Русские Вести

Торжество любви


Изменилась жизнь. Изменились люди. Многое что изменилось за этот тяжёлый, ирреальный год. Одно неизменно - Пушкин и музыка. Вот эти пушкинские строки:

«Одной любви музыка уступает;

Но и любовь мелодия... взгляни»

1 декабря. Телеканал «Культура» представил церемонию открытия XXI Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик», место действие – Концертный зал имени Чайковского. Сцена  в сверкании мишуры погружена в тот особенный полумрак, в котором нужно успеть загадать желание. А пока фортепианный концерт Сен-Санса сменил высокопарный полонез Чайковского из оперы «Евгений Онегин»,. Вступление арфы в Концертино для арфы с оркестром Александра Балтина нагнало, под шапкой тумана, солёные волны средиземноморья. Дуновения, лёгкие как лебединое перо, флейты в Сонате для флейты с оркестром Тактакишвили отбросили тени пасторалей Бакста на тему «Дафнис и Хлоя»… Виновник всей этой обрушившейся стихии музыки -  Московский филармонический оркестр. Дирижер оркестра Михаил Шехтман обратился с обращением: «Желаю XXI  Международному телевизионному конкурсу юных музыкантов «Щелкунчик» успеха и удачи всем его участникам. Пусть музыка течёт!»

Виолончелистка Полина Тхай (Бронзовый Щелкунчик, 2019). Торжественное открытие конкурса Щелкунчик 1 декабря 2020. Фото Вадима Шульца
 

Международный телевизионный конкурс "Щелкунчик" -  проект телеканала "Культура",  был основан в 2000 году; с 2014 года со-организатор конкурса – фонд «Музыкальный Олимп», принимает активное участие в его проведении. Конкурс проводится раз в год, его номинации: "фортепиано", "струнные инструменты", "духовые и ударные инструменты".  В составе жюри – музыканты с мировым именем. Ну а весь свет софитов направлен, конечно, на его участников - юных дарований. Заявки на участие они присылают заранее, из самых разных стран. И тому есть своё объяснение. Во-первых или во-вторых, Конкурс имеет многомиллионную телевизионную аудиторию, его победители, «Золотые», «Серебряные» и «Бронзовые Щелкунчики», получают шанс выступления на самых престижных филармонических площадках, а номинанты не уходят без ценного подарка. Кроме того, Попечительский совет, председатель – Ирина Никитина, и по окончании Конкурса продолжает следить за творческой судьбой своих питомцев. Среди открытий назову имена  Даниила Трифонова (фортепиано, Россия), Химари Йошимура (скрипка, Япония);  Софии Тюриной (саксофон, Россия)… На этот раз для участия в Конкурсе в Москву прибыло 48 юных музыкантов из 23 стран и 12 городов России.

Жеребьёвка состоялась в фойе Концертного зала  имени Чайковского. Меломаны, ценители музыки могут следить за его ходом на сайте и YouTube-канале «Культуры». Известна уже интрига, в финале первого тура пианистов четверо его участников набрали одинаковое количество баллов – по 34. И членам жюри за секунды пришлось сделать ответственный и сложный выбор: кто же из них Конкурс покинет?...  Обсуждают и фаворита, Гильермо Эрнандеса Баррокаля. Двенадцатилетний пианист из Испании - лауреат шести первых премий международных состязаний. «Я в предвкушении конкурса, рад приехать в новую страну, в новый город, -  цитируют различные источники его признание.  - Мой учитель фортепиано ‒ русский. Он много рассказывал о России. Я хотел сюда приехать с тех пор, как начал у него заниматься». Но вот незадача. Пока я пишу эти строки, новость пришла: Баррокль не прошёл на третий тур конкурса?! И говорят – заслуженно, жюри на редкость гармоничное и объективное. Да, он – яркий. Но выступил неудачно. Оказались другие, кто сыграл лучше.

Итак, Конкурс в разгаре. Идут репетиции, дети прислушиваются к наставлениям-напутствиям педагогов, готовятся к решительному моменту в своей жизни - выходу на сцену с тем, чтобы предстать на суд пусть объективного, но и взыскательного жюри. Туры конкурса проходят в зале специальной музыкальной школе имени Гнесиных. Жюри, в свою очередь, привыкает к вызову времени, к новому формату прохождения Конкурса. С просьбой прокомментировать такой я обратилась к одному из членов жюри, скрипачу-виртуозу, народному артисту России Максиму Федотову. Редкие концерты в Москве с участием маэстро я храню в своей памяти, само его появление на сцене почему-то взывало к легендам о Паганини. И вот что Максим Федотов сказал:

«Международный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик», проект –красивейший. И прежде всего, важен сам факт его проведения сегодня. Важно, что Конкурс живёт, продолжает существование в любой обстановке, какой бы она не была. Мне приводилось и раньше принимать участие в работе жюри Конкурса, последний  раз – лет семь назад, наверное. Проходит время, меняется контекст, «Щелкунчик» - развивается. А значит, новые талантливые дети имеют возможность заявить о себе, быть услышанными, получить поддержку. Конечно, этот год внёс разительные коррективы в жизни всех людей, артистов в том числе, сама профессия которых связана с публичностью. Живое общение с публикой каждый знает, его ничем не заменить. Особенность проекта «Щелкунчик, он - телевизионный. И конкурсанты просто не могут не ощутить прямой трансляции, присутствия огромной аудитории.  Аудиторией талантливых детей являются и члены жюри, сотрудники телеканала «Культура», фонда «Музыкальный Олимп»…  даже представители медицинского персонала. Да и в самой «Гнесинке» продолжают идти занятия, учащиеся стараются  заглянуть, не пропустить конкурсные туры. Конечно, традиционный формат был бы лучше для всех. Но и в данном случае, присутствуя на двух турах, могу сказать, что интерес  к Конкурсу не ослабевает, его участники окружены вниманием и заботой».

Таков взгляд изнутри.

Со стороны: факт XXI Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» - отраден. При этом мне трудно представить даже: какими силами, физическими и эмоциональными затратами, даётся команде организаторов его осуществление. Я далека от новейших технологий, без которых организация Конкурса была бы решительно невозможна. При виде в кадре гулкого, лишённого публики, Концертного зала имени Чайковского мне проще представить замки Людвига, возведённые баварским королём со всей слепящей роскошью как приют для Муз. Весь мир – есть ощущение - оцепенел, замер, охваченный депрессией от пандемии Covid-19 …

Но. Зазвучит, закружится «Вальс цветов» Чайковского из балета «Щелкунчик», объявят имена лауреатов и дипломантов Конкурса, и очевидным станет… с «Щелкунчиком» наш русский гений создал нечто большее, чем музыку. Рождественское чудо. Торжество любви. Свет Вифлеемской звезды на пути библейских волхвов. Тогда как сам XXI Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик» войдёт, конечно, в историю, своей отдельной золотой строкой будет вписан в скрижали «Музыкального Олимпа». 

На фото в анонсе: награды в ожидании своих обладателей, XXI Международный телевизионный конкурс юных музыкантов "Щелкунчик".

Марина Алексинская

Источник: zavtra.ru