Если вы думали, что Федор Тютчев - это синоним скучных пейзажных стихотворений из учебника по литературе, то вы ошибались. Тютчев - это мощь российской культуры. Поэт, публицист, дипломат, член-корреспондент Императорской Академии Наук.
Наша любимая фраза "умом Россию не понять, в Россию можно только верить" ему и принадлежит.
Под впечатлением я стала искать и другие пронзительные строчки Тютчева, но не нашла ничего, что меня бы задело, тронуло бы мое сердце. А потом совершенно случайно я прочитала стихотворение, которое актуально для ка-ждого из нас. Если мы собираемся дожить до старости, разумеется.
Молодость, к сожалению, не вечна. Каждый день, словно сорванный листок из календаря нашей жизни.
Стихотворение Тютчева "Когда дряхлеющие силы нам начинают изменять" о том, как надо вести себя в старости. Если одним словом, то - достойно.
Нет, это ни в коем случае не указ, не манифест и не призыв. Это личное мнение поэта. Но мне показалось оно гениальным.
Оно о том, как жаль нам отдавать ведущие позиции новым поколениям. Мы, те, кто бунтует против пенсионной реформы и те, кто заявляет, что в душе нам всегда 20 лет.
Мы готовы ничего не делать, живя на щедрое государственное пособие. Но мы не готовы признать себя отработанным материалом.
И от того, что на коне уже другие - молодые, ловкие, смелые, быстро адаптирующиеся к новым реалиям, нам становится грустно и завидно. Ведь совсем недавно этот мир принадлежал нам безраздельно.
Тютчев предупреждает: в таком состоянии легко скатиться к низменным чувствам: стать малодушными, ворчливыми и озлобленными. Или начать на потеху окружающим молодиться и демонстрировать, что мы еще ого-го.
Тютчев не предлагает сдаться и отступить, пропуская вперед молодое племя.
У меня всплывают в ассоциациях огромные итальянские кланы, где за столом сидит усатый дед и любуется на дюжину своих взрослых детей и подрастающих внуков. Это - его достижение. И он рад дать им в руки вожжи от повозки под названием жизнь.
Про это и писал Федор Иванович, разве нет?
Когда дряхлеющие силы
Нам начинают изменять
И мы должны, как старожилы,
Пришельцам новым место дать,-Спаси тогда нас, добрый гений,
От малодушных укоризн,
От клеветы, от озлоблений
На изменяющую жизнь;От чувства затаенной злости
На обновляющийся мир,
Где новые садятся гости
За уготованный им пир;От желчи горького сознанья,
Что нас поток уж не несет
И что другие есть призванья,
Другие вызваны вперед;Ото всего, что тем задорней,
Чем глубже крылось с давних пор,-
И старческой любви позорней
Сварливый старческий задор.
Эстер Нуво