Не секрет, что либеральные влияния в театральной сфере особенно сильны: недруги России постарались. Но неужели только на третий год ZOV мы начинаем понимать, насколько серьёзно и опасно положение русских на культурном фронте?
Тема "Современный русский театр и патриотизм" – щепетильная.
Щепетильная и "многоэтажная" – пожалуй, ни в одной другой сфере отечественной культуры либерализм не пустил своих корней так основательно и давно (ещё с "доперестроечных времён" – с 1970-х), как на театральной сцене и за театральными кулисами.
Проявления "сложного" отношения современной театральной общественности к патриотизму Царьград разбирал несколько недель назад. В частности, обнаружилось, что в полутора десятках самых известных и популярных театров Москвы и Санкт-Петербурга спустя два года после начала спецоперации репертуар лишь 13 спектаклей на военно-патриотическую тематику (в среднем – меньше спектакля на театр). При этом после 24 февраля 2022 года на подмостках появилось лишь две (!) постановки.
Свежие новости театральной жизни нашей страны вынуждают посмотреть на эту проблему с новой стороны. Про то, какие спектакли не появились, мы уже поговорили – теперь поразмышляем, какие постановки до сих пор не исчезли…
Ну, с либералами всё понятно – а вот что же академический театр?..
Поводом присмотреться к афишам столичных театральных заведений стали новости на рубеже марта-апреля 2024 года.
О том, что в афише Театра.doc – одной из самых популярных у либералов творческой площадки Москвы – наверняка немало любопытного, стоит лишь копнуть совсем неглубоко, можно было догадаться. "Повезло" спектаклю "Сладкое для памяти", автором которого оказался журналист-либерал и писатель-русофоб Виктор Шендерович*.
Причём любопытна не только сама возможность заработка на русском зрителе человеком, мечтающим об уничтожении нашей Родины. Сам спектакль представляет собой типичную разоблачительную историю о русском народе, обречённом жить в "вечном ГУЛАГе", строчить друг на друга доносы и одной половиной населения сторожить находящуюся по ту сторону колючей проволоки вторую половину населения.
Ну, Театр.doc в своём репертуаре – а вот целый пасьянс "интересных" спектаклей в Московском академическом театре имени Маяковского во многом неприятной неожиданностью.
Тут и пьеса "Школа жён", к которой приложил перо и фантазию предатель России Дмитрий Быков*. И два спектакля по произведениям драматурга из Киева Саши Денисовой, которая в 2022 году отбыла в Польшу, где принялась ставить на местной сцене перформансы о "русских варварах". И готовящийся к премьере в конце апреля 2024-го спектакль "Симон" по роману армянской писательница Наринэ Абгарян, вот уже третий год горестно вздыхающей, что неонацистам Незалежной нечем сбивать русские самолёты.
Какой-то настоящий заповедник ненависти к России в километре от Кремля, право слово…
Когда Могучий – это не только фамилия
В этой связи появилось резонное желание – окинуть самым беглым, практически летящим взором петербургские и московские театры. Те же самые, в которых совсем недавно еле-еле менее одной патриотической постановки на одни подмостки наскребли. По сусекам, как в сказе про Колобка…
Как обстоит ситуация с теми спектаклями, создатели которых отличаются не совсем или совсем не патриотическими взглядами, не испытывают симпатии к России и СВО?
По примеру прошлой театральной статьи снова начнём с Санкт-Петербурга, со знаменитого Российского государственного академического Большого драматического театра имени Товстоногова (БДТ).
И сразу же узнаем, что до апреля 2023 года на протяжении десяти лет художественным руководителем этого заведения высокой культуры был режиссёр Андрей Могучий. Фамилия не обманывает, действительно могучий деятель с весомым авторитетом: иначе как бы Андрей Анатольевич продержался на своём посту более года после того, как в феврале 2022-го публично осудил начало спецоперации?
Но даже сейчас, спустя год после непродления с Могучим контракта, на большой сцене БДТ идут 8 спектаклей, поставленных эти режиссёром. 8 из 16 – ровно половина. Особое внимание привлекает "триптих" по мотивам сказки Юрия Олеши "Три толстяка": "Восстание", "Железное сердце", "Учитель". Оставляющая странное впечатление фантазия, в которой, как сказано в официальном описании постановки, "страшная реальность сталинских репрессий переплетается с фантасмагорическими снами и фантазиями".
Ну а поставленный Могучим в лучших традициях современного феминизма спектакль по роману Чернышевского "Что делать?" – это практически невинная шалость. Снова читаем на сайте БДТ: "Главный герой романа — женщина. Главная тема — свобода. В самом начале спектакля Вера Павловна произносит текст, который становится манифестом её жизни: "Я хочу быть свободна, не хочу никому быть обязана ничем… <…> Нет, я хочу делать только то, чего буду хотеть".
"Я миролюбивый человек, но…"
А вот не менее прославленный Академический театр имени Ленсовета.
Здесь свой несмываемый до сих пор след оставил один из самых ярких театральных режиссёров России XX века Юрий Бутусов. В Театре имени Ленсовета Бутусов был главным режиссёром и худруком с 2011 по 2018 год. Так что ничего удивительного, что его наследие здесь проявляется до сих пор. Но чтобы в 2024-м на сцене шли 8 спектаклей Бутусова…
Здесь самое время для биографического отступления и пояснения. С 2018-го Бутусов перебрался в Москву – на должность главного режиссёра Театра имени Вахтангова, а покинул эту должность он в 2022-м, находясь за границей и отказавшись возвращаться в Россию. И хотя явных и оскорбительных антирусских заявлений режиссёр не делал, однако его позиция совершенно прозрачна:
Почему состоялся отъезд? Я думаю, ответ такой: я не разрешаю с собой так поступать. Я не могу размахивать кулаками, я миролюбивый человек, но я не хочу позволять так над собой издеваться. Я принимаю это сложное решение – уехать, потому что я хочу оставаться человеком.
И вот творчество выдающегося и при этом "нетвойнистского" режиссёра активнейшим образом популяризируется на сцене Театра имени Ленсовета. Какого направления это творчество, можно судить хотя бы по бутусовскому спектаклю "Гамлет". Бутусов подошёл к постановке со следующих позиций: "Гамлет – давно уже миф, не человек. Это духовная субстанция, не имеющая ни возраста, ни пола, ни веса, ни запаха".
И слова у режиссёра не расходятся с делом: в версии Бутусова Гамлета играет женщина – актриса Лаура Пицхелаури. А роль Офелии поочерёдно играют то мужчина, то женщина.
Согласитесь: как удобно – сказал, что Гамлет это духовная субстанция, и твори с текстом Шекспира что хочешь. Выворачивай его наизнанку вдоль и поперёк, ставь хоть каждый год новый спектакль. Красотища же…
"Не удивляйтесь, если не узнаете" – литовский взгляд на русскую классику
А что же Москва? Тутошние театральные деятели от петербургских не отстают.
Тем более они периодически переезжают туда-сюда-обратно. Как уже говорилось, Юрий Бутусов потрудился и в Государственном академическом театре имени Вахтангова. На текущий момент из его спектаклей в актуальной "сетке" театра осталось лишь два – "Бег" по Булгакову и "Король Лир" по тому же Шекспиру. Здесь, правда, режиссёр свой петербургский номер с "духовной субстанцией" не провернул – всё-таки Лира "старомодно" играет актёр-мужчина.
Но на два бутусовских спектакля приходятся 8 (какое-то заколдованное сегодня число…) постановок бывшего худрука Римаса Туминаса. Заработавший свой статус "классика при жизни" Туминас, недавно скончавшийся от тяжёлой болезни, покинул Москву в 2022 году со скандалом. Литовскому режиссёру позвонили пранкеры – и он поделился с ними и своим неприятием СВО, и критическими взглядами в отношении России и русских, и готовностью поставить спектакль о неонацистских героях из "страны У".
Всё это не мешает присутствию на сцене Театра имени Вахтангова поставленных Туминасом спектаклей: "Ветер шумит в тополях", "Война и мир", "Евгений Онегин", "Маскарад", "Улыбнись нам, Господи", "Фальшивая нота", "Царь Эдип" и "Дядя Ваня".
Примечательно, что сайт театра заранее предупреждает будущих зрителей чеховской пьесы:
Не удивляйтесь, если <…> вы не узнаете знакомых персонажей, а известные слова прозвучат с неожиданными интонациями. Нет, Римас Туминас не сократил и не переписал классический текст Чехова. Просто прочитал заново, с листа, без оглядки на давящий груз истории знаменитой пьесы и её интерпретаций.
Так-то, "прочитал заново, без оглядки на давящий груз истории". Ай да литовцы, как они махом да смело с русской классикой обращаются…
Сочинители-русофобы и Баста трактуют Маяковского
Можете не сомневаться (а если есть желание и располагаете свободным временем – то и проверить лично), схожая картина наблюдается во многих из бесчисленных московских театров. Наследие либерального искусства, где-то подчёркнуто "внерусского", а где-то и антирусского, напоминает высокое дерево с глубоко уходящими в толщу земли корнями – стоит крепко, заметно издалека.
Для наглядности – лишь несколько примеров.
Московский театр "Современник", в репертуаре которого вот уже со дня на день как 13 лет имеется спектакль "Время женщин" по пьесе Елены Чижовой – сочинительницы с определёнными взглядами. В 2014 году публично против Русской весны и действий России в Донбассе выступала. За освобождение террориста и якобы режиссёра Олега Сенцова подписывалась. Да ещё и мифы о Великой Отечественной войне (мол, советское руководство стремилось руками нацистов уничтожить население Ленинграда) распространяла. А так, вполне возможно, Елена Чижова весьма интеллигентный человек.
Или Московский государственный театр "Ленком", в котором в сентябре 2023 года состоялась премьера спектакля "Маяковский". Одним из авторов музыкальной постановки выступил известный рэпер Василий Вакуленко (он же Баста). По мнению руководства "Ленкома", в наши дни лучшего автора для перформанса про Маяковского просто не найти. Любопытно: когда искали, попадалось ли им интервью Басты образца декабря 2022-го, где он охарактеризовал СВО словами "смотрим кино дальше"?
А последний из героев сегодняшнего рассказа проявляет завидную работоспособность. В 2022 году Денис Азаров, режиссёр и худрук Театра Романа Виктюка, покинул свою должность – как сообщали СМИ, в связи со своей "антивоенной" позицией. Какова обычная траектория для представителей либеральной культуры в таких случаях? Верно – либо за рубеж, либо в длительный творческий отпуск (чаще всего эти две траектории накладываются одна на другую).
Но Азаров удивительно востребованный режиссёр. Загибайте пальцы. С тех пор он поставил спектакль "Дядя Ваня" в МХТ имени Чехова, премьера состоялась 18 марта 2023-го. Это раз. Затем в том же МХТ 26 октября у него вторая премьера – постановка "9 ряд. 10, 11 место". Это два. И уже 26 января 2024-го Азаров выпускает в Театре на Таганке спектакль "Весёлые ребята". Это три. Пока всё – но, скорее всего, мы услышим от Дениса Азарова и "это четыре".
Что с того?
Чаще всего в подобных обсуждениях обязательно возникает сюжет: "А чего это вы цензуру вводите? Если режиссёры и драматурги талантливые и люди на их спектакли ходят, какая разница, что за взгляды у этих деятелей искусства".
Отчасти это справедливо. Автор этих строк лично как театральный зритель может подтвердить: тот же Юрий Бутусов выдающийся и, возможно, в лучших своих постановках гениальный режиссёр. Но не нужно воспринимать все афоризмы классиков как истину в последней инстанции – пушкинская фраза "Гений и злодейство две вещи несовместные" давно и многократно опровергнута жизнью.
Находиться в условиях специального военного времени по ту сторону фронта, из-за которой в русских солдат и мирных жителей летят не только язвительные комментарии и русофобские песенки, но и пули, мины, бомбы и ракеты, это и есть злодейство. Оценить талант и вклад в развитие русского и мирового театра тех или иных деятелей мы ещё успеем. В мирное время.
Насколько присутствие этих творцов в нашей культурной жизни необходимо сейчас, когда до Победы явно неблизко, вопрос осуждаемый. Тем более что все упомянутые в тексте театры и их спектакли финансируются государством.
Заметьте, вопрос именно обсуждаемый, никаких призывов к немедленным и повальным чисткам театральных подмостков. Но как минимум начать обсуждение проблемы просто необходимо.
АЛЕКСАНДР БАБИЦКИЙ