Общественный совет при Министерстве культуры по предложению своего председателя Михаила Лермонтова решил провести слушания по проверке репертуара ряда театров на предмет соответствия оного утверждённой президентом "Стратегии национальной безопасности". Либеральная братия бьётся в истерике, зато у всех прочих появилась надежда, что непотребства, содомию и глумление над Родиной и её историей уберут, наконец, с театральных подмостков.
Поводом для проверки послужила скандальная постановка Бениамина Коца "Первый хлеб" в московском театре "Современник", о чём Царьград уже писал. В спектакле этом пресловутая "свобода творчества" развернулась во всей своей неприглядности: тут тебе и нежно лобызающиеся на сцене гомосексуалисты, и матерящаяся Лия Ахеджакова, героиня которой глумится и куражится над могилой героя Великой Отечественной войны. Правда, после начатой СКР по заявке ветеранских организаций проверки скандальный ахеджаковский монолог несколько скорректировали, но, как говорится, "осадочек остался". А главное, никуда не делась вызвавшая эту мерзость тенденция.
При чём тут "Стратегия национальной безопасности"
Очень правильно, что инициативу взял на себя именно Общественный совет, ибо начни подобную проверку само Минкультуры, обвинений в "насаждении цензуры" было бы куда больше. Ведь любимый приём либеральных "напёрсточников" – сводить любую попытку прищемить им хвост к конфликту Государства (которое – Минкульт) и Общества (которое – они и защищаемые ими "свободные художники"). На сей раз не выйдет: Общественный совет – на то и "общественный", чтобы выступать в диалоге с госструктурами от имени Общества.
"В ближайшее время мы, Общественный совет при Министерстве культуры, будем проводить общественные слушания по вопросу репертуаров театров в части соответствия их недавно утверждённой Путиным Стратегии национальной безопасности", - заявил председатель совета Михаил Лермонтов. В Стратегии же этой, к слову сказать, целый раздел посвящён сохранению духовно-нравственных и патриотических ценностей.
Российская Федерация рассматривает свои базовые, формировавшиеся на протяжении столетий отечественной истории духовно-нравственные и культурно-исторические ценности, нормы морали и нравственности в качестве основы российского общества... Насаждение чуждых идеалов и ценностей, осуществление без учёта исторических традиций и опыта предшествующих поколений... Пересмотр базовых норм морали, психологическое манипулирование наносят непоправимый ущерб нравственному здоровью человека, поощряют деструктивное поведение, формируют условия для саморазрушения общества.
Те же, кто этим занимается, "оказывают информационно-психологическое воздействие на индивидуальное, групповое и общественное сознание путём распространения социальных и моральных установок, противоречащих традициям, убеждениям и верованиям народов Российской Федерации". Как видим, всё очень конкретно прописано и понятно, кто имеется в виду. Как видно, и терпению государства по части подрывающих национальную безопасность "творческих личностей" есть предел.
Извращенцы от культуры в поисках хайпа
Одним из инициаторов проверки стал, в частности, писатель и драматург Святослав Рыбас (автор блестящей пьесы о Столыпине, идущей на сцене МХАТ имени Горького), опубликовавший в "Литературной газете" колонку под заголовком "Толстой без защиты". Где он с возмущением сообщает, что в поставленной англичанином Грэмом Виком в знаменитой Мариинке опере Сергея Прокофьева "Война и мир" освободительную Отечественную войну представляют как тысячи гробов, героев Льва Толстого – как не вполне нормальных (с западной точки зрения) людей.
Чего стоит трактовка Виком светлого образа Наташи Ростовой: проститутка,
– написал Рыбас.
Случай далеко не единичный. Тот же Рыбас приводит скандальную, оскорбительную для верующих постановку Тимофеем Кулябиным вагнеровского "Тангейзера" в Новосибирском театре оперы и балета, балет "Анна Каренина" в постановке Джона Ноймайера в Большом театре, спектакль Константина Богомолова "Мушкетёры. Сага. Часть первая" в МХТ имени Чехова.
Сформировалось в театральной среде целое малопочтенное сообщество режиссёров, целью своей имеющих не донести до зрителя "разумное, доброе, вечное", а вызвать своей "нетрадиционной" постановкой скандал, на котором, что называется, "поймать хайп", попасть во все новости и таким образом повысить свою известность и продаваемость. Помните, как у мультяшной Шапокляк: "Хорошими делами прославиться нельзя"?! Приём, в сущности, не новый: говорят, в своё время Сальвадор Дали, чтобы поднять интерес к своей первой выставке в США, в присутствии прессы запустил камнем в витрину супермаркета на центральной улице города. Заплатил штраф, конечно, но наутро о нём и выставке написали все газеты.
Вот и эти "новаторы" ради денег и скандальной славы всё норовят запустить камень – то в Россию, то в Церковь, то в нравственные нормы. Скандальные Константин Богомолов, Кирилл Серебренников, Владимир Зайцев и прочие, заезжие англичане, а теперь ещё и поляк Бениамин Коц (режиссёр "Первого хлеба") задают у нас совершенно новые театральные стандарты, вполне соответствующие эпохе потребительства (хорошо то, за что платят) и по своей внутренней сущности мало чем отличающиеся от бесовских плясок в храме тех же "Пусси Райот".
Именно поэтому, как заявил Михаил Лермонтов, "Общественные структуры должны взять на себя сегодня роль общественных контролёров, не цензоров, а контролёров соответствия информационной среды тем параметрам, которые заданы теперь и в указе президента". А более широко – заданы в ценностях, миропонимании и нравственных нормах всей Русской цивилизации, глумиться над которыми этой узкой прослойке нравственных деградантов никто не позволял. И не позволит впредь.
Выбор невелик: либо "общественная цензура", либо "казаки с нагайками"
Что касается массовой истерики либералов по поводу "введения цензуры", "театроведов в штатском", а в перспективе – и "казаков с нагайками", то напомним поборникам сомнительной творческой вседозволенности, что как нельзя гадить в своём доме, оскорбляя тем самым ближних, так же нельзя гадить в собственной стране, издеваясь над чувствами и нравственными нормами абсолютного большинства её народа. Нельзя в ЛЮБОЙ стране! Если некий "свободный художник" вздумает ставить в Израиле весёлую комедию о жертвах Холокоста или бродвейский мюзикл в США, бичующий чернокожих погромщиков из BLM и разнообразные секс-извращения, то его, мягко говоря, не поймут. И быстренько "закроют" – как режиссёра. А, возможно, и просто "закроют".
Что же до "казаков с нагайками", то не будем забывать, что разного рода общественные активисты включаются в процесс обеспечения демократического права большинства устанавливать нравственные нормы и "правила игры" для всех там и тогда, когда государство и его правоохранительная система не могут или не хотят сделать это по закону.
Если кто-то забыл, то в 2003 году пятеро прихожан одного из московских храмов разгромили в "Сахаровском центре"* омерзительную антиправославную выставку "Осторожно, религия!". И ведь никого из них не посадили тогда: адвокаты легко доказали, что имело место вынужденное действие, направленное на пресечение вопиющего нарушения закона (ответственности за оскорбление чувств верующих никто не отменял) организаторами данной выставки. При том, что правоохранительная и судебная системы, обязанные это пресечь, из опасений реакции "либеральной общественности" скромно стояли в стороне. Имеют же право, например, вмешаться граждане, если на их глазах маньяк насилует женщину, а стоящие рядом полицейские, отвернувшись, делают вид, что ничего не происходит!
Так что нынешняя инициатива Общественного совета призвать к порядку особо распоясавшихся любителей эпатажных провокаций – это как раз способ не допустить прихода в их театр рано или поздно каких-нибудь "казаков с нагайками".
Что с того?
Автор этих строк сам полтора года входил в состав Общественного совета при Минкультуры и прекрасно знает, как всеми правдами и неправдами уже тогда лоббировалась – то через "современное искусство", то через "свободу режиссёрского творчества" разнообразная псевдоноваторская гадость. И совершенно непонятно было, почему оплачиваться эта гадость должна из нашего с вами кошелька. Ибо основная часть денег театра – это всё же государственное финансирование.
Тогдашний министр культуры Владимир Мединский как-то сказал: "Пусть и у нас, как в Китае, "расцветают сто цветов", но "поливать" будем только те, которые соответствуют нашим ценностям". Очень верные слова, которые сегодня следует положить в основу политики Минкульта по финансированию театров. А уж кого "поливать", а кого нет, тут как раз экспертная оценка Общественного совета могла бы очень пригодиться.
Владимир Хомяков
Фото: Александр Авилов / АГН "Москва"
*Внесён в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента.