Возможности искусства не стоит преувеличивать, но и преуменьшать не стоит. Внимательные кинозрители увидели в знаменитых отечественных фильмах и сериалах сбывшиеся предсказания о судьбе России и мира.
У искусства немало функций и задач, но самые главные из них связаны с временем.
Чаще всего искусство старается объяснить прошлое, представить уже произошедшие события в доступной и понятной форме.
Естественным образом искусство пытается отразить настоящее, отреагировать на изменения окружающей реальности.
И в особых случаях искусство дерзает приоткрыть завесу, отделяющую нас от будущего.
Речь, конечно, не о расплодившихся в последнее время "страшилках" о глобальных катастрофах. Предсказывать будущее — это вам не тасовать стандартные сюжеты "ядерная война — глобальное потепление — падение метеорита — пандемия смертельной болезни (с возможным появлением зомби)". Здесь дело куда серьёзнее: попытаться понять, куда и какими путями движутся человечество и отдельные народы.
Отечественный кинематограф, помимо прочих достоинств, обладает способностью порождать такие фильмы-предсказания, фильмы-откровения. И сейчас Русский мир живёт внутри "сюжета", предсказанного киноискусством десятки лет назад.
Европа так и не простила русским Победы
Но для начала обратим внимание на телефильм Ильи Казанкова "Катюша", вышедший в 2023 году. Очевидно, что, несмотря на тему проекта (действие картины разворачивается в 1944 году, на завершающем, но кровопролитном этапе Великой Отечественной войны), претендовать на пророческий взгляд в будущее он не может. Однако авторы фильма фактически сумели в рамках одного диалога дать краткий обзор истории взаимоотношений Русской цивилизации с Европой.
КАДР ИЗ ТРЕЙЛЕРА СЕРИАЛА "КАТЮША". СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ "МИР-ТРЕЙЛЕРОВ"
Итак, в одной из серий между главным героем майором разведки Егором Петровым и офицером особого отдела Сенченко происходит разговор. И в ходе общения "особист" объясняет собеседнику, почему европейские страны не простят русским Победы и собственного освобождения от нацизма:
Вот этого и не простят. По Варшаве Гитлер прошёл, по Праге, по Парижу прошёл — по Москве нет. <…> Сейчас всё поутихнет — а потом… <…> Они воспитают целые поколения, которые перевернут историю. Они ваш подвиг назовут глупостью, <…> а предателей — борцами за свободу. За одну им понятную независимость. Выдумают её. <…> Всё перевернут с ног на голову.
Затем довольно неожиданно для зрительского восприятия из уст советского офицера особого отдела звучат строки знаменитого стихотворения А.С. Пушкина "Клеветникам России". Неожиданно с формальной точки зрения (мол, где Пушкин и где 1944-й…), но абсолютно оправданно в контексте затронутой темы:
И ненавидите вы нас…
За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?..
ПАМЯТНИК ПУШКИНУ В МОСКВЕ, 2024. ФОТО: ROMAN DENISOV/GLOBALLOOKPRESS
Напомним, что стихотворение Пушкин написал летом 1831 года в качестве ответа "просвещённой и цивилизованной" европейской прессе, критиковавшей Россию за подавление польского восстания (Царство Польское тогда являлось частью Российской Империи). Дело дошло даже до обсуждения французскими политиками возможности отправки войск в Польшу. Удивительные, конечно, исторические параллели с 2024 годом и речами президента Франции Макрона о возможном размещении войск на территории Украины. Почти 200 лет прошло — и ничего в "диалоге с западными партнёрами" не меняется…
"Полыхнёт и по всей Украине…"
Но если сериал "Катюша" провёл точные исторические линии из XIX столетия через XX век в XXI, то телефильм Сергея Урсуляка "Ликвидация" (2007) оказался прозорливым. Картина снималась в Одессе в 2006 году — и создателям удалось поразительным образом, по сути, предсказать возрождение украинского национализма. Который спустя почти десятилетие захватит власть и поставит многомиллионную страну на грань исчезновения.
Действие сериала разворачивается в Одессе 1946 года. Казалось бы — только что одержана Победа, можно сосредоточиться на строительстве новой, мирной жизни. Но Одесса, как и другие города, ещё на протяжении нескольких лет находилась под угрозой нападения скрывавшихся в лесах вооружённых украинских националистов — идейных предков и героев нынешнего киевского режима.
УКРАИНСКИЕ НАЦИОНАЛИСТЫ ОБРАЗЦА 1946 ГОДА ГОТОВЯТСЯ ЗАХВАТИТЬ ОДЕССУ. КАДР ИЗ СЕРИАЛА "ЛИКВИДАЦИЯ" (2007, РЕЖИССЁР СЕРГЕЙ УРСУЛЯК)
Сериал Сергея Урсуляка снимался в 2006 году. С момента первого, "оранжевого Майдана — 2004", когда националисты при поддержке Запада впервые вынудили киевские власти уступить давлению и совершили пусть "мягкий", бескровный, но государственный переворот, прошло всего два года. Ещё почти никто и представить не мог, что основанный на энтузиазме масс "весёлый Майдан" уже открыл ворота на пути к фактической гибели Украины как государства — а создатели фильма уже обозначили (неосознанно?) украинский национализм главной угрозой для собственного народа.
В этой связи показательна речь главного отрицательного героя "Ликвидации" — скрывающегося под личиной майора юстиции Кречетова бывшего агента немецкой военной разведки, профессионального диверсанта по кличке "Академик". Убеждая своих соратников пойти на заведомо самоубийственный штурм Одессы, "Академик" в 13-й серии произнёс:
— Поймите — у маршала Победы [в 1946 году маршал Жуков был назначен командующим войсками Одесского военного округа] взяли город. Да когда Сталин узнает об этом, он его расстреляет — а вот это уже результат.
— Людей не жалко? Перебьют всех…
— Их и так и так перебьют. Только в лесах это сделают тихо и незаметно. А так они свалят самого Жукова. Все узнают, что мы существуем, что мы реальная сила! Кто знает, может, вслед за нами полыхнёт и по всей Украине.
АКТЁР МИХАИЛ ПОРЕЧЕНКОВ В РОЛИ МАЙОРА КРЕЧЕТОВА, ОН ЖЕ "АКАДЕМИК". КАДР ИЗ СЕРИАЛА "ЛИКВИДАЦИЯ" (2007, РЕЖИССЁР СЕРГЕЙ УРСУЛЯК)
Всего два абзаца — и, пожалуй, исчерпывающее объяснение схемы использования Западом украинских националистов. Только в 1946 году это были осколки немецкого влияния на "жовто-блакитных патриотов", а в 2020-х — прямое руководство со стороны США и Британии. Коллективному Западу судьба ненавидящих Россию неонацистов безразлична — но они могут "всколыхнуть" ситуацию, устроить кровавую бойню, на которую русский народ вынужден будет отвлечь свои силы и внимание. Всё, что ослабляет Россию, будет непременно использовано Вашингтоном и Лондоном.
К несчастью для жителей Украины, в XXI веке этим орудием ослабления Русской цивилизации стала их страна и они сами.
"Войну за души людей мы выиграем"
"Ликвидация" — не последний пример кинопредсказания нынешнего наступления "цивилизованного" Запада против русского народа. Наступления тем более опасного, что ведётся оно с нескольких направлений. Не только из США или Англии, не упускающих случая навредить России. И не только с Украины, силами обманутого и обманувшегося братского народа, польстившегося на дешёвую картонную сказку сытой и комфортной европейской жизни.
Но и изнутри — как минимум, как показал "штурм Верхнего Ларса", нескольких сотен тысяч ("молчуны-ждуны" остаются пока неподсчитанными…) людей, с Россией связанных только формально, паспортом и русским языком. Всё остальное — от вкусовых предпочтений в еде, одежде и искусстве до ценностей и мировоззрения — в них к Русской цивилизации не имеет отношения.
БЕГУЩИЕ ЛЮБЫМИ СПОСОБАМИ ИЗ РОССИИ В ГРУЗИЮ "ГЕРОИ ВЕРХНЕГО ЛАРСА", 2022. СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ "THE ЛЮДИ"
Появление таких людей в нашей стране было предсказано ещё в конце 1970-х годов — в легендарном советском телефильме "Вечный зов". Снимавшаяся с 1973 по 1983 год экранизация одноимённого романа Анатолия Иванова стала настоящей эпопеей, через жизненный путь нескольких сибирских семей показавшей драматичную отечественную историю первой половины XX века.
В 15-й серии, действие которой разворачивается в конце Великой Отечественной, "слово получает" персонаж по фамилии Лахновский — предатель Родины, перешедший на сторону гитлеровцев. Посредством Лахновского русофобский Запад раскрывает свои планы на дальнейшую борьбу против России:
Борьба на этом [поражении Третьего рейха] не кончена. <…> Есть только одна идеология у всех людей — человек хочет жить и жрать. Причём жить как можно дольше, а жрать как можно слаще. <…> Закончится война, всё как-то утрясётся, успокоится — тогда и начнётся настоящая борьба. И за нами будет идеологическая машина всего остального мира. Да и многие из твоих соотечественников будут нам в этом активно помогать. Мы найдём… Нет — мы их воспитаем, <…> деньги сделают всё. Вот войну за души людей мы выиграем…
ЛАХНОВСКИЙ В ИСПОЛНЕНИИ ОЛЕГА БАСИЛАШВИЛИ РАСКРЫВАЕТ РУСОФОБСКИЕ ПЛАНЫ ЗАПАДА. КАДР ИЗ ТЕЛЕФИЛЬМА "ВЕЧНЫЙ ЗОВ" (1973-1983, РЕЖИССЁРЫ ВЛАДИМИР КРАСНОПОЛЬСКИЙ И ВАЛЕРИЙ УСКОВ)
Что ж, глядя на позорное зрелище из Верхнего Ларса —2022, когда из страха перед возможной мобилизацией из страны побежали молодые мужчины, стоит признать: отчасти Лахновский оказался прав. Впрочем, лишь отчасти: десятилетиями (с эпохи перестройки вплоть до 2022 года) развращавшие наш народ чужими ложными ценностями либералы-русофобы сумели выиграть — правда, не в войне, а в отдельных боях за души.
"Легенду надо подкармливать"
В качестве финального аккорда — легендарный телефильм Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны" (1973) по одноимённому роману Юлиана Семёнова. Повествование о борьбе советского разведчика Штирлица, он же Максим Исаев, против германского нацистского режима подарило нам немало шедевральных сцен.
Но, безусловно, одним из самых потрясающих эпизодов не только этого сериала, но и всего советского кинематографа стала беседа одного из руководителей гестапо Мюллера (в исполнении Леонида Броневого) и Штирлица (Вячеслав Тихонов) в 11-й серии картины.
МЮЛЛЕР (НА ПЕРЕДНЕМ ПЛАНЕ) РАСКРЫВАЕТ ПЕРЕД ШТИРЛИЦЕМ ПРОРОЧЕСКУЮ КАРТИНУ ВОЗРОЖДЕНИЯ НАЦИЗМА. КАДР ИЗ ТЕЛЕФИЛЬМА "СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ" (1973, РЕЖИССЁР ТАТЬЯНА ЛИОЗНОВА)
Писатель Юлиан Семёнов, написавший также и сценарий к фильму по своей книге, вложил в уста Мюллера поразительно прозорливые слова о скором, несмотря на военный разгром Германии, возрождении нацизма. Причём уже тогда речь шла о скором появлении новых ростков человеконенавистнической идеологии:
Золото партии… для тех сотен тысяч интеллектуалов, которые по прошествии времени поймут, что нет в мире иного пути, кроме национал-социализма.
Семёнов, используя персонаж Мюллера для озвучивания своего прогноза, в буквальном смысле предсказал появление неонацизма среди поколений, не видевших ужасы Второй мировой войны:
Те, которые сейчас [в 1945 году] ещё ничего не смыслят, — они будут говорить о нас как о легенде. А легенду надо подкармливать, создавать тех сказочников, которые переложат наши слова на иной лад. На тот, которым будет жить человечество через 20 лет. И как только где-нибудь вместо слова "здравствуйте" произнесут "хайль" в чей-то персональный адрес — знайте: там нас ждут, оттуда мы начнём своё великое возрождение.
УВЫ, "ПРЕДСКАЗАНИЕ МЮЛЛЕРА" СБЫЛОСЬ НА РОДНОЙ ДЛЯ НАС УКРАИНСКОЙ ЗЕМЛЕ. ФОТО: UKRAINIAN PRESIDENTIAL PRESS OFFICE/GLOBALLOOKPRESS
Что с того
Не стоит возносить в буквальном смысле до небес возможности искусства по изменению мира и предсказанию будущего. Сколь бы ни были талантливы писатели, сценаристы и режиссёры, они не всесильны и не всезнающи.
Представленные выше примеры призваны продемонстрировать нечто иное. В наши дни в моду вошла такая тактика реагирования на происходящие вокруг России и непосредственно в нашей стране события глобального масштаба и исторического значения, которую можно назвать "страусиной". То есть найти "хату с краю" и возле неё спрятать, подобно страусу, голову в песок — ничего, мол, не замечал, ничего не знаю, какой с меня спрос, хочу жить как раньше, как будто всё по-прежнему.
Но названные фильмы и сериалы показывают: нет, это неправда, отсидеться не получится. То, что Русской многонациональной традиционной цивилизации рано или поздно придётся снова сразиться с врагом, нашими предками разбитым в 1945-м, но не уничтоженным, было понятно. Причём ещё полвека тому назад — Юлиан Семёнов, Штирлиц и Мюллер не дадут соврать.
Да и уже совсем недавно зревшую по соседству — на любимой родной Украине — чёрную беду можно и нужно было заметить — сериал "Ликвидация" тому есть пусть косвенное, но свидетельство.
Нынешняя борьба России за своё будущее — это не "неожиданность", а закономерность. Предсказуемая и предсказанная. А значит, вести её нужно всерьёз, без инфантильных надежд, будто "всё как-нибудь само собой рассосётся".
Автор: АЛЕКСАНДР БАБИЦКИЙ
Заглавное изображение: КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА