Торжество её вселенского таланта



12 сентября юбилей у народной артистки Советского Союза - Татьяны Васильевны Дорониной. Признаюсь честно, мне нелегко было решиться написать об одной из самых значительных личностей отечественной культуры. Доронина - яркий пример того, как актерская судьба может стать препятствием на пути к счастью в личной жизни, избежании одиночества. Актриса сама избрала этот путь и прекрасно осознает это сейчас. Мария Бабанова, Ольга Книппер-Чехова, Александра Яблочкина, Лидия Коренева, Алиса Коонен - великие театральные актрисы прошлого избрали карьеру единственно правильным решением для себя и в конце жизни были одиноки. Доронина продолжила данный список. И мы, зрители, в данном случае - счастливчики, ибо могли и, к счастью, еще можем созерцать, наслаждаться и восхищаться уникальным дарованием Татьяны Васильевны Дорониной, которая лично для меня символизирует ту жертвенность, которую приносят истинные актеру во имя того, что является смыслом их жизни, а это - сцена.

Татьяна Доронина родилась 12 сентября 1933 года в Ленинграде. Ее отец прошел войну. Мама занималась воспитанием детей. У Татьяны Васильевны есть еще сестра- Галина. Родители актрисы родом из Ярославской области, из города Данилов. В поисках более достойной жизни Доронины переехали в Ленинград, где и родилась будущая народная артистка СССР - Т.Доронина. Татьяна Васильевна всегда с большой теплотой говорит о своих родителях, о своей семье. Каким бы тяжелым не было время, в ее семье все поддерживали и любили друг друга всегда. Это свидетельствует о духовности актрисы, как и то, что чтение книг, помимо театра, и сегодня является ее главным увлечением. Она перечитывает классику, приобретает собрания сочинений классиков и живет в своем мире, ибо ей удалось его выстроить, а значит,- сохранить себя. Актриса как-то призналась, что всеми любимый ее персонаж Нюры из фильма "Три тополя на Плющихе", это прототип ее мамы - простой, но глубокой искренней русской женщины, умевшей верить, ждать и любить. Юная Таня Доронина, еще учась в школе пробует поступать сразу в несколько театральных учебных заведений и везде выдерживает испытания. Правда, отсуствие аттестата о среднем образовании заставляет актрису все-таки закончить школу и уже на следущий год стать студенткой Школы-студии МХАТ, куда она поступает на курс к знаменитому Павлу Массальскому - корифею Московского Художественного театра. Доронина была любимицей замечательного режиссера и педагога Школы - студии Бориса Вершилова, ставшим духовным наставником актрисы на всю ее жизнь. На одном курсе с Дорониной учился и известный впоследствии Олег Басилашвили, который стал ее первым мужем, и с которым они вместе отправились по распределению в Сталинградский( ныне Волгоградский) драматический театр, но вскоре через год были приглашены в Ленинградский театр имени Ленинского комсомола. Однако и там надолго не задержались. Доронину пригласил в Большой драматический театр великий Георгий Товстоногов. С ней в БДТ перешел и Басилашвили. Ее первая роль Надежды Монаховой в спектакле "Варвары" по одноименной пьесе Максима Горького стали пропуском в мир большого театра. Это был громадный успех. Вчерашняя дебютантка Доронина становится любимицей театрального Ленинграда.

Затем блестяще сыгранные роли Софьи в пьесе "Горе от Ума" Грибоедова, Маши в великом спектакле БДТ тех лет "Три сестры" Чехова, Нади в спектакле" Моя старшая сестра" Володина выводят Доронину в первые актрисы театрального Ленинграда. Доронина становится примой театра. Надо сказать, женская половина труппы БДТ того времени была сильнейшая: Людмила Макарова, Валентина Ковель, Мария Призван-Соколова, Зинаида Шарко. Становление новой примы не могло не отражаться на атмосфере в театре. Да и сама Доронина никогда ни под кого не подстраивалась и лапочкой не была, скорее бронепоездом, но талант ее исключителен, и все это было по праву. Доронина была актрисой Товстоногова. Он опекал ее и видел в ней большое будущее театра. Работу с Товстоноговым в БДТ и служение в нем Доронина назовет своим самым счастливым периодом в карьере. С Басилашвили они прожили недолго и расстались без взаимных упреков и обвинений, сохранив дружеские отношения и по сегодняшний день. Со всеми своими бывшми мужьями Татьяна Васильевна сохранила дружеские отношения, что также является редкостью в актерской среде. Впрочем, она уникальна во всем.

В БДТ Доронина прослужила 6 лет. Именно в середине 60-хх Доронина становится и одной из самых успешных киноактрис. В 1966 году на экраны выходит фильм Георгия Натансона "Старшая сестра" В театре Доронина блестяще справилась с ролью Нади. Не стала исключением и экранизация пьесы Володина. Доронина признана лучшей актрисой 1967 года по опросам читателей журнала Cоветский экран. Затем Доронина снимается во всенародно любимом многими поколениями фильме -" Три тополя на Плющихе", где герои Дорониной и Олега Ефремова понимают, что влюбляются друг в друга, но по стечению обстоятельств больше не встретились. Доронина второй год подряд стновится лучшей актрисой года. Следующим кинотриумфом актрисы становится роль бортпроводницы Наташи в фильме "Еще раз про любовь", снятой по пьесе Эдварда Радзинского "104 страницы про любовь". Третий год подряд Доронина становится лучшей актрисой года.

В 4 раз актриса была признана лучшей актрисой по итогам года за роль Шуры в фильме "Мачеха". Сыграть столь правдиво, органично и сильно женщину, взявшую на воспитание дочь мужа, а также имеющую своего собственного ребенка ,на мой взгляд, может только Доронина, - даже не имеющая своих собственных детей. Сегодня она деревенская женщина Шура в "Мачехе", а завтра будет Аркадиной в Чеховской "Чайке". Вот за это Доронина и несравненна, и сколько бы у нее не было недоброжелателей, даже им не под силу разрушить дарованный ей богом особый актерский почерк. Ее придыхание, ставшее ее знаменем, ее ни с кем не сравнимый голос и дикция и сегодня отчетливо дают понять об артистах, которых следует называть великими. Да, с ней непросто. Режиссеры жаловались, стонали в работе с ней, но не ее беда в том, что она большой художник и максималистка в искусстве и требует этого от других. Так ее учил Вершилов, так с ней работал Товстоногов. Я не знаю ни одну приму с мягким, податливым характером, возможно, лишь Клавдия Еланская, - великая актриса Мхата отличалась кроткостью и мягкостью,но никто больше на ум не приходит.

В 1966 году Доронина уходит из БДТ по причине ее замужества с драматургом Эдвардом Радзинским, живущим в Москве и автором пьес, в которых она играла главные роли. В этом же 1966 году ее принимают во МХАТ. Но в тот, еще доефремовский период МХАТ переживал кризис. В 1970 пришел Ефремов, и Доронина сыграла на сцене Мхата - Дульсинею Тобосскую в постановке Олега Ефремова. Спектакль стал событием. В те годы она уже была женой театроведа Анатолия Юфита. В 1971 году Доронина уходит из Мхата в театр имени Маяковского по приглашению худ.руководителя театра Андрея Гончарова. В этом театре она задержалась на 12 лет. Встретила своего 4 супруга-актера Бориса Химичева, бесподобно сыграла Аркадину в " Чайке" Чехова. Однако увлечение Гончарова талантом недавно пришедшей в театр молоденькой Натальи Гундаревой не особо обрадовало приму, и Доронина принимает приглашение Олега Ефремова снова вернуться во МХАТ. Знала бы она чем это все закончится.... В 1987 году происходит разделение Московского Художественного театра.

Сама актриса называет это "отторжение". Большая часть труппы остается у Олега Ефремова, меньшая, про которую Олег Николаевич сказал:" Пусть идут куда хотят, хоть в клуб каучук" избрала своим художественным руководителем Татьяну Доронину. Среди них была великая мхатовка - Народная артистка СССР Анастасия Георгиевская, народный артист СССР Леонид Губанов, народная артистка РСФСР Маргарита Юрьева и другие. Доронина с труппой ушли в здание на Тверском бульваре. Ефремов остался в Камергерском переулке. Так, великий Московский Художественный театр перестал существовать единым организмом. Образовались МХАТ имени Горького и МХАТ имени Чехового. Были ли Ефремов с Дорониной антагонистами? И да, и нет. Оба они - художники, но только рисующие разными красками. Доронина человек более консервативный, бескомпромиссный, нравственный. Ефремов отличался конформизмом, но это не умоляет его заслуг перед искусством.

МХАТ имени Горького Татьяна Васильевна возглавляет и по сей день. Не ее вина в расколе театра. Ефремов видел в разделе МХАТ выход из ситуации. К сожалению, это не стало выходом для него, и театр утратил свою прежнюю ауру и атмосферу. Татьяне Дорониной нелегко в нынешнее время. Сама ставит, сама играет. Но ее огромная заслуга в том, что традиции русского театра для нее незыблемы. Она не сдает помещения театра под аренду, не является шустрым театральным менеджером-дельцом, скажем в отличии от Табакова, ибо потому что она прежде всего актриса Божией милостью . Очень многое в сегодняшней русской действительности не находит отклика в ее душе и не может найти. В кино вот уже почти 30 лет актриса не снимается. Нет того материала, который заинтересовал бы Татьяну Васильевну. Она не приемлет пошлости, обывательства, хамства, праздности. Актерство для нее - это прежде всего труд. Так уж она воспитана, - ленинградка из пролетарской семьи, 26 лет возглавляющая великий театр с богатейшим наследием, и как мало кто бережет это наследие, сохраняя все то, что было трепетным для нее с детства. Сейчас Татьяна Васильевна живет довольно замкнуто и уединенно в тихом центре Москвы. Театр и сегодня составляет смысл ее жизни. А еще Татьяна Васильевна выступает с поэтической программой. Декламирует произведения Цветаевой, Есенина и др. И как декламирует! Душа радуется. Лично я не представляю русский театр без Дорониной. Она многолика и прекрасна. Хочется пожелать великой русской актрисе, одной из моих самых любимейших актрис здоровья и долголетия. Живите подольше, вы украшаете жизнь. Вы - комета!

Источник: edgarin.livejournal.com




Торжество её вселенского таланта

День русофобии


войдите VkontakteYandex

Комментарии