжелательности и всеприятия. Это не улыбка Культуры. Это улыбка вырождения».
«Современный западный мир, – вынес ему жесткий приговор один из его апологетов в театре, – оформляется в Новый этический рейх со своей идеологией – «новой этикой». Национал-социализм в прошлом. Перед нами этический социализм. Квир-социализм. Siemens, Boss и Volkswagen превратились в Google, Apple и Facebook, а «нацики» сменились столь же агрессивным и так же жаждущим тотального переформатирования мира микстом квир-активистов, фем-фанатиков и экопсихопатов».
«В нацистском государстве, – продолжал с пылом Савонаролы обличать Запад Богомолов, – художник мог лишиться работы и жизни из-за своего «дегенеративного» искусства. В «прекрасном» западном государстве будущего художник может лишиться работы, поскольку поддерживает не ту систему ценностей. Впрочем, уже не только художник, фигура влияния. Ситуация развивается стремительно, и сегодня любой скромный научный сотрудник какого-нибудь заштатного американского института или просто мирный и вполне себе успешный студент может быть изгнан из стен заведения за «не то» мнение о текущей политической или общественной жизни. А так как осуществляет эти репрессивные меры общество, а не государство, репрессии именуются акцией общественной солидарности, освящаются праведным гневом «свободных» и «прогрессивных» людей, требующих от несогласных присесть на колено и в этом случае готовых милостиво даровать им право работать и творить. Так человека подводят к самокастрации как единственному способу выжить в этом новом оруэлловском государстве».
Безумный поезд, несущийся в босховский ад
«Европа, – объявил в своей статье Богомолов, – покинутый и оставленный на разграбление вишневый сад. Фирсы прячутся от толп мигрантов, Раневские донюхивают кокаин на остатки здоровья, Петя Трофимов пишет еврозаконы, Аня осознала себя квир-персоной, а доживающие маразмеющие Гаевы, что старик Байден, шамкают дежурные слова о добре и справедливости. Современная Россия безусловно далека от той Европы, к которой стремилась. Но она, очевидно, не хочет и в новый европейский паноптикум».
«Мы оказались в хвосте безумного поезда, несущегося в босховский ад, где нас встретят мультикультурные гендерно-нейтральные черти…», – не смог скрыть своего ужаса перед происходящим на Западе Богомолов.
После этой статьи у многих возникло предположение, что наконец-то образумился «творец»... Как говорится, «осознал» и не хочет теперь оказаться в этом «безумном поезде, несущимся в босховский ад». Ан, оказалось, нет! И это его якобы «прозрение» тоже на поверку оказалось хайпом, желанием привлечь внимание к собственной персоне.
Потому что новость о трансгендере на сцене его театра, которого он тащит в чеховский «Вишневый сад»,убедительно подтверждает: Богомолов так и остался Богомоловым, а точнее, не режиссером, а мужем Ксюши Собчак.
Сколько же можно терпеть все эти гнусности, которые творят в российских театрах за государственные, то есть за наши в вами деньги эти «нейтрально гендерные черти», или Богомоловы и компания? Ведь они и нас, всю Россию туда же тащат! Ведь уже давно эти «творцы» превратились в самых настоящих нахлебников, паразитирующих за счет государства и подрывающих его устои.
Андрей Соколов