Атака на умы русских людей ведётся по нескольким фронтам: телевидение, кино, литература, театр. Для этого берутся темы, важные для подавляющего большинства, но подаются они под соусом либеральных ценностей.
Шесть лет назад, в феврале 2015 года, прокуратура возбудила административные дела в отношении экс-директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича и режиссёра-постановщика печально известной оперы "Тангейзер" Тимофея Кулябина за оскорбление чувств верующих. После многочисленных митингов и дискуссии в обществе её убрали из репертуара театра.
Спустя шесть лет в Новосибирске снова грянул театральный скандал. И снова режиссёр покусился на святое. В прошлый раз это был образ Иисуса Христа, теперь – Великая Отечественная война, но на этот раз полем боя за культурные ценности стал новосибирский театр "Глобус". "Танго морген, танго пли" основан на воспоминаниях новосибирцев о годах Великой Отечественной войны, о том, как люди жили в Новосибирске в эвакуации. В первую очередь из блокадного Ленинграда.
Премьера состоялась в сентябре 2020 года, всего прошло пять показов. Постановку намеревались снова показать на малой сцене 15 января и 4 февраля этого года, однако представления были отменены. Режиссёр спектакля Анастасия Патлай из "Театр.doc" опубликовала пост в Facebook, где заявила, что постановку убрали из афиши по распоряжению "серьёзных людей из серьёзных кабинетов", назвала это "вопиющей цензурой". При этом директор театра "Глобус" Татьяна Людмилина якобы в личном разговоре сообщила ей, что официальной причиной отмены показов будет названа "плохая продаваемость билетов".
Именно низкие продажи впоследствии и назвали причиной отмены спектаклей. Выяснилось, однако, что показы не отменили, а перенесли на 2 апреля и 4 мая. Билеты, действительно, продаются. Причём поскольку совсем недавно в Новосибирской области сняли ограничения на заполняемость зрительных залов, потенциально посмотреть спектакль суммарно смогут около 160 человек. И что же они увидят? Для начала вспомним, чем знаменит "Театр.doc"? Эта площадка известна тем, что её постановки вызывают оторопь.
Гомосексуализм, терроризм и шаманство
В декабре 2019 года жалобу на театр подала глава комитета Государственной Думы по культуре, театральный критик Елена Ямпольская. Претензии предъявлялись сразу трём постановкам. В них усмотрели пропаганду гомосексуализма, наркотиков и терроризма.
В одном из этих спектаклей – "Война близко", в числе героев – украинец Геннадий Афанасьев, осуждённый по обвинению в терроризме в составе группы Олега Сенцова и в 2016 году обменянный на одесских журналистов.
В начале 2019 года якутский "шаман" Александр Габышев отправился пешком в Москву, заявив о желании "изгнать" президента России. Осенью 2020 года театр поставил целый спектакль об этом отшельнике. На премьере одна из зрительниц прямо спросила из зала, зачем выдумываются такие постановки и чьим заказом они являются? Впоследствии режиссёр Беата Бубенец (поменявшая в 2010-е движение "Наши" на работу на телеканале "Дождь", а имя и фамилию Елена Степанова на Беату Бубенец) утверждала, что тут нет никакой политики, а цель только одна – искусство. Доверять этой, как это модно говорить в либеральных кругах, режиссёрке трудно: в 2017 году у неё вышел фильм "Полёт пули", прославлявший подвиг украинских военных, сражавшихся с ополченцами ЛНР и ДНР.
Спектакль "Танго морген, танго пли" – это очередной залп в сторону традиционных ценностей.
В телеграм-канале "ПодковЁрка" была опубликована весьма подробная рецензия, в которой рассказывается, что именно со спектаклем не так. Её автор – театральный критик из Москвы, которая дважды посмотрела постановку.
В спектакле речь идёт о размежевании. О войне (а может, стравливании?) всех со всеми. О злобливом противостоянии: бездушных заводских начальничков и работяг; фронтовика, отправившего близким небольшую сумму денег на фотографию родных, и тыловых крыс, деньги себе присвоивших; мужа и жены, страдающей от мужниных побоев и угрозы быть зарубленной; суровой, скупой на проявление ласки бабушки и внучки, так и не понявшей, почему к собаке можно испытывать нежность и умиление, а к ней – нет. Здесь все, абсолютно все глубоко несчастны. Ущемлены. Обижены. Уязвлены,
– говорится в рецензии.
Редакции "Царьград Новосибирск" удалось связаться с автором этой рецензии и задать несколько вопросов. Собеседница согласилась ответить на них на условиях анонимности.
– Чем известна режиссёр спектакля Анастасия Патлай?
– О творце едва ли не всё говорят плоды его творчества. В театре многое определяет и сам путь в профессию: кто учителя, как они влияли на становление мировоззрения и обретение навыков владения формой своего ученика – всё то, что понимается в театральном мире как школа.
Биография Анастасии у людей театра может вызвать недоумение. И вовсе не потому, что она, окончив в Ташкенте актёрское отделение, приехала в Москву поступать в Российский государственный гуманитарный университет по специальности "мировая экономика". Она получила режиссёрское образование в мастерской режиссуры документального кино и документального театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова при Высшей школе экономики. Этот вуз обрёл славу как кузница кадров так называемой либеральной оппозиции. Не очень понятно, что двигало девушкой, получившей актёрское образование, отправиться поступать на специальность "мировая экономика", а затем продолжить образование по столь узкой для искусства театра теме, как документалистика.
Наверное, истоки её тематических пристрастий следует искать в городе Ташкенте, где Патлай начинала свой творческий путь в лихие, для некоторых "святые", 1990-е. Училась она у режиссёра, организовавшего театр "Ильхом" ("вдохновленный" с узбекского – ред.), Марка Вайля, чьи творческие искания окрашены протестными настроениями. Приведу цитату из его интервью: "Делали мы почти безрассудные вещи, репетируя пьесы, не рассмотренные цензурой. По законам советского времени нам грозила уголовная статья за антисоветскую деятельность".
Но, в отличие от своих учителей, Патлай так и не стала профессионалом в сценическом искусстве. Если её наставники владели ремеслом, то приверженность Патлай к однажды выбранному жанру вызывает недоумение. В списке её работ нет ни одного спектакля, созданного по классической или современной драматургии. Все спектакли возникли на документальной основе. Что неудивительно, ведь работа с пьесой предполагает анализ, понимание конфликта, выстраивание драматических отношений, создание характера, развитие сюжета. Об этом, как видно из работ Патлай, режиссёр имеет слабое представление.
Заметьте, некоторые её постановки появляются в аккурат к той или иной дате. К 100-летию окончания Первой мировой в "Театре.DOC" появляется "Милосердие", где медсёстры представлены как отправляющиеся на фронт блудить дамочки. Или же "Танго морген", возникшее в театре "Глобус" к дате снятия блокады Ленинграда. Какова идея? Лишить опоры на историю страны. Заставить стыдиться своего прошлого. Внушить комплекс вины за родителей. Отцов, за Родину. Такие люди – обычно психопаты. "Танго" – пример того, как с больной головы переносят на здоровую. Мол, люди, рождённые от тех, кто пережил лишения и ужасы войны, не могут быть здоровы. Так наших современников лишают воли нести ответственность за свои поступки, перенося вину за собственные деяния на матерей, отцов и дедов.
В "Танго" все персонажи – жертвы. Прежде всего жертвы строя, что заставил их работать, превозмогая лишения, ужас и утраты. Но вместо героизма показаны обида, унижения и отчаяние. Вопрос: как при таком раскладе могли бы победить униженные и оскорблённые? Их удел – рабство. Патлай не любит ни Родину, ни тех людей, которые живут в России. Её задача – обличать и унижать, прикрывшись псевдодостоверностью.
– Понятно, что претензий к спектаклю у вас много. Назовите три основные.
– Первая претензия – спекуляция на теме и манипулирование фактами. Тема Великой Отечественной войны волнует каждого из нас. Играя на болевых точках души сидящих в зале зрителей, можно под приправой сострадания и боли преподнести многое. И тут приём документальной драмы универсален. С одной стороны, факты не оставят равнодушными. С другой – освобождают от необходимости выстраивать действие и характеры. То есть прикрывается непрофессионализм. Ведь даже монологи надо бы выстраивать как различие воззрений, что предполагает виртуальный диалог. Патлай же идёт по самому лёгкому пути – нагнетает атмосферу ужаса и отторжения, подгоняя факты под необходимый ей угол воззрения на материал – отвращение к советскому прошлому и русским людям. Её задача – нарисовать картину всеобщего недоверия, войны всех со всеми. Показать народ наш как серую, безликую толпу, обречённую быть рабами, выполняющими жестокие, бессмысленные приказы бездушной власти.
Вторая претензия – неумение работать с актёрскими индивидуальностями и манипулирование артистками.
Любой документ можно так или иначе интонировать. Осознанно и прагматично Патлай предлагает актрисам говорить бесцветно, монотонно, тускло. Сила искусства театра – в эмоциональной заразительности. В "Танго" актрисы лишены главного оружия – своего таланта. Они по причине безликости своих героинь не запоминаются. Патлай не важны человеческие индивидуальности, а, следовательно, и личности актрис. Почему? Да потому, что эмоциональное подключение рождает чувство сопереживания, сострадания – правду чуешь сердцем. А разум, логические умозаключения обманчивы. Фактами же можно играть, ими можно манипулировать. Ум лукав и обманчив. Вот и монтирует по своему усмотрению режиссёр факты, не подключая актрис к своим персонажам. Она манипулирует их физическим состоянием, монтируя эмоции, вызванные нервическими реакциями на ужас, боль, страдания. То они монотонно бормочут, то бегут, то пускаются в пляс… А людей нет – есть биомасса.
Режиссёр не раскрывает судьбу каждого человека, а дирижирует состоянием толпы. И потому в общей плывущей, вибрирующей атмосфере, многослойности фактов топит суть – раздражение на прошлое, борьбу всех со всеми, озлобленность и оскорбление.
Третья претензия – отсутствие логики. Режиссёр произвольно компонует факты, не озадачиваясь мотивировкой их размещения. Под высвечиваемые на видеопроекторе заголовки повествуются факты, не соответствующие заявленной теме. Так и движения актрис не сообразуются с повествованием. Они то начинают забег, то замирают, то пускаются в пляс, то кружат – режиссёр таким образом – чисто физическими средствами – либо достигает необходимого ей психоэмоционального состояния актрис, либо доносит отобранную ею знаковую систему, сходную с ритуальными жестами и эзотерической символикой, обозначающую нечисть, разрушение. С одной стороны, спектакль Патлай подчинён жёстко выверенной идее, с другой – алогичен.
"Нам талдычат, что Сталин и Гитлер близнецы-братья, а нацистский рейх чуть ли не побратим СССР"
– "Театр.doc" и его режиссёры "чешут" по регионам с какой-то определённой целью?
– Мы вступили в эру биоинформтехнологий, эру, где главным ресурсом становятся люди. Идёт война гибридная, в которой все способы атак задействованы. Наиважнейшая из них – война информационная, поскольку это борьба за умы. А театр – арена битв, такая же, как и литература, и кино. Через эмоцию проще всего внушить необходимую мысль. Даже не донести, а именно внушить. Поскольку долгое время у нас на искусство не обращали внимания, эту сферу освоили другие. Планомерно, методично продвигались в этом направлении. И вот ведущие позиции заняты приверженцами абсолютной свободы, так называемыми либералами. Свободы от чего? От совести, морали, нравственного закона. Ведь человек, лишённый идентичности, мужской или женской, национальной, цивилизационной, безлик, лишён опоры, убеждений и потому легко управляем. Так что дело в данном случае не в финансах.
– Тема Великой Отечественной войны – это минное поле, на которое можно пускать только опытного режиссёра?
– Осмысление былого не всегда зависит от числа прожитых лет. С годами будет всё очевиднее, что каждое новое поколение, входящее в жизнь, будет осмысливать иначе прошлое страны и отцов. Важны глубина понимания, объём чувствования, личностное видение и постижение. Особенно остро эта проблема стоит сейчас, когда у нас пытаются отнять наше прошлое, правду обернуть ложью, лишить нас памяти. Ведь в нынешней ситуации, когда ЕГЭ разрушило образование и лишило детей умения логически и проблемно мыслить, молодым легко внушить любую галиматью. Вот и талдычат о том, что Сталин и Гитлер близнецы-братья, что фашистская Германия чуть ли не побратим СССР.
Для того чтобы идти в режиссуру, надобно многое знать, иметь больную совесть. А в режиссуру идут малолетки, которым хочется стать знаменитыми, сделать карьеру. Чуют спрос на модные темы, в числе которых – война. Вот и множатся спектакли про ужасы страны Советов, репрессии и штрафбаты.
P.S. Ближайшие показы "Танго морген, танго пли" запланированы на весну. И вот совпадение – второй из них должен состояться 4 мая, за несколько дней до Дня Победы.
Дмитрий Курганов