Президент России Владимир Путин выразил уверенность в том, что знание классической и современной литературы и грамотная речь должны стать неотъемлемой частью жизни страны. Напоминаем, что в Москве состоялось первое заседание возрожденного Общества русской словесности, призванного популяризировать отечественную литературу и продвигать русский язык.
Вопрос: «Как сделать качественным изучение русского языка у нас в стране?»
Виктор Садовничий, ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, президент Российского союза ректоров, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН:
«Школьники, которые приходят в университет, практически не знают классику»
- Сегодня сама среда – Интернет, СМИ, жаргонизмы и вообще легкое отношение (незнание первоисточников) очень влияют на уровень знаний языка. Поэтому нет ничего удивительного в том, что сейчас многие университеты на первых курсах даже вводят предмет «Русский язык», причем для всех факультетов, а не только для филологических. Нам очень нужно повысить качество изучения русского языка. Более того, это является очень важной проблемой и для школ, и для вузов. Несмотря на все усилия и программы, мы пока не добились желаемого результата и того, какое место должен занимать русский язык. Школьники, которые приходят в университет, практически не знают классику, плохо пишут сочинения, и даже бывает так, что почти половина абитуриентов получают «двойки»! То есть школы в силу разных причин не уделяют должного внимания изучению родного языка.
Олег Смолин, первый зампред комитета Госдумы по образованию, доктор философских наук, профессор, доцент, членкор Российской академии образования, председатель общественного движения «Образование для всех»:
«Поднять уровень языковой культуры в России!»
- Одной только школе не справиться с улучшением преподавания русского языка.
У нас сейчас идет общее понижение престижа образования, несмотря на повышение престижа дипломов. Диктанты на факультете журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова показали, что можно быть успешным по результатам ЕГЭ – и при этом абсолютно безграмотным.
То есть преподаватели не могут понять, а что же именно измеряет ЕГЭ. Он точно не измеряет грамотность и не определяет ни навыки письменной речи, ни творческие способности. Я убежден, что только общими усилиями, в том числе и с помощью информационщиков, можно будет поднять уровень языковой культуры в России.
И еще. За рубежом тоже нужно обязательно поддерживать программы по изучению русского языка. Делать это надо, скажем, за счет финансирования русскоязычных школ. У России теперь есть экономические возможности, которые позволяют поддерживать русскоговорящих людей из бывших союзных республик.
Любое государство, которое хочет продвигать свои культурные и геополитические интересы, не избегает финансовых затрат.
Знаете, у меня есть знакомые из Казахстана, которые рассказывают, что у них действует масса турецких заведений, открытых на деньги Турции.
Вот мне и хочется спросить: а что же мы, Россия?