Русские Вести

Терема В.В. Суслова: в гостях у сказки...


Владимир Васильевич Суслов (1857-1921) за пределами узкого круга историков искусства и реставраторов известен мало. Почти забытое имя. А между тем это была крупная фигура в культурной жизни рубежа 19-20 веков - академик архитектуры, один из столпов отечественной реставрации, талантливый архитектор и художник, борец за сохранение древнерусского наследия, которое он великолепно знал и изучал. Суслов вернул первоначальный облик Спасо-Преображенскому собору в Переславле-Залесском, знаменитой новгородской жемчужине - церкви Спаса на Нередице. По его проектам велась реставрация собора Мирожского монастыря в Пскове и новгородской Софии. Собственных его архитектурных произведений было построено немного. Наверное самое известное - церковь в неорусском стиле в подмосковной усадьбе Федино, продолжающая сегодня терять свое богатое декоративное убранство. От Суслова осталось очень много разных проектов и эскизов. Это классная бумажная архитектура - вдохновенные фантазии художника, влюбленого в русскую сказку о высоких причудливых теремах, где живут былинные князья, царевны и богатыри.

Эти дома сложно построить, еще сложнее эксплуатировать такую архитектуру в реальности. Но кто сказал, что архитектура всегда должна соотноситься с голым практицизмом? Увы, это стереотип, навязанный ей нынешним прагматичным временем, помешанным на зарабатывании денег и окупаемости всего и вся. А тогда много мечтали, приближая архитектуру к художественному творчеству, к ее изначальному и самому главному назначению - эстетически организовывать жизненное пространство. Суслов мечтал об удивительных домах, в которых переплелись образы русских теремов, деревянных крепостей, северных храмов и европейских рыцарских замков. Иногда прототипы узнаются, как, например, силуэты и объемы дворца Алексея Михайловича в Коломенском, но чаще все это не поддается банальному препарированию. Это талантливая архитектура, уводящая от реальности в фантастические миры. Самое интересное, что подобные вещи действительно тогда строились. Может, не такие сложные и масштабные, но с тем же набором элементов, с теми же силуэтами. При случае сделаю подборку осуществленных сказочных теремов начала 20 века. Правда, они уже не сусловские, у них другие авторы, но это не самое важное.

И еще. Вот пусть мне кто-нибудь внятно объяснит, почему сегодня нельзя использовать эти идеи и образы в строительстве загородных особняков. Это что, не соотвествует нынешним понятиям о красоте, о национальной самобытности? Почему нельзя, отталкиваясь от этих проектов Суслова, украшать подмосковные пейзажи новыми достойными достопримечательностями? Что, не позволяют амбиции нынешних архитекторов, стремящихся непременно реализовать свое-собственное, даже если бог талантом обделил? Или заказчики не хотят? Я бы на их месте променял десятки современных "домов-гробиков" на один сусловский терем. Я думаю, заказчики просто не знают про богатейшие залежи бумажной архитектуры прошлого, а то бы заинтересовались. Да и архитекторы обычно осведомленностью в сфере истории архитектуры не блещут. Сам знаю по опыту преподавания в МАрхИ. Они историю архитектуры обычно начинают с себя любимых. Предвижу еще один аргумент противников обращения к такой архитектуре - типа в начале 21 века нужно строить дома 21 века. Что за чушь и откуда она в головах взялась? Архитектура всегда играла в исторические стилизации, возрождая образы прошлых эпох, когда-то археологически-точно, когда-то, наоборт, опосредованно. Любые формы можно адаптировать и функционально обыграть в современном ключе. Это нормально, когда всякое творчество пронизано ощущением сопричастности прошедшим тысячелетиям. Только тогда оно приобретает глубину и включается в сложный историко-культурный контекст. Вспоминаю свой диалог с ученицей художественной школы, в которой я когда-то преподавал. Наивная девица гордо сказала мне, что ей не нужно знание истории искусств, оно будет сковывать ее собственный творческий полет. А так, дескать, она воспарит в неизведанные дали, оторвавшись от всего, и создаст гениальные новые шедевры. Тогда, помнится, я ответил, что в пустой голове, где не живут никакие образы искусства прошлого, ничего ценного не родится. Так и есть.

 Av4

Источник: arch-heritage.livejournal.com