Русские Вести

Слишком хорошо, значит, наверно, ложь


Вчера в обсуждении портрета "гомосексуалов" 16 века было много однотипных комментариев примерного содержания "это слишком хорошо нарисованные лица, в ту эпоху так хорошо не писали, наверняка подделка наших дней". Это, разумеется, ошибочное заблуждение, связанное с недостатком визуальной эрудиции. Художники 16-17 веков писать лица умели настолько великолепно, так психологически, эмоционально сильно, что в следующие века им только будут завидовать и подражать. Особенно в 20-21 веках подделать такое проблематично, ибо реализм давно подох.

Для примера подивитесь на эту подборку картин, в которых -- вся палитра человеческих характеров.

Для точности аналогии беру только из той же эпохи, что и вчерашний портрет, т.е. из зрелого Ренессанса и эпохи маньеризма (примерно 2-я половина 16 -- 1-я треть 17 века; в разных регионах разные границы). Такие же сложные по композиции и символике, однако, не искала.

ПАРМИДЖАМИНО

"Автопортрет в искривленном зеркале", 1520-е

"Франческо Маццола" (до 1540)

РОССО ФЬОРЕНТИНО

"Неизвестный", 1517-1518

"Портрет молодого человека", 1522

ЭЛЬ ГРЕКО

"Антонио де Коваррубиас", 1597-1600

Джеймс Пьюрфой "Брат Ортензио Феликс Парависино", 1609 (фрагмент)

"Тринитарий", ок. 1609

"Кардинал Тавера", ок. 1610


АННИБАЛЕ КАРРАЧЧИ

"Слепая" (до 1609)

"Неизвестный" (автопортрет?). Конец 16 века

"Смеющийся мужчина", 1583

ФРАНЧЕСКО САЛЬВИАТИ

"Знатный флорентиец", 1540-е

"Неизвестный", 1560-е (атт.). У меня был программист знакомый -- один в один похож

ДЖОВАННИ БАТТИСТА МОРОНИ

"Ученый", 1570-е. Такой знакомый у меня тоже есть, очень любит играть на гитаре "Изгиб гитары желтой..."

"Неизвестная". В канцелярии госучреждений ищите таких

БАРТОЛОМЕУС СТРОБЕЛЬ

"Роберт де Ниро" "Портрет Иоганна Вогта", 1628

ДЖОВАННИ КАРИАНИ

"Скрипач" (до 1547)

ЯКОПО ТИНТОРЕТТО

"Винченцо Морозини" (до 1580-х)

Master of AC Monogram

"Принцесса фон Юлих", 1577

КОРНЕЛИС КОРНЕЛИССЕН

"Шут" (до 1638)

ЯКОПО БАССАНО

"Портрет бородатого мужчины", 1550

ЛОДОВИКО КАРАЧЧИ

"Старуха", 1590-е

ПОНТОРМО

"Джованни делла Каса", 1540-е

ПАЛЬМА МЛАДШИЙ

"Портрет коллекционера", 1600-е

БАРТОЛОМЕО ПАССЕРОТТИ

"Автопортрет", 1550-е

Собственно, все приведенные портреты по композиции достаточно стандартны.
Впрочем, твориться на картинах могло что угодно, все зависило от фантазии заказчика только.

"Портрет в образе Цирцеи и Улисса" (фрагмент с изображением заколдованных спутников Одиссея)

А в эпоху барокко станет еще веселее.
Pieter Boddingh van Laer, “Self-portrait in a Magic Scene”, 1630s

Источник: shakko-kitsune.livejournal.com