Русские Вести

«С удовольствием выступил бы на фронте»


Если бояться, тогда лучше вообще не начинать быть композитором, — уверен Геннадий Гладков. Народный артист России знает: это всё равно, что стрелку сказать: «Если ты не попадешь, тогда уж больше не берись за ружье». Смысл какой? Он отвергает компьютерное сочинительство, съедает утром овсянку и пишет музыку по старинке. 18 февраля композитор отметит 88-летие. В честь праздника 21 февраля в Центральном Доме кинематографистов пройдет вечер «Обыкновенный волшебник». Накануне дня рождения «Известия» встретились с Геннадием Гладковым и поговорили о музыке и о любви.

«Мне советовали идти в университет по химии»

— 18 февраля вам исполнится 88 — красивая дата, две восьмерки — символ бесконечности. Вы когда-нибудь думали, что будете отмечать 88-летие?

— Я согласен, мне тоже кажется: если перевернуть и в горизонталь поставить, восемь и восемь будут бесконечны. Но бесконечно жить невозможно. И конечно, я не думал, что доживу до такого возраста. Потому что у нас в семье до такого возраста никто не доживал — ни дедушки, ни бабушки. Родителям моим тоже только за 70 было.

И вообще, не так страшно дожить до 88 лет. Только вот слабеет организм, болезни начинают прицепляться к старости. А так — всё хорошо.

— 21 февраля в Центральном доме кинематографистов состоится концерт к вашему дню рождения. Кто примет в нем участие, что услышат ваши поклонники?

— Будет оркестр под управлением Михаила Фадеева, Леонид Серебренников, Карина Аванесова, поэт-песенник Юрий Энтин, бард Юлий Ким, молодые артисты нашего театра. А еще Король, Атаманша, Трубадур, Принцесса будут. Зрители услышат разнообразную музыку из кино, мультфильмов и спектаклей.

— Вы из музыкальной семьи. А был ли у вас шанс не стать музыкантом? Может быть, вам всю жизнь хотелось заниматься столярным делом, стать математиком или же геологом.

— Ну как же. Я окончил химический политехникум. Мне даже советовали идти в университет по химии, продолжать свои занятия. Но у меня не было желания. Для меня музыка была главным с детства.

Геннадий Гладков и участники первой детской хоровой студии страны «Пионерия» во время подготовки сюиты из кинофильма «Точка, точка, запятая...» для выступления в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, 1976 год

Геннадий Гладков и участники первой детской хоровой студии страны «Пионерия» во время подготовки сюиты из кинофильма «Точка, точка, запятая...» для выступления в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, 1976 год / Фото: ТАСС/Валерий Худяков

— На что бы вы могли променять музыку?

— Ни на что! Можно всё отдать, только бы музыка была.

— Почему композитор, получивший классическое образование в консерватории, вдруг становится востребованным в кино, мультипликации? Вы помните, когда вы приняли это ответственное решение — отойти в сторону от серьезной музыки, или она вам просто надоела?

— Ну что вы, я не отошел от серьезной музыки, продолжал ее писать, если это требовалось. А если в кино или в театре что-то нужно было, писал для них музыку. А то, что попадались веселые сценарии и веселая музыка, так это композитору только на плюс.

Себе я дал установку, что должен уметь писать всё как те образцовые композиторы, на которых ориентировался. Возьмите того же Исаака Дунаевского. Его знаменитая увертюра к фильму «Дети капитана Гранта» до сих пор играется с удовольствием, его песни до сих пор звучат.

— За время работы у вас сложился творческий союз с Юрием Энтиным и Василием Ливановым. Вы до сих пор поддерживаете отношения, не было ли желания поработать вместе над какой-то интересной литературной основой?

— Я с ними и в кино работал тоже. С Васей Ливановым мы просто учились вместе в школе. С Юрием Энтиным мы познакомились, во время моей учебы в химическом политехникуме. Меня познакомил наш общий знакомый Боря Плеханов. Он сказал: «У нас есть один, мальчишка, который пишет в стенгазету очень смешные стихи. Я вас хочу познакомить. Может у вас что-нибудь получится».

— То есть он стал «крестным отцом»?

— Да, он нас соединил.

Геннадий Гладков

Геннадий Гладков, 1990 год / Фото: ТАСС/Роман Денисов

— Вы до сих пор поддерживаете отношения?

— Безусловно. Сейчас это стало сложнее из-за обстановки.

«Марк всегда боялся, когда я сочинял без него»

— Некоторые внимательные ваши поклонники узнают заглавную тему бондианы Джона Барри в вашей теме Волшебника из «Обыкновенного чуда». Говорят, вы соединили мотив по просьбе Марка Захарова. Как это произошло на самом деле?

— Я предложил Марку такой вариант, и он его одобрил.

— Когда Марк Захаров замыслил снимать «12 стульев», режиссеру киночиновники не дали добро на художественный фильм, в итоге он снял многосерийный фильм для телевидения. Задачи режиссера изменились, все съемки перенесли в павильоны, а изменились ли требования к композитору?

— У нас с Марком что спектакль, что фильм — работа одна и та же. Я должен написать хорошую музыку так, чтобы она помогла режиссеру, чтобы понравилась ему, чтобы он с ней работал в удовольствие. Марк всегда боялся, когда я сочинял без него. Говорил: «Без меня ты всегда уходишь в свою консерваторию, а при мне — ты в театре». Поэтому, когда для Захарова сочинял, его и слушал.

— Говорят, что Гайдай был обижен на Захарова за «12 стульев», так как за пять лет до выхода картины на экраны снял свой фильм с Арчилом Гомиашвили в главной роли.

— Это болтовня. Не верьте.

Композиторы Геннадий Гладков и Алексей Рыбников во время авторского вечера Г. Гладкова «Люди и страсти» в Концертном зале им. П. И. Чайковского

Композиторы Геннадий Гладков и Алексей Рыбников во время авторского вечера Г. Гладкова «Люди и страсти» в Концертном зале им. П.И. Чайковского, 2010 год / Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин

— А среди композиторов существует конкуренция?

— Подспудно — да, безусловно, существует. Но явных состязаний между коллегами у нас не бывает. Наоборот, я всегда радуюсь, если мой приятель написал прекрасную музыку. Например, я сто раз уже смотрел «Шерлока Холмса» и каждый раз поражаюсь, как точно и замечательно написал музыку Владимир Дашкевич. Или же сколько раз я слушал музыку Микаэла Таривердиева, всегда восхищаюсь его сочинениями.

— Написав популярную мелодию, вам не страшно браться за следующее сочинение? Ведь оно может не стать хитом.

— Если бояться, тогда лучше вообще не начинать быть композитором. Это все равно, что стрелку сказать: «Если ты не попадешь, тогда уже больше не берись за ружье». Смысл какой? Выступала одна девушка, знаменитая прыгунья, а в какой-то раз она не взяла высоту. Ее спрашивают: «Почему вы не прыгнули? Вы же столько раз брали эту высоту». А она говорит: «Дело в том, что мой организм каждый день разный. Сегодня он такой, завтра другой». Так и у композиторов.

— Вы готовы выдавать мелодии по любому заказу или можете отказаться от какого-то предложения? Что в таком случае может стать причиной отказа?

— Я отказываюсь очень много. Потому что если мне не нравится сценарий или текст песни, я сразу отказываюсь. Даже не пытаюсь как-то улучшать или с кем-то что-то разбирать. Просто нет, и всё.

«Всплеск таланта может быть в любое время»

— Есть ли у композиторов самый работоспособный возраст и что служит стимулом к сочинению? Например, композитор более плодовит в возрасте от 20 до 40 или после 50?

— Гениальный Верди писал и после 80 гениально. Это зависит от разных вещей: физических возможностей и силы таланта. У кого когда он проявляется. Всплеск таланта может быть в любое время. Лично у меня пик формы был в 40 лет.

Актер Михаил Боярский, дирижер Владимир Юровский, композитор Геннадий Гладков, джазовая певица Анна Бутурлина и певец Леонид Серебренников на авторском вечере Г. Гладкова «Люди и страсти»

Актер Михаил Боярский, дирижер Владимир Юровский, композитор Геннадий Гладков, джазовая певица Анна Бутурлина и певец Леонид Серебренников на авторском вечере Г. Гладкова «Люди и страсти», 2010 год / Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин

— Почему?

— Потому что я работал с Марком Анатольевичем Захаровым в театре «Ленком» в Москве. Там у него работал ансамбль «Аракс» и прекрасно пел Коля Караченцов. А в Петербурге я сотрудничал с Театром Ленсовета, которым руководил Игорь Петрович Владимиров. В его постановках пели мои сочинения Алиса Фрейндлих и Михаил Боярский. У всех получалось по-разному.

— На смену композиторам пришел компьютер. С его помощью сочинить песню может любой, мало-мальски владеющий компьютерной грамотностью. При этом ноты он может вообще не знать. Как вы относитесь к такому сочинительству?

— Вы знаете, для меня человек с железякой — любой, самой тонкой, самой хитрой — это какой-то сатанизм, не Божье дело. Поэтому я компьютер отвергаю. Выступал недавно один ученый и сказал, что он абсолютно против этого искусственного мозга, потому что этот интеллект лишен моральных качеств.

— Вы слушаете современную музыку?

— Когда есть возможность, то слушаю.

— Каких исполнителей?

— Бывает, я слушаю канал Mezzo по телевизору. Там играют очень много разных исполнителей, оркестры симфонические, фестивали.

— Но это же классика. А легкий жанр, попса?

— Был замечательный фильм с участием Ива Монтана. Блистательно снято, красиво, остроумно, и певец замечательный. Что можно сказать? Только браво французам за то, что они так подают своего песенного лидера.

Композитор Геннадий Гладков на репетиции концерта, посвященного своему юбилею

Композитор Геннадий Гладков на репетиции концерта, посвященного своему юбилею, 2010 год / Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

— Что вы думаете о песенном творчестве — оно упростилось, а может, деградировало или всё же у каждого времени свой Гладков и Шостакович?

— Когда говорят: «Раньше было-то!» — я отвечаю: «Раньше было другое время». Каждое время рождает своих кумиров. Когда в 1930-е годы появилась музыка Дунаевского, ходила такая фраза: «Дунаевский держал Шостаковича в тени». Исаак Осипович был автором популярных оперетт, писал балеты, музыку к спектаклям и, конечно, к кинофильмам. Возьмите хоть «Веселых ребят», это — Дунаевский. Он был настолько популярен, что люди могли не знать, кто такой Шостакович. А песни Дунаевского пели все. Был духовный подъем общества, поэтому его песни — и лирические, и маршево-зажигательные — очень легли людям на душу.

Когда мы пытаемся сейчас повторить что-то из той эпохи, ничего не выходит. Энтузиазм тех лет уже неповторим. Он может быть только сыгран, как в театре, но не как естественное явление.

«Если нет внутренней потребности, никакой заказ не поможет ничего написать»

— Есть ли режиссеры, для которых вы бы хотели что-то написать?

— Режиссеров таких нет сейчас. Если бы был жив Георгий Николаевич Данелия, вот с ним бы поработал. Мы с ним хорошо контачили.

В свое время мы думали о совместной работе с молдавским режиссером Эмилем Лотяну. Помните, который снимал «Табор уходит в небо». Он очень любил музыку и решил со мной как-то начать контакт. Мы даже начали с ним обсуждать какую-нибудь картину. Но он рано умер.

— Нет достойных?

— Я еще ни одного музыкального режиссера из современных не увидел.

— В Театре Олега Табакова идет музыкальный спектакль «Голубой щенок». Вы принимали участие в работе над постановкой?

— Нет. Я написал музыку, а как ею пользуются... Я готов отдать многим свои сочинения. Пусть они исполняют у себя в театрах, да где угодно. Мы предоставляем только права на спектакли. Этим занимается мой помощник.

Иногда, конечно, интересно, что там будет в итоге. Но поскольку теперь Табакова нет, так что же, с кем там общаться.

Композитор Геннадий Гладков на концерте, посвященном своему 80-летию, в Концертном зале им. П. И. Чайковского

Композитор Геннадий Гладков на концерте, посвященном своему 80-летию, в Концертном зале им. П.И. Чайковского, 2015 год  / Фото: ТАСС/Станислав Красильников

— Часто ли театры обращаются к вам за разрешением использовать ваши сочинения?

— Постоянно. В 2022 году очень многие хотели музыкальную сказку для детей и взрослых «Новогодние приключения Маши и Вити».

— Сейчас есть задача, поставленная президентом, на создание патриотических произведений. Можно ли написать, задавшись целью? Какими качествами, на ваш взгляд, должна обладать такая музыка?

— Заказ — дело опасное. С одной стороны, оно побуждает композиторов задуматься об этом, а с другой — если у тебя нет внутренней потребности, никакой заказ тебе не поможет ничего написать. Вот сочинил в 1941 году Александр Александров «Священную войну», так она до сих пор и звучит.

— Ваш отец во время Великой Отечественной войны выезжал в составе фронтовых бригад выступать перед солдатами. Сейчас тоже создают такие бригады. В чем сила искусства на фронте? Нужно ли оно сейчас, когда есть разные гаджеты и музыку можно послушать в наушниках или на телефоне?

— Живое исполнение никогда ничем не заменишь. Это очень хорошо, что можно выехать к ребятам. Если нужно будет, я поеду, пожалуйста. А вообще надо бы съездить командой на фронт, с удовольствием выступил бы. Уже сил нет терпеть этих паразитов.

— Ваш коллега Эдуард Артемьев за несколько недель до смерти признался мне, что у него еще громадье планов. И главной целью для него было — дописать концерт для скрипки и концерт для фортепьяно. Есть ли у вас масштабные цели, которые вы бы хотели реализовать в ближайшее время?

— Безусловно, без этого даже жить неинтересно. У меня есть цели. Я надеюсь, что мне удастся пожить и воплотить их. Но уже сейчас мною столько написано невоплощенного, что еще с этим придется моим детям проявить себя.

Сейчас на «Мосфильме» записываем мою оперу «Зеленая птичка» по сказке Карло Гоцци. В этом принимают участие артисты из разных театров и оркестр. Надеюсь, что в ближайший год мы закончим работу над «Зеленой птичкой». Она для меня очень дорога. Я сам писал сценарий и тексты для арий. Очень большая, объемная работа проделана.

И еще у меня до сих пор не поставлены два балета — «Возвращение Одиссея» и «Вий». Так что есть чем заниматься.

Геннадий Гладков

Геннадий Гладков / Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

— Чем сейчас живет композитор Геннадий Гладков? Что входит в сферу ваших ежедневных интересов?

— Мой интерес первый — утром встать, съесть положенную мне по диете овсяную кашу и садиться за работу. Клавиши, нотная бумага, ручки, карандаш и записать то, что я сочиню. Вот и всё!

Автор: Зоя Игумнова

Заглавное фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Источник: iz.ru