Целых пять дней, с 1 по 5 ноября, пока за окном валил первый снег, Тулу и Тульскую область кружил кинофестиваль – то в вихре вальса, то в ритме танго, то зачаровывал мелодиями полузабытого фокстрота, то карнавальной румбы, то накатывал зажигательным джазом, то фольклорным или эстрадным танцем, а то и молодежным «хип-хопом»... Так, к восторгу зрителей, отмечал свое рождение на экранах и со сцены Первый Открытый Российский фестиваль «Кино и Музыка». Его и его идейного вдохновителя, кинорежиссера и президента фестиваля Аллу Ильиничну Сурикову, Тула встречала как старых, добрых, долгожданных друзей. Дело в том, что именно здесь многие годы Алла Сурикова проводила свой легендарный фестиваль комедии «Улыбнись, Россия!»
Наступили иные времена. Фестиваль вернулся, только в новом качестве – музыкального, расширив тем самым рамки своего творческого диапазона. Чтобы показывать разное, многожанровое кино, проводить больше интересных дискуссионных встреч и конференций, говорить о киномузыке. Получить возможность затронуть многие важные аспекты культурной жизни, позволить высказаться представителям самых разных творческих профессий – музыкантов, композиторов, певцов, режиссеров, продюсеров и актеров.
Министр культуры Тульской области, член Коллегии Министерства культуры РФ, член Президиума Координационного Совета по туризму Министерства культуры РФ Татьяна Вячеславовна Рыбкина так приветствовала новый кинофорум:
«Это очень актуальный фестиваль. В нем есть та канва, тот позитивный стержень любви к кино и музыке, та самая позитивная нота, жизнеутверждение, которое люди разного возраста должны получать в кино. Музыка является неотъемлемой частью любого фильма. Сегодня российское кино находится на подъеме. И стоит очень острый вопрос о саундтреках, о музыке, которая сопровождает тот или иной фильм, о ее использовании. С нами Алла Ильинична Сурикова. Фестиваль по-прежнему поддерживается Министерством культуры Российской Федерации и Правительством Тульской области, Администрацией города Тулы, имеет различного рода административную поддержку, поддержку своих любимых, наработанных волонтеров, которые ждали этой встречи. Это и многое другое осталась в старых, добрых традициях проведения нашего любимого фестиваля «Улыбнись, Россия!», который долгие годы проходил в Туле и Тульской области. Новый фестиваль пройдет на разных площадках, включая наше муниципальное образование. Кинопоказы основных 15 картин будут сопровождаться лекциями, встречами с создателями, творческими вечерами. Туляки давно ждали этой встречи с любимым режиссером и президентом фестиваля Аллой Ильиничной Суриковой и ее командой, которая составила прекрасную программу, с гостями фестиваля — звездами нашего кинематографа и музыки».
Музыка всегда давала ключ к настроению, и даже в самые сложные времена люди смотрели кино. Во время Великой Отечественной войны, если рождалась хорошая песня в кино, она тут же уходила в народ – её переписывали, передавали друг другу из уст в уста, отправляли в письмах на фронт, с фронта присылали домой. «Музыкальное сопровождение кинолент может добавить фильмам значительную глубину», - утверждал великий композитор Сергей Прокофьев. И был абсолютно прав. Сегодня уже и представить себе нельзя, чтобы экран молчал.
Первая же творческая конференция «Киномузыка. Проблемы и перспективы», состоявшаяся в рамках фестиваля, показала, насколько высока планка, которую фестиваль наметил себе. Ее задумал и провел Генеральный директор фестиваля, организатор кинопроизводства, заслуженный работник культуры РФ Александр Алексеевич Голутва. На встрече присутствовали все желающие – жюри, участники, гости фестиваля, пресса. Вопросы, которые в этот день затрагивались спикерами конференции – ведущими российскими кинокомпозиторами, волнуют многих. Речь шла об основных тенденциях создания музыкальных фильмов в мире и в России; почему кинофильмы этого жанра нашими зрителями недостаточно востребованы; какие форматы музыкальных фильмов наиболее актуальны; остается ли композитор кино фактически полноправным автором кинофильма; композитор и музыкальный продюсер (music supervisor); композитор и использование библиотечной музыки; композитор и ИИ (искусственный интеллект). Есть ли необходимость в поднятии статуса профессии композитора; тормозят ли развитие национальной киномузыки музыкальные референсы зарубежных фильмов?.. Обсуждение и дискуссия так увлекла участников беседы, что разговор мог затянуться и до утра, если бы не строгий регламент конференции. И все же каждый смог высказаться, рассказать о наболевшем.
Рассуждая о значении фестивале, председатель жюри, композитор, трижды лауреат национальной телевизионной премии «ТЭФИ», дважды лауреат премии российской индустрии звукозаписи «РЕКОРДЪ», обладатель национальной премии Российской Академии кинематографических искусств «НИКА» Алексей Анатольевич Шелыгин сказал: «Этот фестиваль очень важный и нужный. Именно для того, чтобы мы могли сохранять у нас в стране высокий уровень музыки. Потому что композиторами пишется огромное количество музыки. И не всегда их можно назвать композиторами с точки зрения профессионального подхода. У нас замечательное жюри, все мы будем советоваться, важным критерием выбора лично для меня будет органичность вхождения музыки в само кинопроизведение, в саму картину. И это мне кажется важнейшим критерием при отборе картин. Картины все серьезные, все интересные. Тем сложнее будет для жюри выбрать лучшие».
В жюри вошли: режиссер, сценарист, художник и продюсер, заслуженный деятель искусств России Владимир Михайлович Алеников; художественный руководитель Тульской областной филармонии, заслуженный работник культуры РФ Елена Юрьевна Руднева; киновед, кинокритик, педагог, академик Российской Академии кинематографических искусств «НИКА» Сергей Александрович Лаврентьев; оргсекретарь Союза Кинематографистов РФ, генеральный продюсер кинофестиваля «Радонеж» Михаил Германович Калинин.
Первым и самым важным призом фестиваля стал приз «За выдающийся вклад в киномузыку». Им наградили:
- Лауреата Государственной премии СССР, заслуженного деятеля искусств РФ, композитора Владимира Сергеевича Дашкевича;
- Заслуженного деятеля искусств РФ, народного артиста РФ, композитора Максима Исааковича Дунаевского;
- Заслуженного деятеля искусств РФ, народного артиста РФ, художественного руководителя и главного дирижера Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергея Ивановича Скрипку;
- Заслуженного артиста России, народного артиста России, актера театра и кино, певца и музыканта Игоря Борисовича Скляра.
Другие призы фестиваля: Спецприз «За выдающуюся музыку к фильму «Нюрнберг» - Герою Труда РФ, лауреату четырёх Государственных премий, народному артисту России, композитору Эдуарду Николаевичу Артемьеву (посмертно) – вручен сыну композитора Артемию Артемьеву.
Приз «Музыка в коротком метре» - фильму «Форелевый квинтет» - режиссёру Людмиле Потаповой.
Приз «Музыкальные фильмы и музыка в анимационном кино» - мультфильму «Пушкин и… Михайловское. Начало» - режиссёру Екатерине Гаврюшкиной.
Приз зрительских симпатий – фильму «Тур с Иванушками» (Режиссер Марк Горобец) – продюсеру Сергею Грибкову.
Приз прессы и средств массовой информации «За новое прочтение классики и гармоничное музыкальное решение» - фильму «Обрывки» - режиссеру Андрею Селиванову.
Приз прессы и средств массовой информации «За тему воинского братства и гармонию в музыкальном решении» - фильму «Командир» - режиссер Тимур Хван.
Спецприз президента фестиваля «За яркий дебют» - режиссеру Полине Лазаревой, фильм «Чайка».
Приз «За музыку» в фильме «Хитровка. Знак четырех» - композитору Юрию Потеенко.
Приз «За музыку» в фильме «Мухадракон» - композитору Артему Васильеву.
Приз «За режиссерскую работу и эксперимент в жанре музыкального кино» - фильму «Подростки. Первая любовь» - режиссеру Святославу Подгаевскому.
Приз «За лучшую музыкальную мелодраму» - фильму «Ненормальный» - режиссёру Илье Маланину.
Приз «За оригинальное сочетание пластики и кино» - фильму «Она танцует» - режиссёру Оксане Дегтярёвой.
ГРАН-ПРИ – фильму «Год рождения» - режиссеру Михаилу Местецкому и композитору Кириллу Белоруссову.
Наталья Ярославовна Тендора