Русские Вести

Создатель саги «Звёздные войны» нашёл вдохновение в фильмах советского режиссёра Павла Клушанцева


Новый эпизод "Звездных войн" может стать самым кассовым фильмом в истории. Только за первую неделю мирового проката "Пробуждение силы" собрало почти 700 миллионов долларов. В России, по данным прокатчиков, выручка от продажи билетов превысила миллиард рублей. Впрочем, как выяснилось, спецэффекты знаменитой космической саги родом из советского кино.

Имперский крейсер преследует корабль повстанцев - кадры, ставшие классикой. Те самые, первые "Звездные войны", с роботами-дроидами, лазерными мечами и неземными пейзажами.

Сегодня, когда знаменитая сага вновь на больших экранах, пожалуй, мало кто помнит, что еще за 20 лет до джедаев и ситхов космические просторы с фантастическим успехом осваивали советские киногерои.

Давным-давно в далекой-далекой стране, Советском союзе, когда сам Джордж Лукас еще не знал, кто такие джедаи, а человек еще не полетел в космос, ленинградский режиссер Павел Клушанцев уже запускал корабли к звездам, детально воссоздавал миры далеких планет и быт на орбитальных станциях. Он снимал это так, что зритель 60-х, еще гадавший, есть ли жизнь на Марсе, выходил из зала убежденный: конечно есть, мы только что видели это своими глазами.

Приключения космонавтов на незнакомой планете — привычный сюжет сегодня - тогда открывал целый жанр. Уникальные спецэффекты здесь, по сути, - новый язык кино. Так подробно космос в докомпьютерную эпоху еще никто не показывал. Суровые советские цензоры даже не сразу поняли, что эти кадры не содержат гостайны.

"Когда он делал Марс, пролет над Марсом, он настолько хорошо смоделировал поверхность, что цензура пыталась зарубить все это дело, сказав, что у вас нет разрешения на съемки поверхности Марса, откуда вы, со спутника это украли? И он долго оправдывался, что нет, это спецэффекты, макеты", - рассказывает режиссер Максим Бухтеев.

Фильмы Клушанцева были популярны в Советском союзе, но в Америке они - сенсация. Русские покорили космос, а их режиссер — летописец этого покорения. "Планету бурь" в США сначала показывают в оригинальной версии, а потом откровенно воруют. Добавляют новые сцены с раздетыми не по-советски женщинами и выбрасывают из титров фамилии режиссера и актеров.

Джорджу Лукасу тогда семнадцать, и увиденное потрясло его настолько, что много лет спустя он назовет Клушанцева "крестным отцом "Звездных войн" и будет искать встречи с советским мастером.

"Когда отец был уже на пенсии, мы узнали постфактум, что приезжал Лукас и сказал, что он хотел бы познакомиться с Клушанцевым, а ему сказали: "Кто это такой, у нас такого нет". Отец еще был жив", - вспоминает Жанна Клушанцева, дочь Павла Клушанцева.

Что же так удивило Лукаса? Подводные съемки, сделанные в павильоне? Между актерами и камерой - огромный аквариум. Растения-мутанты, опутывающие героя? Здесь пленку просто прокрутили задом наперед. Или невесомость, впервые снятая вот так — актер закрывает своим телом проволоку, на которой висит. Прямая цитата — знаменитый лэндспидер. Космический автомобиль парит над планетой Татуин. А вот откуда, что называется, растут ноги этого трюка: на очень похожей машине герои Клушанцева рассекают по Венере.

"Мы много раз смотрели на эти кадры, искали тросы, на которых подвешен планетоход, но их не было! Сверху механизм было бы видно, но он был внизу! Машина была смонтирована на стреле крана, который двигался по рельсам в траншее, находящейся под декорациями. Создавалось впечатление, что планетоход просто парит над поверхностью. Это было удивительное решение, и придумал его Павел", - рассказывает постановщик спецэффектов, двукратный лауреат премии "Оскар" Роберт Скотак.

Оскароносный Роберт Скотак в 90-е нашел Клушанцева в Петербурге. Знаменитый мастер спецэффектов так и не смог сам раскрыть секреты большинства приемов советского коллеги и перед встречей даже написал ему несколько писем.

"Он смотрел мою картину "Дорога к звездам" и ничего не может понять, как это сделано. И задает мне в этом письме 50 вопросов. Это они-то при их богатейшей технике спрашивают нас, которые делали все на деревяшках, на веревочках, на гвоздиках, понимаете. И мы, оказывается, сделали вещи, которые они не могут разгадать", - говорил режиссер Павел Клушанцев.

Его наработки использовали несколько десятилетий — не только Джордж Лукас, но и Джеймс Кэмерон и Стэнли Кубрик. Сам Клушанцев за голливудской фантастикой не следил. Его имя не звучало в прессе, а знаменитые режиссеры, когда-то разобравшие его фильмы на киноцитаты, вопросы авторства предпочитали обходить стороной. Забытый мастер умер в 99-м в небольшой квартире на окраине Петербурга, оставив после себя дневники, чертежи и десятки приемов, без которых фантастика вряд ли стала бы такой, какой ее знает сегодняшний зритель.

Источник: www.1tv.ru