Русские Вести

Секреты долголетия из мира культуры


Культурные долгожители — писатели, актеры и композиторы — в интервью делились с поклонниками секретами долголетия. Любимая работа и вдохновение, здоровый образ жизни и положительный настрой — об этих и других рецептах долгой жизни рассказывает портал «Культура.РФ».

Ощущение счастья: Даниил Гранин

Даниил Гранин. Фотография: comandir.com

Даниил Гранин не собирался становиться писателем — после школы он работал шофером, потом поступил в Ленинградский электротехнический институт, а затем в Политех. И хотя первые его рассказы были опубликованы еще в конце 1930-х годов, Гранин серьезно начал заниматься литературой только в 1950 году. Писатель стал известным после романа «Искатели» 1955 года, который вскоре экранизировали. Позже фильмы снимали и по другим его произведениям.

В 1981 году вышла «Блокадная книга» — ее Даниил Гранин создал по документальным источникам в соавторстве с Алесем Адамовичем.

Писатель дожил до 98 лет. О своем долголетии Гранин говорил: «У меня нет рецептов. Единственное, что могу сказать, — надо существовать, ощущая счастье жизни. Что сегодняшний день — самый счастливый день в жизни».

Труд и еще раз труд: Сергей Коненков

Сергей Коненков. Фотография: Дмитрий Бальтерманц / nabiraem.ru

«Русский Роден» Сергей Коненков родился в 1874 году. Первая половина его жизни прошла при императорской власти, вторая — при советской: Коненков дожил до 1971 года, расцвета брежневского застоя. Еще в начале века скульптор отличался свободолюбивыми настроениями. Его дипломная работа «Самсон, разрывающий узы» была признана революционной и уничтожена, чтобы не будоражить неокрепшие студенческие умы.

В 1917 году Коненков поддержал революцию, но через несколько лет уехал в США и прожил там почти четверть века. Несмотря на эмиграцию, советские власти всегда были к нему лояльны: в 1945 году скульптор вернулся в СССР, получил собственную мастерскую на Тверской и множество наград и званий.

До векового юбилея скульптор не дожил всего три года. Он продолжал работать до самой старости. К 100-летию со дня рождения Коненкова в его мастерской был открыт музей.

«Секрет один: труд и еще раз — труд. Только он возвышает человека, только в нем источник высшей радости».

Сергей Коненков

Гены и здоровый образ жизни: Сергей Михалков

Сергей Михалков. Фотография: pravmir.ru

Представитель старинной дворянской фамилии Сергей Михалков родился в 1913 году. Уже в 1920-е годы он начал печататься — первое стихотворение 15-летнего поэта «Дорога» было опубликовано в ростовском журнале «На подъеме».

Позже его произведения печатали в «Известиях», «Огоньке», «Пионере», «Комсомольской правде». Стихотворение «Светлана» очень понравилось Иосифу Сталину — так начался взлет карьеры Михалкова. Он стал членом Союза писателей СССР, получил орден Ленина. Сергей Михалков писал детские стихи и басни, пьесы и сценарии к фильмам и мультфильмам — среди них комедия «Три плюс два» и экранизация его же стихотворения «Дядя Степа». Также он создал тексты к двум гимнам — советскому и российскому.

Михалкова не стало на 97-м году жизни. В одном из последних интервью на вопрос о своем долголетии он ответил, что, видимо, причина в генах и отсутствии вредных привычек.

Работа: Тихон Хренников

Тихон Хренников. Фотография: music-fantasy.ru

Один из самых известных советских композиторов Тихон Хренников прожил долгую жизнь — 94 года. Родители дали ему хорошее образование, в том числе музыкальное: он умел играть на гитаре, рояле, пел в хоре. Позже Хренников окончил Гнесинское училище и Московскую консерваторию. В 1930-е годы он уже стал известным музыкантом и педагогом. Композитор писал оперы, балеты, симфонические концерты, а также музыку для кинофильмов — в их числе «Свинарка и пастух» и «Гусарская баллада». Тихон Хренников был одним из любимых композиторов Сталина — это давало ему возможность «выбивать» Сталинские премии для коллег в то время, когда он находился во главе Союза композиторов.

Свой секрет долголетия Тихон Хренников описывал просто: «Работа не дает стариться».

Еще больше работы: Владимир Зельдин

Владимир Зельдин. Фотография: teatrarmii.ru

Владимир Зельдин мог бы стать музыкантом: он был трубачом в оркестре, а еще умел играть на скрипке и рояле. Однако в начале 1930-х годов Зельдин поступил в мастерскую при будущем Театре Моссовета и после обучения остался работать здесь же. Актер стал известен после своей первой большой роли в кино — он снялся в фильме Ивана Пырьева «Свинарка и пастух». Позже он играл и в других кинокартинах, работал в театре.

Свой 101-й день рождения Владимир Зельдин встречал на сцене Театра Российской армии. Он сыграл главную роль — Владимира Неделина — в посвященном ему спектакле «Танцы с учителем». Владимир Зельдин довольно просто формулировал секрет собственного долголетия: «Чем больше человек работает, тем он дольше живет». Актер ушел из жизни в 101 год.

Привычка не лениться и крещенские купания: Анастасия Цветаева

Анастасия (слева) и Марина Цветаевы. Фотография: 1abzac.ru

Анастасия Цветаева родилась в 1894 году в семье основателя Пушкинского музея Ивана Цветаева. Она училась в престижной женской гимназии, а позже — в частных пансионах Швейцарии и Германии. Первая книга юной писательницы — философское сочинение «Королевские размышления» — вышла в 1915 году.

В советское время произведения Анастасии Цветаевой не публиковали, поэтому она преподавала немецкий язык в военном отделе Московского областного комбината иностранных языков. Затем ее обвинили в контрреволюционной деятельности, последовали долгие годы лагерей и ссылок. После реабилитации и возвращения в Москву Цветаева написала свои известные «Воспоминания», мемуары «Старость и молодость», мистическое произведение «Неисчерпаемое». Незадолго до смерти писательница добилась создания московского дома-музея, посвященного сестре — Марине Цветаевой.

Анастасия Цветаева умерла в 1993 году, не дожив всего несколько недель до своего 99-го дня рождения. Секретом долголетия Цветаева считала привычку не лениться и ежегодное крещенское купание в проруби. Спустя 10 лет после смерти писательницы в Павлодаре открылся музей ее имени.

Всё в меру: Игорь Моисеев

Игорь Моисеев. Фотография: operaandballet.com

Игорь Моисеев родился в благородной дворянской семье. Танцором он стал случайно: отец отдал мальчика в обучение балерине Вере Мосоловой, чтобы у того улучшилась осанка. Однако через пару месяцев преподавательница сказала, что Игоря Моисеева ей больше учить нечему, и отвела его в Хореографический техникум Большого театра. Моисеев блестяще сдал экзамен — без специальной подготовки.

Когда молодой танцор закончил техникум, его сразу приняли в труппу Большого театра. Скоро он стал солистом, а позже и балетмейстером. В 1937 году Моисеев создал свое главное детище — Ансамбль народного танца СССР, который потом переименовали в его честь. При ансамбле открыли хореографическую школу. Моисеев не был членом партии, однако стал лауреатом множества премий — нескольких Сталинских, Ленинской, Государственной премии СССР и других.

Игорь Моисеев скончался на 102-м году жизни. На вопросы о секретах долголетия он отвечал: «Есть святая истина, которую несколько тысяч лет назад выразил Конфуций: «Все хорошо в меру». <…> Важно понимать, что время молодости, когда все сходит с рук, пройдет и обязательно придется платить по счетам».


Опера: Борис Покровский

Борис Покровский. Фотография: echo.msk.ru

Известный режиссер и создатель собственного Московского музыкального камерного театра камерной музыки, Борис Покровский с детства любил оперу. Он часто ходил с родителями в Большой театр, весь репертуар мальчик запоминал и потом играл на рояле.

После окончания школы Покровский устроился на химический завод. Однако позже ушел с предприятия и поступил в ГИТИС. Его дипломную оперу «Кармен» поставили на сцене Горьковского театра оперы и балета, а уже через год молодой режиссер стал художественным руководителем театра. Через несколько лет Покровский перешел в Большой, и с 1952 по 1982 год был его главным режиссером. За это время он поставил на сцене театра «Войну и мир» Сергея Прокофьева, «Мертвые души» Родиона Щедрина, «Князя Игоря» Александра Бородина.

В 1972 году Борис Покровский основал собственный Московский музыкальный камерный театр, который сегодня носит его имя. Именно опера, как считал режиссер, и помогла прожить ему так долго: он скончался на 98-м году жизни.

«Будь я монархом или президентом, я запретил бы все, кроме оперы, на три дня. Через три дня нация проснется освеженной, умной, мудрой, богатой, сытой, веселой... Я в это верю».

Борис Покровский

Любовь зрителей и неразгаданная тайна жизни: Марина Ладынина

Марина Ладынина. Фотография: photochronograph.ru

Марина Ладынина родилась в семье малограмотных крестьян в далеком сибирском селе, однако с детства она тянулась к сцене и книгам. С юных лет Ладынина работала суфлером в местном самодеятельном театре, потом начала играть и сама — ее первой ролью стала Наташа в пушкинской «Русалке». Закончив школу, Мария Ладынина работала сельской учительницей и параллельно выступала в местном театре.

Перебраться в Москву она решила после того, как познакомилась с актером Театра Мейерхольда Сергеем Фадеевым. В 1929 году Ладынина поступила в ГИТИС и уже на втором курсе выступала на сцене МХАТа. Тогда же актриса сыграла свою первую роль в кино — слепую цветочницу в фильме «В город входить нельзя».

С 1933 года Ладынина стала полноправным членом мхатовской труппы. Позже актриса познакомилась с Иваном Пырьевым, который потом стал ее вторым мужем, ушла из театра и посвятила себя кино. Марина Ладынина играла в фильмах Пырьева — «Богатой невесте», «Трактористах», «Свинарке и пастухе», «Кубанских казаках». За годы работы с режиссером актриса пять раз получала Сталинскую премию, в 1950 году она стала народной артисткой СССР. После развода с Пырьевым Марина Ладынина перестала сниматься и вернулась в театр — ее новым домом стал Театр киноактера.

Актриса умерла на 95-м году жизни. В одном из интервью она сказала: «Я думаю, что зритель, от которого до сих пор получаю много любви, — мой ангел-хранитель. А может, секрет моего долголетия в том, что я не разгадала тайну жизни. До сих пор решаю, что такое добро, зло, любовь и зависть».

Кефир, зарядка и оптимизм: Николай Анненков

Николай Анненков. Фотография: kino-teatr.ru

Николай Кокин, позже взявший себе псевдоним Николай Анненков, родился в купеческой семье. Он учился в Тамбовском реальном училище и часто ходил в кинотеатр «Художественный»: Анненков был влюблен в загадочный мир кинематографа. Позже он работал делопроизводителем, агентом уездного продовольственного комитета и параллельно занимался в местном драматическом кружке.

Переехав в Москву, Анненков поступил в Высшие театральные мастерские при Малом театре и стал актером. Начинал он с эпизодических ролей в «Волках и овцах» и «Марии Стюарт» на одной сцене с легендами — Александром Остужевым, Степаном Кузнецовым и другими известными артистами. Всего он сыграл на сцене Малого — в этом театре актер проработал всю жизнь — более 200 ролей, а параллельно еще и снимался в кино.

Николай Анненков прожил 100 лет. Актер рассказывал, что он начинал утро с физических упражнений, пил кефир или сок и не сидел на диетах.

«Кушать надо понемногу, но вкусно, чтобы доставлять себе этим радость. Много хожу пешком, в любую погоду, и почти всегда открываю вокруг что-нибудь новое. Телевизор не смотрю, много читаю. Днем два-три часа отдыхаю после обеда. <…> Скажу еще, что по натуре всегда был оптимистом и очень любвеобильным человеком».

Николай Анненков

100-летний юбилей Анненков отметил на сцене — умер он несколько дней спустя.

Источник: www.culture.ru