Русские Вести

Шифры Леонардо


Таких людей в истории человечества было немного. Он принадлежит к редкому виду, называемому homouniversalis («универсальный человек»). И действительно, этот итальянец известен как живописец, скульптор, архитектор, философ, учёный, изобретатель, писатель, музыкант… Изобретения и открытия Леонардо да Винчи, как утверждают его биографы, охватывают более 50 областей знаний. Впрочем, даже если бы после Леонардо остались только две картины – «Тайная вечеря» и «Джоконда» и больше ничего, то и этого было бы достаточно для того, чтобы он был зачислен в пантеон величайших людей истории.

Родился Леонардо в 1452 году, а умер в 1519 году. Два года назад широко отмечали круглую годовщину смерти гениального Леонардо да Винчи – 500 лет. Но сегодня, когда мир снова стоит на грани, хочется напомнить о гениальном итальянце и как о провидце, предвидевшем на века вперёд, что с нами будет.

…При жизни о Леонардо ходили легенды, это был человек-загадка. Например, спал по 15 минут каждые четыре часа. В сутки выходило всего 1,5 часа. Трудился по 20 и более часов в сутки. Леонардо хорошо чувствовал и понимал окружающую человека природу – как живую, так и неживую. Но, как представляется, еще лучше он понимал природу самого человека, его психологию, сильные и слабые стороны. Об этом свидетельствуют многочисленные дневники и блокноты, в которых он оставлял свои записи.

О нем можно говорить бесконечно. Но я остановлюсь лишь на таком аспекте его творческой деятельности, как изобретательство и на отношении Леонардо к тому, что мы сегодня называем «научно-техническим прогрессом».

Леонардо да Винчи жил и творил на стыке двух эпох – позднего Средневековья и Ренессанса, с одной стороны, и Нового времени, с другой. Реформация XVI века стала постепенно снимать с развития науки и техники те тормоза, которыми это развитие сдерживала католическая церковь на протяжении многих веков.

Наука имела статус «служанки» у схоластической теологии, которая была «хозяйкой». Последняя ревниво следила за тем, чтобы человеческая мысль пытливых естествоиспытателей сообразовывалась с догматами схоластической философии и теологии. Но после спровоцированного Лютером бунта против Рима (получившего название «Реформация») научная и техническая мысль многих креативных людей Европы стала генерировать большое количество научных идей и технических изобретений. В этой связи на слуху имена Николая Коперника (отказ в астрономии от геоцентрической модели Птолемея), Андреаса Везалия (основы научной анатомии), Шарля Этьена (хирургия), Парацельса (применение химии в медицине), Иоганна Гутенберга (книгопечатание), Луки Пачоли (двойная запись, бухгалтерский учет), Георга Бауэра (минералогия и кристаллография) и др.

Наука и техника Европы первой половины XVI века были, как говорится, «на низком старте» и готовы были рвануть вперед. Они и рванули, но уже после смерти Леонардо да Винчи. Становление европейской науки и техники, начиная со второй половины XVI века, связано с именами Френсиса Бэкона (1561-1626), Галилео Галилея (1564-1642), Иоганна Кеплера (1571-1630), Рене Декарта (1596-1650), Джованни Борелли (1608-1679), Роберта Бойля (1627-1691), Исаака Ньютона (1643-1727), Готфрида Лейбница (1646-1716) и многих других.

Леонардо да Винчи обладал особым чутьем и понимал, что бурное развитие науки и техники может принести человечеству не только облегчение жизни и счастье, но и напротив – проблемы, создать новые угрозы и даже – смертельные, многократно увеличив убийственную мощь войны.

Он страшно боялся разрушительных войн, и ему даже виделось, что они рано или поздно сделают Землю безжизненной: «На земле всегда будут происходить опустошительные войны... И смерть нередко будет уделом всех борющихся сторон. С беспредельной злобой эти дикари уничтожат множество деревьев в лесах планеты, а затем обратят свою ярость на все, что еще найдется живого вокруг, неся ему боль и разрушение, страдание и смерть. Ни на земле, ни под землей, ни под водой не останется ничего нетронутого и неповрежденного. Ветер разнесет по всему миру лишенную растительности землю и присыплет ею останки существ, наполнявших когда-то жизнью разные страны».

Строго говоря, отсчет развития техники Нового времени нужно вести от Леонардо да Винчи. Ему принадлежит столько технических изобретений, что их хватило бы на десяток любых известных изобретателей более позднего времени. Примечательно, что об изобретениях Леонардо люди узнавали постепенно.

Даже на сегодняшний день исследователи творчества знаменитого итальянца не уверены, что нам известно всё. И не потому, что не все документы и предметы дошли до нас. А потому, что даже не все документы, дошедшие до нас, прочитаны. А не прочитаны – потому что им зашифрованы.

Тема шифровки, применявшейся Леонардо, волновала и продолжает волновать многих исследователей творчества и биографов знаменитого итальянца. Причем шифровку они усматривают не только в текстах, но и в многочисленных рисунках, графических схемах и чертежах, на картинах. В тех же полотнах «Тайная вечеря» и «Джоконда». Одно из последних литературных произведений, в котором теме шифровки Леонардо уделяется большое внимание, роман «Код да Винчи» американского писателя Дэна Брауна (2003 год).

В блокнотах итальянца мы встречаем записи, свидетельствующие, что он уделял секретности своей работы и своих мыслей особое внимание. Например: «Да разве тайну долго убережешь, коли мирская молва, что морская волна, все выплескивает наружу». Или: «Глаза и уши, охочие до чужих секретов, всегда найдутся», «Подобная участь ждёт каждого, кто не умеет в тайне хранить сокровенные чувства».

С. Мокульский в «Литературной энциклопедии» 1930-х годов в статье «Леонардо да Винчи» писал: «Требуя от художника углублённого изучения изображаемых предметов, Леонардо да Винчи заносил все свои наблюдения в записную книжку, которую постоянно носил при себе. Итогом стал своеобразный интимный дневник, подобного которому нет во всей мировой литературе. Рисунки, чертежи и эскизы сопровождаются здесь краткими заметками по вопросам перспективы, архитектуры, музыки, естествознания, военно-инженерного дела и тому подобное; всё это пересыпано разнообразными изречениями, философскими рассуждениями, аллегориями, анекдотами, баснями. В совокупности записи этих 120 книжек представляют материалы для обширнейшей энциклопедии. Однако он не стремился к публикации своих мыслей и даже прибегал к тайнописи, полная расшифровка его записей не выполнена до сих пор…».

Все записи в дневниках Леонардо сделаны в зеркальном изображении. Леонардо в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками; он мог одновременно писать разные тексты разными руками. Однако большинство трудов он написал левой рукой справа налево.

По одной версии, зеркальный почерк был его индивидуальной особенностью; существует даже понятие «почерка Леонардо». Однако большинство исследователей уверены, что таким образом он хотел сделать тайными свои исследования. Применялись итальянцем методы и более глубокой шифровки. Недаром одной из заслуг Леонардо считают его вклад в криптографию – науку шифровки. Кое-что об этом вкладе итальянца можно прочитать в книге Ивана Ефишова «Таинственные страницы. Занимательная криптография».

И все-таки, зачем великому Леонардо нужна была шифровка? Версий много. Например, говорили о том, что, мол, Леонардо увлекался оккультными делами, каббалистикой и эзотерикой, состоял в тайном обществе (чаще всего называют «Приорат Сиона») и скрывал свое истинное лицо от инквизиции с помощью специальных кодов и шифрованных текстов. Однако нет никаких тому прямых и даже косвенных доказательств.

Есть и другие версии. По крайней мере, зашифровки, относящиеся к научным и техническим изысканиям Леонардо, объясняются следующим образом. Во-первых, действительно некоторые научные идеи итальянца не соответствовали теологическим догматам католицизма и могли привлечь внимание инквизиции. Об этом, в частности, пишет Дмитрий Мережковский в своем романе «Воскресшие боги, или Леонардо да Винчи» (1900 г.). Во-вторых, великий итальянец опасался, что спроектированные им образцы техники могут быть использованы последующими поколениями во вред человеку и человечеству.

Леонардо хорошо чувствовал людей и интуитивно предугадывал будущую траекторию духовного состояния общества. А именно – он предчувствовал духовно-нравственную деградацию человечества, в руках которого техника будет становиться все более опасной игрушкой. Поэтому он на всякий случай закрывал свои разработки от потомков.

А что это за разработки – пытливые потомки все-таки сумели докопаться до многих из них.

Прежде всего, были найдены многочисленные чертежи летательных аппаратов – варианты самолета и вертолета. Есть подтверждения того, что были и опытные образцы. Летали они или нет – по этому поводу до сих пор идут споры. Но в чертежах аппаратов действительно были подсказки потомкам. Однако Леонардо не только не афишировал свои разработки летательных аппаратов, но прятал от людей и чертежи, и опытные образцы. Кстати, легендарный русский авиаконструктор Игорь Сикорский еще в детстве, по его воспоминаниям, слушал рассказы своей матери о Леонардо и о его летательных аппаратах. Игорь Иванович, создатель первого в мире серийного вертолета прямо признавался, что он мечтал об этом еще с детства, будучи вдохновленным теми рассказами матери. Кстати, в римском аэропорту, носящем имя Леонардо да Винчи, установлена исполинская статуя учёного с моделью вертолёта в руках.

Еще можно вспомнить, что Леонардо да Винчи был изобретателем танка. До нас дошел рисунок (чертеж) Леонардо, из которого видно, что это конструкция, похожая на черепаху, должна состоять из деревянных и металлических частей. Механизм, посредством которого осуществлялось движение, состоял из четырёх колёс, зубчатых шестерен и рукояток.По периметру конструкции – 16 лёгких пушек. Танк перемещался бы посредством мускульной силы экипажа численностью восемь человек. Примечательно, что на чертеже шестерни расположены таким образом, что колёса по обеим сторонам конструкции должны вращаться навстречу друг другу. Ошибка? Некоторые исследователи считают, что Леонардо преднамеренно заложил дефект в чертеж – на случай, если его проект будет украден.

Пулемёт – еще одно из изобретений Леонардо да Винчи. Известно, что в те времена всё огнестрельное оружие (ружья, пушки) были однозарядными. Леонардо придумал многоствольное орудие, которое бы стреляло и перезаряжалось почти одновременно.

Эта идея стала основой для создания «33-ствольного органа» – орудия, состоявшего из трех рядов по 11 малокалиберных пушек: ряды соединялись в виде треугольной вращающейся платформы, к которой в свою очередь прикреплялись большие колёса. Данное изобретение, как говорят историки, было сделано великим итальянцем не в результате «свободного полета мысли», а по заказу какого-то влиятельного феодала. В 2009 году конструкция пулемета была воссоздана (весила около двух тонн) и показала очень неплохую скорострельность.

Сегодня все говорят о наступающей в мире эпохе роботов. А ведь первый механический робот был сконструирован более пяти веков назад тем же Леонардо да Винчи. Это антропоморфный механизм (внешне походящий на рыцаря в доспехах), технология которого была разработана итальянцем приблизительно в 1495 году.

Чертежи робота оказались среди документов Леонардо, обнаруженных лишь в 50-х годах прошлого века. Правда, неизвестно, был ли чертеж воплощен в металл. По данной разработке Леонардо современным исследователем Марио Таддеи был воссоздан тот средневековый рыцарь, выполнявший достаточно сложные движения. Позднее Марио Таддеи написал книгу «Механика роботов Леонардо и новые автоматы в раскрытых кодах».

Много ещё чего изобрёл Леонардо. Но завершу подводной лодкой. И тут итальянец оказался пионером. Согласно дошедшим до нас чертежам, подводная лодка Леонардо представляла собой корпус с заостренной башней и рубкой, где мог находиться только один человек. Она была предназначена не для дальних и долгих плаваний, а исключительно для потопления вражеских кораблей.

В разгар советской перестройки (1989 год) на полках книжных магазинов появилась достаточно спорная книга известного политолога Федора Бурлацкого «Новое мышление: Диалоги и суждения о технологической революции и наших реформах». Но вот одна ее глава очень интересна, позитивна и имеет отношение к нашему разговору. Она называется «Мораль Леонардо».

Приведу начало этой главы: «Мораль Леонардо... Так назвал я эту главу книги. Когда-то я прочел о том, что Леонардо да Винчи скрыл от своих современников идею создания подводной лодки– одно из самых важных своих изобретений, опасаясь, что оно попадет в руки политиков и военных. Мы узнали об этом эпизоде из его записи в дневнике, сделанной тайнописью. Этот факт поразил меня. Как вы знаете, Леонардо да Винчи был не только величайшим живописцем, но и крупным естествоиспытателем. В качестве военного инженера он укреплял крепости, совершенствовал артиллерию, вел фортификационные работы. Но подводная лодка, по-видимому, казалась ему особенно опасным изобретением, которое может сделать невозможным свободное мореплавание. В этом факте интересно и другое. Леонардо да Винчи не просто скрыл свою идею, не выбросил ее, а записал для потомков. Он верил в то, что мы сможем ею правильно распорядиться, он верил в прогресс…».

Увы, потомки, как признает Бурлацкий, не оправдали надежд великого итальянца. Они создавали все более разрушительные средства войны. Апогеем этого псевдопрогресса стало создание ядерной бомбы, ракет с ядерными боеголовками и другие виды оружия массового поражения.

Кстати, в конце 1980-х годов на экраны вышел фильм-спектакль под названием «Мораль Леонардо». Сценарий того же Ф. Бурлацкого. Сюжет – события ХХ века. Острый конфликт между главным героем – ученым-атомщиком, разработчиком водородной бомбы и его дочерью. Конфликт мировоззренческий. Дочь считает, что отец занимается преступной деятельностью, она апеллирует к морали великих ученых, к тому же Леонардо да Винчи, которые, занимаясь научно-техническим творчеством, помнили заповедь «Не навреди».

Леонардо да Винчи оставил нам в наследство множество мудрых басен. Одна из них называется «Мотылек и пламя». Мотылек многократно подлетает к огоньку горящего на окне ночника и восхищается его красотой. Он очарован им, считая, что это красивый цветок. После многократных кругов вокруг ночника он приближается к пламени так близко, что его крылья загораются. «Какой же ты жестокий, — промолвил мотылёк, теряя силы. — Я надеялся найти в тебе друга, а обрёл погибель. Слишком поздно я осознал, как ты зол и опасен! Дорого мне обошлась моя наивность». Вот, пожалуй, квинтэссенция отношения мудрого Леонардо к научно-техническому прогрессу.

Валентин Юрьевич Катасонов

Источник: www.stoletie.ru