Русские Вести

«Станет душа, как родник, чиста…»


Её голос в обрамлении гитарных напевов волнует, проникает в душу. Зал замирает и внимает звукам песен – о чести и бесчестье, славе и бесславье, любви и ненависти. Падает слеза, трепещет душа... Это –Жанна Бичевская, блистательная исполнительница, народная артистка России. Нынче у нее юбилей.

Не оторвать взора от лика певицы – светлого, благородного. В ее глазах разливаются чувства – то сверкнет улыбка, то набежит тень грусти. Падают на память строки Блока: «Девушка пела в церковном хоре / О всех усталых в чужом краю, / О всех кораблях, ушедших в море, / О всех, забывших радость свою...»

Воспоминания о детстве вызывают у нее боль: «Те годы полны страданий и слез. Я даже не знаю, где могила матери, не знаю имени родной бабушки. Мама была балериной, умерла от абсцесса легких, когда мне едва исполнилось пять лет. От меня все скрывали, а теперь и спросить о ней не у кого. Особенно горькая моя молитва – за отца».

Жанна всегда пела. Дома, возвращаясь из школы, поднимаясь по лестнице. И поняла, что песня помогает одолеть подъем. Даже самый тяжелый...

Первую гитару Жанне подарили, когда ей было 17 лет. С тех пор она с ней не расставалась. Училась в Государственном училище циркового и эстрадного искусства, занималась вокалом у Елены Петкер, потом – у Ирмы Яунзем –известной исполнительницы русских народных песен. Старинные мелодии Бичевская собирала, разъезжая по деревням и селам. Оживляла, вдыхала в них новую жизнь. Ходила по дворам, садилась на скамеечку рядом с пожилой деревенской жительницей, начинала разговор. Интересовалась: «Скажите, а вы песни старинные знаете?» Одни грустно усмехались: «Не до песен мне нынче, милая...» Другие задумывались, вспоминали. Ведь эти песни – богатство, которые рассыпалось по старым бревенчатым домам, по укромным уголкам. Ждут песни своего часа, чтобы зазвенеть, разлиться окрест...

«Моя задача – сделать народные песни необходимыми в нашей жизни, –говорит Бичевская. – Потому что это – наша история, традиция, культура, и я не представляю себе современной жизни без этого искусства. Стараюсь сохранить национальные черты моего народа, передать глубину чувств...»

Бичевская пела в эстрадном оркестре под управлением Эдди Рознера. Была солисткой вокально-инструментального ансамбля «Добры молодцы», работала в Москонцерте. Но ей хотелось свободы творчества, и она пошла своей тернистой дорогой искусства.

Бичевская называет свой стиль – сплав фольклора с бардовской песней – «русский кантри-фолк». Она первой стала исполнять русские народные песни под аккомпанемент испанской шестиструнной гитары. Ее часто сравнивали с американской певицей Джоан Баэз – манера обеих исполнительниц схожи. Однажды они даже вместе выступили на одной сцене. «Я любила джаз, кантри, фолк, романсы, – говорит Бичевская. – Но всегда была далека от всеядности. Не принимала «ширпотребную» эстраду». Так и есть – Бичевская единственная в своем роде.

Ее кумиром был Булат Окуджава. Они встретились, и Бичевская стала исполнять его песни. Сначала это казалось непривычным, но потом... Певица сохранила интонацию автора, придав мелодиям новое, оригинальное звучание. Это подметил и сам Окуджава: «Мне приятно, что Жанна Бичевская поет мои песни, я слушаю их с интересом, хотя мне они давно известны. Видимо в ее исполнении, в отношении к этим песням есть нечто такое, чего, в силу моего непрофессионализма, часто не хватает мне самому. Я имею в виду динамизм, ритмическое разнообразие, акцент в главных смысловых частях текста».

За славой Бичевская никогда не гналась. Но та сама ее привечала: концерты певицы шли с аншлагом, овации грохотали. Она выходила на поклоны, и ее забрасывали букетами. Все верно и закономерно: Бичевская – талант истинный, искренний. Она с успехом выступала не только на родине, но и за рубежом. Ради нее зрители несколько раз заполняли знаменитую парижскую «Олимпию», где с 80-х годов позапрошлого века выступают только звезды первой величины.

На международном конкурсе артистов эстрады в Познани в 1980 году Бичевская была удостоена не только звания лауреата, но и отмечена титулом «Мисс творческая индивидуальность». Спустя девять лет в Сан-Ремо она получила премию Луиджи Тенко – имени известного итальянского певца, трагически погибшего после неудачи на фестивале – за вклад в культурную деятельность. Всего же Бичевская объездила с концертами около 60-ти стран мира.

Нынче Жанна Владимировна живет скромно, неприметно – хоть и в городе, но – «вдали от шума городского»: «Сейчас я действительно живу тихо. Иноком можно быть и в миру, и потому я знаю, что мой дом – это моя келья, где я тружусь, где я молюсь, где не принимаю лишних людей...»

От телевидения Бичевская давно открестилась. Так она протестует против пошлости, безвкусицы и дилетантства, которые заполонили экраны: «Надо больше думать, меньше смотреть всякой глупости. Человек – это то, что он ест, что пьет, слушает, о чем думает, с кем дружит. Мысль должна опережать слово, слово должно опережать дело...»

Бичевская не очень-то жалует прошлое, вспоминает о нем без сожаления. Однако отмечает, что в советское время у нее было больше концертов, чем сейчас: «Раньше хоть какие-то осколки культуры были, теперь все разваливается. Я люблю культуру настоящую, люблю талантливых, способных людей, а не трясущихся клоунов, которые поют невесть что. Они для меня не певцы, а временщики, которые разваливают культуру и развращают наш народ».

Певица исполняет, как и прежде, народные песни, казачьи, романсы, баллады, мелодии на стихи поэтов Серебряного века. Звучит дивный голос, и сквозь пелену времен проступают милые ее сердцу очертания прошлого: «У церкви стояла карета, / Там пышная свадьба была, / Все гости нарядно одеты, / Невеста всех краше была. / На ней было белое платье, / Венок был приколот из роз, / Она на святое распятье / Смотрела сквозь радугу слез...»

Она считает, что песни – ее биография, суть жизни. С ними она ничего не боится, их у нее никто не отнимет. Ребенок в темноте всегда идет на свет. А песни – ее свет.

Сегодня в репертуаре Бичевской много мелодий о Руси, России, Боге, христианах. Самое время нынче радеть о Родине-матушке, молиться за нее, – считает она. Ведь так много выпадает на ее долю испытаний. Да и живется тяжко многим россиянам – что православным, что безбожникам, и лежит на их челе грусть-печаль...

Слова ее песен крепки, ладно спаяны между собой. Они ударяют, как набат: «Все идешь и идешь. / И сжигаешь мосты. / Правда где, а где ложь? / Слава где, а где стыд? / А Россия лежит в пыльных шрамах дорог. / А Россия дрожит от копыт и сапог...»

Выступления Бичевской – не просто пение с эстрады. Это – концерты-проповеди, тревожащие сердца, зажигающие благородным светом глаза. Она наполняет сердца зрителей надеждой, молвит об очищении, призывает к покаянию: «Станет душа, как родник, чиста / Тайн приобщившись святых / За сохраненную веру Христа / Боже, храни Своих...»

Ее голос наливается гордостью, когда она вспоминает великих предков, бесстрашно встававших на защиту родного Отечества. В мелодиях –большинство песен написал муж Бичевской, композитор, певец и поэт Геннадий Решетников – в них звенит булат, слышится ржание лошадей, крики ратников. Во все времена русские богатыри доблестно бились с ворогами и одолевали их, отводя беду от русских рубежей. Мелькали годы, проходили столетия, снова и снова судьба испытывала Россию на прочность. Грядут очередные испытания: «Новые Европы, новые хазары, / Новые мамаи – Родине грозят, / Будет Русь Святая крепкой и свободной, / И от силы Русской вздрогнет сатана...»

Бичевская любит Родину, воспевает ее. Кажется, что здесь дурного? Но многие усматривают в словах песен националистические нотки. Она де пытается возвеличить Россию, русских сделать доминантами, нацией, главенствующей над другими народами. Но Бичевская это категорически отвергает.

«Меня ужасает высказывание «Россия для русских»! Это – порождение духовного распада, начавшегося после 1917-го». И с горечью добавляет: «На меня сегодня льется очень много клеветы. Потому что люблю Россию, свой народ, а врагам это ненавистно. Патриот – тот человек, у которого душа болит за свою Родину. Он переживает за нее, хочет ей служить. Что, собственно, я и делаю. Помогаю своими песнями, которые заставляют задуматься...»

Валерий Бурт

Источник: http://www.stoletie.ru/kultura/stanet_dusha_kak_rodnik_chista_994.htm


"Русские идут" поёт Жанна Бичевская

 

Источник: www.youtube.com