Инициатором создания и одним из соучредителей нового фестиваля, на который по задумке организаторов, ежегодно будут собираться журналисты, сценаристы, режиссёры, создающие научно-популярные видеосюжеты, подкасты, фильмы и программы, стало ВОИР ̶ Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов.
ВОИР и вдруг – подкасты, блоги, документальные фильмы… Странно? Ничуть, если иметь в виду, как много параллелей и совпадений преподносит нам история.
95 лет назад, в советской России вышел ежемесячный специализированный научно-популярный журнал «Изобретатель». То же СМИ, только печатное. И создавался журнал, как сейчас бы сказали, как контент для пропаганды изобретательства и поддержки изобретателей. В том же 1929 году Маяковский, провозглашал: «Вашу быстроногую знаменитую Америку мы и догоним, и перегоним». Чем не лозунг наших дней? И ведь догнали же, в том числе и благодаря массе рационализаторских предложений и изобретений, с которыми выступали не только учёные и инженеры, но и простые, порой малограмотные, но смекалистые рабочие. Такие как обрубщик алюминия ленинградского завода «Красный выборжец» Михаил Путин (однофамилец нашего президента), который в марте опять же 1929-го первым кинул клич о соцсоревновании. Инициативу подхватили. При этом резкий рост производительности труда на предприятиях страны основывался не только на дисциплине и энтузиазме рабочих, но и на огромном всплеске рационализаторских предложений, ускоряющих производственный процесс, делающих его эффективнее. Результат был налицо, его не опровергнешь: в 1928 году Россия выпускала всего 1 тысячу тракторов, четыре года спустя в 55(!) раз больше. По итогам первой пятилетки СССР впервые перестал ввозить тракторы из-за границы. В эти же годы было начато строительство индустриальных гигантов Сибири и Дальнего Востока, благодаря которым эти районы нашей страны получили невиданное развитие, мощную инфраструктуру. В первую пятилетку специальная Арктическая комиссия выработала задачи по освоению советской Арктики и изучению ее ресурсов… Политика, провозглашённая в стране в январе 1929-го была названа политикой «большого перелома» и, безусловно, принесла свои плоды. Не похоже ли это на атмосферу, в которой мы живём сегодня?
Но полтора-два десятилетия назад, начало возобладать мнение, что наша страна вполне может обойтись без своих изобретателей, рационализаторов, инженеров высокого класса. Зачем что-то изобретать и создавать, если все необходимые новинки можно купить готовыми за границей?
Сегодня, увы, уже требуются и переоснащение, а где-то и буквальное восстановление производства, которым мы когда-то гордились, и «перенастройка» наших взглядов на российскую науку и, восстановление контента, адресованного, в первую очередь, молодому поколению России.
Именно об этом говорил, объясняя смысл организации фестиваля «Наука и изобретения на экране» Антон Ищенко, генеральный директор Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 6-го созыва:
«За прошедшие годы государство стало всё меньше и меньше уделять внимания изобретательству. И сейчас мы понимаем, что, многое приходится начинать сначала. Та система работы с изобретателями, которая была создана в Советском Союзе, вовлекала в эту деятельность огромное количество заинтересованных, увлечённых людей, задавала необходимые стране ориентиры. Возможно, труд инженера и не был оценён материально настолько, насколько должен бы быть оценён, но в государственных средствах информации инженерные профессии освещались широко, и наши мальчишки хотели не только сами лететь в космос, но и проектировать и строить космические корабли, создавать новую прогрессивную технику».
Будучи членом комитета Госдумы по инновационной деятельности, А. Ищенко и его коллеги по комитету отчётливо видели, насколько экономика страны завязана на инновационной деятельности. Наши атомные станции, ледокольный флот, подводный флот, космическая промышленность – это всё сосредоточение изобретений. Увы, в силу сложившихся обстоятельств это стало давать всё меньше и меньше и технических, и экономических эффектов. И сегодня государство многое не дополучает от нашей инновационной сферы, от тех областей, которые базировались раньше на отечественной науке.
«Мы проигрываем многим странам, – считает генеральный директор ВОИР. – В 70-80-е годы мы были страной номер один по патентной активности в мире, у нас было самое большое количество заявок на изобретения, мы опережали США, Германию, Японию и другие страны. А сегодня?»
Существует индекс инновационного развития, который публикует Международное агентство по интеллектуальной собственности, так вот, – в этом году мы в нём заняли 51-е место. По всем направлениям, которые можно измерять в цифрах, мы существенно просели. Это наглядный результат того печального факта, что с определённого момента мы перестали уделять активное, повышенное внимание изобретательской, научно-технической деятельности. Перестали нашим детям прививать интерес к этому. Путь, принятый в какой-то момент государством, – покупать за валютную выручку от продажи природного сырья всё готовое за рубежом – оказался в никуда, а наши собственные изобретатели и талантливые разработчики оказались без внимания и без материальной поддержки, – уверен эксперт.
К Ищенко как к депутату стали приходить изобретатели с этими вопросами, сообща стали более глубоко разбираться в положении дел, смотреть, как это всё было устроено в Советском Союзе. Подняли архивы, внимательно изучили опыт предыдущих лет и поняли, что нужно многое делать. И делать срочно! Необходимо вновь поднимать авторитет нашего российского изобретательства, дать творческим, самоотверженным людям почувствовать поддержку, уверенность, что их труд не останется без внимания, что он нужен обществу, стране.
К тому времени, как в 2016 году Антон Анатольевич Ищенко возглавил ВОИР, это была уже организация, стоящая на грани полного краха: ни офиса, ни штата, ни финансирования, многие региональные организации уже перестали функционировать. Фактически всё находилось на стадии ликвидации. За семь следующих лет новой команде энтузиастов, удалось во многом восстановить прошлые статус и уровень работы ВОИР.
Сегодня в стране работают 67 региональных организаций. С 1957 года Академия наук СССР вручала премии изобретателям, после распада Советского Союза эта традиция была прервана, но с 2018 года вместе с Академией наук России ВОИР вновь стали вручать призы за лучшие изобретения. И их количество о многом говорит.
Начали собирать детей, большое внимание уделяя детскому техническому творчеству, приглашая юных техников и изобретателей на встречи в Государственную Думу. Но этого мало, считает Антон Ищенко. Раньше была Всесоюзная станция юных техников с разветвлённой региональной сетью, которая методически координировала всё техническое творчество детей и молодёжи, проводила соревнования по техническим видам спорта. Сегодня подобные станции мало где сохранились. Точками притяжения становятся кванториумы – специально оборудованные площадки на территории технопарков, но, во-первых, их пока в целом по стране мало и на всех не хватает. А во-вторых, красивые помещения, с большим набором инструментов для конструирования, возможность заниматься программированием – это, безусловно, полезно и нужно, но, к сожалению, мало что даёт с точки зрения развития изобретательских способностей детей.
Необходимо, считает генеральный директор ВОИР, возрождать и развивать «творчество руками», потому что не получится ни судо-, ни авиа-, ни ракетостроителя из человека, который своими руками не создавал модели самолётов, ракет, пароходов, не рассчитывал форму крыла и не наблюдал, как и что влияет на создаваемый им аппарат.
ВОИР совместно с Роспатентом запустил конкурс среди регионов «Столица изобретательства». Регионы теперь борются за право целый год носить это звание. При выборе столицы учитывается количество изобретений на душу населения, сколько и каких мероприятий, посвящённых изобретательству, планируют регионы провести у себя в предстоящий год, какое финансирование для этих целей выделяется. Задача учредителей конкурса при этом заключается в максимально пристальной работе с региональными институтами развития, с университетами, научно-исследовательскими учреждениями, с индивидуальными изобретателями, чтобы максимально активизировать все процессы технического творчества и изобретательства на этой территории. В текущем году столица изобретательства России – Киров. В следующем – Самарская область.
«Мы придумали себе девиз: «Изобретатели будущего живут среди нас», – рассказывает руководитель ВОИР и объясняет, почему. Ведь если проанализировать весь список российских изобретателей, то можно заметить, что многие из них не смогли при жизни побывать в лучах славы. Порой только через столетия мы обнаруживаем или вспоминаем, что это революционное открытие, это замечательное изобретение принадлежат нашему соотечественнику.
Очень часто сегодня удивительные люди живут среди нас, но широкому кругу они неизвестны. И в ВОИР поняли: без участия медиасферы, без талантливых кинодокументалистов-популяризаторов науки и изобретательства этот пробел не ликвидировать.
Так родилась идея создать некое постоянное, действующее, конкурсное и событийное мероприятие, которое поддерживало бы авторов видеопродуктов, стимулировало бы их чаще, интереснее рассказывать об ученых, изобретателях, показывать результаты их творческого созидательного труда, стимулировать интерес к изобретательству, инженерии. Это и стало программной идеей Всероссийского фестиваля «Наука и изобретения на экране».
Васильева Ирина, председатель жюри фестиваля «Наука и изобретения на экране», сценарист, режиссер, академик Российской академии киноискусства «Ника» говорит: «На сегодняшний день в нашем кинематографе сложилась парадоксальная ситуация. В планах игровых фильмов, которые собираются снимать наши кинематографисты в следующем году, практически одни сказки. У кинодокументалистов диаметрально противоположная ситуация: максимальное количество заявок – по теме наука, научные достижения. Хотя наука для нас, документалистов, это тоже в определённой мере – сказка. И игра ума, и то, что наука сегодня достигла и чем занимается, – это для людей со стороны, кажется чем-то фантастическим, той же сказкой».
Хочется добавить к словам Ирины: да, наши надежды во многом на науку, а еще и на природную смекалку, изобретательность русского человека. Не случайно фильмом открытия фестиваля была выбрана коллективная работа четырёх режиссёров Владимира Головнёва, Никиты Анискина, Павла Тихонова и Олеси Епишкиной «Опытным путём». Каждый из соавторов снял свою главу для общего трогательного, весёлого, но заставляющего о многом задуматься кинорассказа о современных Кулибиных и Блиновых – изобретателях, живущих вдали от больших университетов, «творящих руками» буквально чудеса в маленьких городках и обойдённых цивилизацией сёлах, в домашних мастерских и в гаражных боксах.
Что же показал новый и не совсем обычный фестиваль? Во-первых, то, что тема науки необычайно интересна и многогранна. Во-вторых, что и кинодокументалистам, и журналистам – авторам передач, подкастов, шоу ещё очень многому предстоит учиться, и, возможно, изобретать собственные способы показывать на экране, как живёт и развивается наука. В-третьих, что уже есть в этой теме и признанные мастера, и безусловные победы.
Например, гран-при первого фестиваля «Наука и изобретения на экране» завоевала блестящая работа московского сценариста и режиссёра Юлии Киселёвой «Вспышки света». Фильм рассказывает о том, как российские учёные и медики разрабатывают технологии, возвращающие зрение. Два героя фильма получили возможность видеть с помощью чипа в сетчатке глаза. Ученые пошли дальше, и на наших глазах идут испытания имплантанта «Элвис» для зрительной коры мозга.
Показать буквально пошагово на экране, как происходит открытие, и так, чтобы проблема и способы её решения были понятны, интересны и специалисту, и далёкому от науки зрителю – это большое профессиональное мастерство.
Найти ученых, которые не только великолепно разбираются в вопросе, но и умеют говорить выразительно, образно, объяснять непонятное и неизвестное широкому зрителю, – непростая задача. Рассказывают, что Юлия Киселёва спикеров для своих фильмов отбирает, чуть ли не по кастингу. А кроме того, автор фильма владеет собственным богатым и очень изобретательно продуманным арсеналом средств визуализированного разъяснения сложных научных исследований. Только один пример. Для того, чтобы объяснить зрителю особенности двух различных нарушений зрения, режиссер просит художницу нарисовать три своих портрета. Один обычным образом, два других – в двух разных специальных очках, имитирующих эти нарушения. И следя за работой художника, зритель буквально видит сам, как воспринимают линии, цвета, образы люди, имеющие эти нарушения зрения. Подобное впечатляет!
И ещё об одном фильме, показанном на фестивале, нельзя не сказать особо. В основе сюжета документальной ленты «Свобода в квадрате» режиссёра Анастасии Зверьковой два научных эксперимента, имитирующих дальний космический полёт. Физиолог Николай Осецкий отправляется в Антарктиду, чтобы исследовать зрение человека в условиях, максимально приближённых к лунным. Группа испытателей из России и США в копии космического корабля проверяют на себе влияние изоляции. Фильм выразителен и многослоен, в нём масса аллюзий: в сценах выхода в космос метафорически зашифрован выход каждого человека из чрева матери, проблема одиночества во вселенной перекликается с одиночеством персонально каждого… Вечные философские вопросы стоят не только перед теми, кто готовится сам или готовит людей к долгой автономной работе в космосе. Так или иначе, сегодня эти вопросы встают перед всеми нами. Фильм «Свобода в квадрате» получил специальный приз жюри «За глубину авторского высказывания».
Саратов – город с большими фестивальными традициями и здесь умеют создавать фестивальный контент. В частности, шесть лет именно здесь, в городе, где впервые поднялся в небо первый космонавт Земли и где он приземлился, вернувшись из космоса, проходит Международный фестиваль «Гагарин.doc», объединяющий кино, науку и современное искусство.
«Наука и изобретения на экране» – тоже не привычный фестиваль кинодокументалистики. Это своеобразный микс разных видеожанров – подкасты, телевизионные шоу про науку, в том числе, и адресованные детям, документальные фильмы, телевизионные информационные сюжеты объединены общей глобальной темой: наука и изобретения. Приз ВОИР получил телесюжет ГТРК «Волгоград-ТРВ» о том, как ученые Волгоградского медицинского университета разработали и внедряют три проекта в разных сферах, касающихся общих вопросов – экзопротезирования, остро необходимого для реабилитации функций пораженных мышц и нервов. Символично, что история, лежащая в основе создания этого сюжета, гораздо шире, чем показано на экране, и наглядно иллюстрирует эффективность взаимодействия ученых, изобретателей, ВОИР и представителей медиасферы. В 2021 году волгоградские журналисты на встрече с президентом страны задали В. В. Путину вопрос о возможной поддержке учёных-изобретателей Волгограда, создающих уникальные протезы. Президент внимательно выслушал журналистов и дал поручение именно в Волгограде на базе ВГМУ создать профильный центр. В итоге за год был создан и начал действовать Федеральный центр экзопротезирования. И волгоградские тележурналисты, которые донесли эту информацию до руководителя страны, этому посодействовали.
Генеральный директор фестиваля, руководитель Саратовского областного совета ВОИР Андрей Россошанский весьма образно назвал фестиваль «Наука и изобретения на экране» «перекрёстком двух мощных потоков, какими являются российская наука и изобретательство в партнёрстве с кино, телевидением, интернетом». Соотнесённость этих двух потоков позволяет понять, с одной стороны, какие направления научно-технической мысли особенно интересны создателям научно-популярных программ и фильмов, с другой стороны, как деятелям науки и различных отраслей производства использовать кино, телевидение, интернет в целях пропаганды достижений науки, изобретательства, привлечения молодёжи в сферу высокотехнологичного производства, и как и тем и другим, действуя сообща, добиться достижения важных целей.
По общему мнению участников фестиваля, финал конкурса на самом деле является только началом большой работы.
Теперь задача – создать такие условия, чтобы лучшие работы получили ещё и массовое тиражирование, чтобы максимальное количество зрителей могли их увидеть и восхититься героями, заинтересоваться темой, увлечься изобретательством.
Ибо только увлечённый человек способен чувствовать новизну. А увлечённость и новизна запускают мыслительный процесс, рождающий прорывные идеи.
Наталья Дегтярёва