Как патриотическая, так и либеральная театральная общественность взбурлила. В ответ на назначение нового руководства сразу в три столичных театра – "Современник", "Школу современной пьесы" и "Гоголь-центр". Основатель последнего, ныне сбежавший из России Кирилл Серебренников уже издал вопль об "убийстве театра" властями. Его подхватили дружным воем на трясинах либерал-театралы. Но стоит ли столь же бурно ликовать патриотам? Давайте разбираться.
Как патриотическая, так и либеральная театральная общественность взбурлила. В ответ на назначение нового руководства сразу в три столичных театра – "Современник", "Школу современной пьесы" и "Гоголь-центр". Основатель последнего, ныне сбежавший из России Кирилл Серебренников уже издал вопль об "убийстве театра" властями. Его подхватили дружным воем на трясинах либерал-театралы. Но стоит ли столь же бурно ликовать патриотам? Давайте разбираться.
Не так давно в своём телеграм-канале писатель Захар Прилепин оставил занятное соображение. Он предположил, что если на территорию столичного театра случайно приземлился бы на парашюте сбитый украинский военный лётчик, то в 45 из 50 театров Москвы его бы приласкали, обогрели и спрятали бы.
Смотрите, кто ушёл
В этом смысле московский Депкульт порадовал нас безусловно благим делом – начал зачистку худруков-пятоколонников. Художественным руководителем "Гоголь-центра" вместо продолжателя курса Кирилла Серебренникова Алексея Аграновича назначен Антон Яковлев; основателя и руководителя "Школы современной пьесы" Иосифа Райхельгауза сменил Дмитрий Астрахан, худрука "Современника" Виктора Рыжакова временно заместит худсовет театра. Директора во всех трёх театрах, соответственно, тоже меняются.
Официальное основание для отставок стандартно: непродление срока очередного истекавшего контракта. А вот причины, конечно, интереснее. Когда такое происходит одновременно в трёх театрах, трудно сослаться просто на "интриги". Налицо некий месседж театральному цеху от столичной власти – за которой в данном случае стопроцентно стоит власть федеральная. И повыше, чем Минкультуры. В чём же он заключается?
Чтобы ответить на этот вопрос, взглянем мельком на лица "павших" худруков. Прежде всего, "общественно-политические" лица. Наименее ярко выраженным (и поэтому наименее "громкой" отставкой) является лицо Виктора Рыжакова. Весьма посредственный режиссёр ("Современник" при нём ушёл из топов театральных обзоров) с интересными наклонностями (впрочем, весьма распространёнными в нынешнем "театриуме"), он отметился скандалом при своём с бухты-барахты назначении.
Волну погнал тогда актёр Сергей Гармаш. На общем собрании театра он объявил, что уходит из театра, а Виктора Рыжакова обвинил в "череде чудовищных и безнравственных поступков". Среди них была акция ко Дню Победы "Диалоги", в которой молодые актёры театра пытались рассуждать на тему... действительно ли Великая Отечественная война священна. Рыжакова от Гармаша особенно активно защищали Лия Ахеджакова и Чулпан Хаматова.
Лия Ахеджакова матом обругала ветерана на сцене театра: Ну что, герой? Навоевался там?
А спустя некоторое время на подмостках "Современника" ставится безобразный антипатриотический глум-спектакль "Первый хлеб" Рината Ташимова с Ахеджаковой в главной роли, с которым потребовали разобраться возмущённые "Офицеры России". В целом же "творчество" Рыжакова можно характеризовать как серость с "гибкой дулей" в кармане – и с этим трудно поспорить даже завзятым либер-театралам.
Работа Иосифа Райхельгауза в качестве худрука была более профессиональной, у театра есть своя специфическая публика, залы продавались. Только яд, который источал сей осторожный деятель со множеством покровителей, был гораздо тоньше и опаснее. Ну и осторожность Иосифу Леонидовичу сильно изменила, когда в 2014 году он отметился своей фразой после чудовищного аутодафе в Одессе:
После 2 мая воздух в Одессе стал чище!
Многих, не знающих, как у нас устроены вертикально-горизонтальные связи либеральной театральной тусовки, изумлял тот факт, что после подобных инвектив, нескрываемой дружбы с одним из активных участников одесской бойни укро-депутатом Алексем Гончаренко такой человек оставался на своём посту, вальяжно размышлял об искусстве на телеканале "Культура".
Райхельгауз под разными предлогами уволил актёра Марата Башарова и заслуженного артиста России Василия Мищенко – слишком уж активно они поддержали СВО. Народная артистка России Татьяна Васильева отказалась работать с Райхельгаузом после того как услышала от него:
Вам ещё привезут ваших детей в гробах. А я буду этому радоваться.
Недавно этот деятель, плохо скрывая раздражение, цедил в интервью, что "некоторые элементы спецоперации в культуре уже проглядываются". Вот они и проглянулись, наконец-то, пояснее! И не помог на сей раз – ни мил-друг Михаил Швыдкой, ни глава московского Депкульта Александр Кибовский, которого хитромудрый Иосиф привадил в последние годы выступать в качестве актёра в своём театре.
Новым художественным руководителем "Школы современной пьесы" стал режиссёр театра и кино, заслуженный деятель искусств Дмитрий Астрахан. "На его счету более 40 постановок, множество фильмов и сериалов. В их числе "Ты у меня одна", "Всё будет хорошо", "Зал ожидания", "Жёлтый карлик", "Подари мне лунный свет" и другие", – говорится в документе Депкульта. Насколько интересной, по-хорошему патриотичной станет театральная драматургия Астрахана в этом театре, мы увидим. Во всяком случае уход русофоба Райхельгауза можно только приветствовать.
Мельпомена на замену
Самый пронзительный визг поднялся вокруг "Гоголь-центра". Устроивший в своё время по наущению ныне беглого экс-руководителя Депкульта Москвы Сергея Капкова погром "Театра имени Гоголя" скандальный режиссёр Кирилл Серебренников – проворовавшийся и ныне тоже беглый – "выстрелил" в Сети пафосной речью.
Они закрывают живой театр. С постоянными аншлагами. Со своей прекрасной публикой. С уникальным репертуаром. Театр с мировым именем. Театр для людей. Они могут это делать по праву учредителя. Но с точки зрения искусства это не просто вредительство – это убийство.
По словам экс-худрука "Гоголь-центр" закрыли "За позицию. За честность. За попытку свободы". "Попытка свободы", напомним, заключалась в извращении классики, стриптизе на сцене, бесконечных гомосексуальных аллюзиях, отборном мате. Эту линию после отставки Серебренникова продолжил, разве что немного смягчив, его верный адепт Алексей Агранович, руководивший театром с февраля 2021-го. После начала спецоперации актёры театра, чтобы показать своё "фи" власти, перестали выходить на поклон, а в конце спектаклей запускали "голубя мира".
А кассу театр и впрямь делал – уж простите, голая задница всегда соберёт деньги. Только вот не нужны России – ни такие представления, ни такая публика вместе со всеми её деньгами. Если при этом уйдёт часть, да хоть и вся труппа, о чём уже разнеслись слухи, то, как говорится, – скатертью дорожка.
Назначенный новым худруком 52-летний Антон Яковлев, сын народного артиста СССР Юрия Яковлева – лауреат премии Москвы в области литературы и искусства, премий "Звезда Театрала" и "Золотой Витязь" обещал разобраться с прежним репертуаром и артистами. И, будем надеяться, сделает это профессионально, восстановив русский драматический театр вместо глумливого балагана. Кстати, в документе Депкульта театр вновь именуется "Театром имени Н.В. Гоголя".
Ну а разразившимся гневными филиппиками в сетях некоторым актёрам труппы "Гоголь-центра", как например, Филиппу Авдееву, явно следует искать себе какое-то новое пристанище (и, похоже, не в России):
Закрытие "Гоголь-центра" на пике его актуальности, успеха и таланта – это поистине историческое событие, которое чёрным по белому кричит о том, что этой стране в этом виде и с этим дегенеративно-рабским складом ума окончательно *** (конец – ред.).
"Чёрным по белому", как изящно выражается этот служитель Мельпомены, кричит другое: в театральном хозяйстве России – начиная с Москвы (что правильно) началась Большая Ревизия. И она несёт рекомый актёром конец не стране, а лицедеям без чести и совести. Слишком уж долго наш "театриум" играл лишь по собственным хотелкам, жаля государство, которое его исправно кормило, гадя на русский народ, его историю, культуру и веру.
Неполнота зачистки не должна смущать – главное правильно начали. Как говорится, первые пошли, остальным – приготовиться. Скажем, другому нашему театрал-игруну Константину Богомолову, по духу и направлению совершенно сходному с Серебренниковым. Как бы он от него ныне ни отстранялся и ни высмеивал уехавших бывших поклонников-либералов. Ну а далее – по списку. Как некто остроумно откликнулся в Сети на произошедшее,
Когда же, наконец: Нации станут свободными от "прозревшего" колониста Миронова, вывезут одесский привоз Апексимовой из Таганки, "Модерн" очистится от рекламного агента Грымова, Музей Пушкина вернёт себе императорский статус без Лошаков для лохов, в "Третьяковке" воспрянет к жизни ветка Иванова вместо мёртвого хвороста Трегуловой, а "Сатирикон" отпустит Райкина на "честную, трудовую" капиталистическую свободу от любых идеологий, включая госсубсидии?!
Учредитель Первого русского телеканала Царьград, заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора Константин Малофеев выразил надежду, что увольнением нескольких персонажей дело не закончится. Сегодня важна масштабная чистка пятой колонны как от культуры, так и от политики. И показательно, что дело началось именно с "Гоголь-центра". На очереди другой, куда более важный и опасный символ русофобии – Ельцин Центр.
Театральный критик, руководитель центра наследования русской культуры "Института наследия" имени Д. С. Лихачёва Капитолина Кокшенёва в комментарии "Первому русскому" подчеркнула:
В том, что произошли новые назначения в ряде московских театров, я вижу волю к назревшим переменам. Дикий либерализм, не знающий никого, кроме себя, работающий на интересы чужой политической истории, кажется, завершается. Закрытие "Гоголь-центра" как клубного театра, но при этом обслуживающего за государственный счёт интересы "культурного НАТО" и личные пристрастия уехавшего растратчика казённых денег – тоже вполне оздоравливает культурную атмосферу столицы.
Что с того?
Театр, как давно известно, но, кажется, было невдомёк до недавних пор представителям власти – не только "храм искусства", но и политическая площадка, влияющая на умы больших групп сограждан. В отличие от кино, в котором это влияние более непосредственное и массовое, театр глубже и дольше задаёт "ментальные тренды" нации. Спектакли идут годами, театральные режиссёры и ведущие актёры в какой-то момент начинают играть роль лидеров общественного мнения.
Что именно несут они народу – и со сцены, и в СМИ, и в своих блогах, должно быть отнюдь не безразлично национальному суверенному государству. Если оно и впрямь таково, а не притворяется. Возвращение России к себе самой, начатое с возвращения Крыма и ныне – в СВО, не должно миновать ни одну сферу, а уж культуру – в первую очередь. Выиграв на полях сражений, русский народ не может позволить себе проиграть на театральных подмостках. Борьба только начинается.
Андрей Самохин