Уверен, что все периодически натыкаются на новости про «Тангейзер». Возможно, некоторые следят за происходящим. Я тоже постоянно натыкаюсь на новости по этой тематике и всё время обещаю себе, наконец, прочитать накопившийся ворох материалов по этой теме и разобраться, что же там по сути происходит.
У меня в голове весьма сумбурная картина: Новосибирск, спектакль, реакция верующих, считающих, что их оскорбили, вмешательство РПЦ, ответная реакция либералов, суд, снятие директора театра, митинги православных и либералов — и статьи, статьи, статьи. Вроде бы — и что такого, если вы не относите себя ни к либералам, ни к православным. Но информационный фон кипит. И значит, это не просто скандал, это настоящая культурная война. Война в строгом смысле теории игр — когда обе стороны готовы идти на большие издержки, надеясь восполнить их с лихвой после победы противника.
Чтобы унять сумбур, предлагаю рассмотреть хронологию событий с уточнениями по ходу дела.
20 декабря 2014 — в Новосибирском театре оперы и балета состоялась премьера постановки «Тангейзера» по одноимённой опере Вагнера.
Действие классического сюжета перенесено в наши дни. В версии режиссера Кулябина рыцарь Тангейзер был изменен на кинорежиссера, а Иисус Христос стал героем эротического фильма, который он снимает. На рекламном плакате распятие помещено между раздвинутых женских ног.
13 января 2015 — состоялась первая встреча Общественного экспертного совета при министерстве культуры Новосибирской области, одним из вопросов повестки которой был «Художественный процесс организации культуры. Запретить нельзя разрешить».
В своем вступительном слове Министр культуры Новосибирской области В.И.Кузин рассказал, зачем организована эта встреча. В адрес Министерства культуры регулярно поступают многочисленные письма от общественных активистов с требованиями отменить те или иные культурные мероприятия.
Такие письма поступали не только в отношении концерта Мерлина Мэнсона, но также касательно «Тангейзера» в Оперном театре, «Декамерона» и «Онегина» в Красном Факеле, Новогодней программы в Новосибирской филармонии и многих других мероприятий.
С точки зрения законной стороны вопроса, Министерство культуры не может влиять на судьбу этих мероприятий, у Министерства попросту нет на то соответствующих законных полномочий.
Но проблема остается и становится всё более острой.
В последнее время за Новосибирском начинает закрепляться статус города, в котором регулярно поднимается вопрос об отмене тех или иных культурных мероприятий.
Поэтому было решено вынести этот разговор в публичную плоскость и провести такую дискуссию.
На данной встрече обсуждался в том числе и вопрос по скандальной постановке «Тангейзера». Дальше обмена полярными мнениями обсуждение не продвинулось.
16 февраля 2015 — Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон заявляет, что обратился в прокуратуру с заявлением об осквернении церковной символики.
Митрополит усмотрел в постановке оперы разжигание религиозной вражды и унижение чувств верующих. По его мнению, это особенно актуально в связи с последними событиями в Париже, где террористы в январе напали на редакцию сатирического журнала Charlie Hebdo.
24 февраля 2015 — прокуратура Новосибирска возбуждает административные дела в отношении директора театра Бориса Мездрича и режиссера Тимофея Кулябина.
Изучив буклет оперы, рекламный постер к фильму Тангейзера «Грот Венеры» и видеозапись спектакля, сотрудники ведомства пришли к выводу, что Кулябин, поставив на большой сцене НГАТОиБ романтическую оперу в трех действиях «Тангейзер», а Мездрич – допустив премьеру этого спектакля, «публично осквернили предмет религиозного почитания в христианстве – Евангельский образ Иисуса Христа».
Кроме того, добавили в прокуратуре, следователи проводят проверку «по обращениям граждан и представителей общественности, расценивающих постановку спектакля как оскорбляющую религиозные чувства верующих».
27 февраля 2015 — Новосибирская прокуратура предложила организовать обсуждение оперы «Тангейзер».
«Прокуратурой области министру культуры Новосибирской области предложено организовать обсуждение и независимую оценку постановки оперы «Тангейзер» на заседании общественного экспертного совета при министерстве культуры региона», — говорится в письме прокурора Новосибирской области Евгения Овчинникова митрополиту Новосибирскому и Бердскому Тихону.
1 марта 2015 — напротив Новосибирского театра оперы и балета проходит митинг православных активистов, в котором участвовало порядка 800 человек.
«Мы выступаем за немедленную отставку регионального министра культуры Василия Кузина и главу городского департамента культуры, спорта и молодежной политики Анны Терешковой. Мы также требуем убрать из репертуара театра оперу «Тангейзер» как порочащую православную веру и оскорбляющую чувства верующих», — заявил на митинге председатель местного отделения общероссийского общественного движения «Народный Собор» Юрий Задоя.
10 марта 2015 — мировой суд отказался привлечь режиссера-постановщика оперы Тимофея Кулябина и директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича к административной ответственности.
«Производство по делу Кулябина Тимофея Александровича прекратить за отсутствием события правонарушения», — огласила решение судья Екатерина Сорокина.
«Постановка не содержит евангельского образа Христа, потому что евангельский образ Христа — истинный, а образ Христа в постановке — выдумка», — сказано в заключении религиоведа Владимира Винокурова (МГУ), оглашенном в новосибирском суде во вторник, 10 марта.
13 марта 2015 — зампрокурора Новосибирска Игорь Стасюлис сообщает, что прокуратура Новосибирска обжалует постановления мирового суда Центрального района о прекращении производства по административным делам в отношении этих лиц.
13 марта 2015 — проходят общественные слушания в Министерстве культуры РФ (на сайте доступна стенограмма).
В интервью Мединский кратко сформулировал результаты слушаний: «Наши предложения опубликованы на сайте Министерства. Они сводились к трем основным постулатам: первое – считаем, что необходимо объяснять подобные постановки (в Новосибирске никто не удосужился объяснить ни измененный сюжет, ни его мораль). Это же не экспериментальная сцена, а академический театр. Соответственно, Мездричу – срочно заняться "разъяснениями". Второе – попросили внести разумные изменения в сценографию (в том числе убрать пресловутый постер), в те элементы, которые считаются наиболее провокативными и вызывают раздражение. И третье (на мой взгляд, главное) – принести извинения. Могли хотя бы воспользоваться простой формулой: "Простите меня все, кого я обидел вольно или невольно". И всё.»
По словам Мединского, от Новосибирского театра был получен следующий официальный ответ: «Просить прощения мы ни у кого не будем, поскольку нам не известны граждане, чьи чувства были задеты.»
14 марта 2014 — в Новосибирском театре оперы и балета проходит второй премьерный показ оперы «Тангейзер».
«На спектакле будет аншлаг, раскуплены практически все билеты», — сообщили ТАСС в кассах театра.
14 марта 2015 — напротив Новосибирского театра оперы и балета проходит пикет «Защити свою Веру!», в котором участвовал 331 человек.
Участники пикета выразили недоверие местным чиновникам в области культуры, а также протест против постановки Т. Кулябина «Тангейзер».
29 марта 2015 — Министр культуры Мединский увольняет директора Новосибирского театра оперы и балеты Бориса Мездрича и назначает на его место директора Михалковского театра в Санкт-Петербурге Владимира Кехмана.
«Б.М.Мездрич уволен с должности директора Новосибирского государственного академического театра оперы и балета за нежелание учитывать в своей деятельности сложившиеся в обществе ценности, за неуважение к мнению граждан и невыполнение рекомендаций учредителя».
Также опубликован ряд заявлений деятелей культуры, поддерживающих решение Мединского.
29 марта 2015 — на площади Ленина в Новосибирске проходит митинг «Защитим святыни — спасём Россию!», в котором участвовало 2 тысячи человек.
Оргкомитет митинга требует «запретить кощунственные провокации и оскорбления людей по признаку принадлежности их к религии и не допускать подобных оскорблений впредь», а также «немедленной отставки руководителя Департамента культуры, спорта и молодежной политики Терешковой А.В. и министра культуры Новосибирской области Кузина В.И.»
1 апреля 2015 — Новосибирская епархия Русской православной церкви заявляет, что не подавала каких-либо заявлений в правоохранительные органы и суды касательно оперы «Тангейзер», поставленной в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета.
Новосибирская епархия подчеркивает, что не навязывает церковной цензуры и не ограничивает свободу творчества, «как это пытаются представить некоторые средства массовой информации и некоторые лица», а вся правовая ситуация вокруг «Тангейзера» находится вне юрисдикции РПЦ. В комментарии также сказано, что в адрес священнослужителей поступают угрозы физической расправы за проведенное в центре Новосибирска 29 марта молитвенное стояние. Церковь призывает не использовать сложившуюся ситуацию для провоцирования конфликта и выражает готовность к диалогу с представителями творческой интеллигенции.
2 апреля 2015 — прокуратура Новосибирска отзывает жалобы на решения суда по делу «Тангейзера».
В пресс-службе прокуратуры ТАСС отказались прокомментировать мотивы этого решения.
5 апреля 2015 — на площади Ленина в Новосибирске проходит митинг «За свободу творчества и "Тангейзер"», в котором участвовало 2,5 тысячи человек.
«Мы составили резолюцию и призываем в ней, в частности, восстановить в должности уволенного директора оперного театра Бориса Мездрича, отправить Владимира Кехмана (нового директора театра) в отставку и вернуть оперу "Тангейзер" в репертуар», — сказала журналистам организатор митинга Ирина Фомина.
Очевидец описывает происходившее подобным карнавальной «монстрации». Сообщают, что ведущий митинга, Станислав Захаркин — активист белоленточных протестов 2011-2012, а зачитавшая резолюцию митинга Олеся Вальгер — стажировавшаяся в США по программе подготовки учителей английского языка под патронажем Хиллари Клинтон, которая включала в себя и курс политологии.
Итак, растущая численность протестов показывает, что конфликт отнюдь не разрешён, наоборот, идёт его раскрутка. Вал публикаций в либеральных СМИ с требованиями отменить увольнение директора Новосибирского театра оперы и балета и запретить «православную цензуру» нарастает.
Эхо Москвы цитирует иностранную прессу:
Агентство Франс пресс приводит мнение эксперта российского независимого правозащитного центра, согласно которому, после дела Pussy Riot государство и церковь в России действуют в единой связке, и что инцидент с постановкой «Тангейзера» может стать «последней вехой на пути к введению цензуры».
Посвященное вопросам культуры и искусства британское издание Slipped Disc публикует открытое письмо работающего в Берлинской опере российского режиссера Дмитрия Чернякова, ставящего здесь не менее противоречивую музыкальную драму Парсифаль, того же Рихарда Вагнера. Режиссер не понимает, как художник, создающий произведение искусства, может этим обидеть чьи либо чувства. Происходящее, считает он, является «геноцидом российского театра», «вандализмом и попыткой уничтожить национальное искусство», а, следовательно, – «преступлением», и те, кто его совершает, «должны преследоваться государством». Черняков уверен, что религия в России является такой же ценностью, как и искусство, относящееся, цитата, к «тому немногому, чем мы, россияне, можем по-настоящему гордиться».
Итак, мнение митрополита Тихона о том, что провокационность новосибирской постановки «Тангейзера» и отказ либеральной общественности идти на какие бы то ни было компромиссы с консервативным большинством, является вариацией на тему «Шарли Эбдо», можно считать обоснованным. Участие в митингах не чуждых посольству США активистов и раскрутка в иностранных СМИ также свидетельствует об этом. Характерно игнорирование мнения простых людей, при том, что подавляющее большинство жалоб поступило именно от них, в то время как РПЦ от жалоб, наоборот, отказалось.
Буду благодарен за указание на неточности и дополнения в комментариях — т.к. более-менее подробно изучил тему только сейчас и мог что-то существенное упустить.