Русское искусство с древних времён было пронизано жизнеутверждающим человеколюбием и всегда находилось на стыке реального мира с миром Духов и Божественным миром. Славянские народы, живущие ещё по древним законам, создавали не просто предметы обихода, а произведения искусства, делая это с таким мастерством и любовью, что сегодня искусствоведы, не задумываясь, относят эти находки к шедеврам. Даже глобальное проникновение Византийской культуры на Русь в конце первого тысячелетия не смогло этому помешать. Не все приняли новые догмы, оставшись верными исконно-славянским традициям в искусстве.
XVIII век стал для России переломным во всех смыслах. Преобразования Петра I коснулись и искусства, впервые живопись утратила исключительно культовый характер и приобрела светские черты. Именно в этот период была основана первая российская Академия художеств. В связи с бурным ростом городов, развитие получило не только изобразительное искусство, но архитектура и скульптура. И ярчайшие тому примеры — Санкт-Петербург, ставший тогда столицей Российской империи. Первыми из живописцев, кто сумел победить в себе влияние канонической иконописи, были Иван Никитин и Андрей Матвеев. Созданные ими портреты по сей день считаются вершиной мастерства в этом жанре.
Матвеев Андрей. Автопортрет с женой, 1729 г.
На переломе XVIII и XIX веков всю силу своего живописного таланта проявили выпускники Петровской Академии художеств: Фёдор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский.
В.Боровиковский. Аллегорическое изображение зимы в виде старика, греющего руки у огня, 1820
Не остались в стороне и скульпторы, среди которых выделялись Фёдор Шубин, Фёдор Гордеев и, конечно же, Этьен Морс Фальконе, сотворивший символ Петербурга — «Медного всадника».
В это же время наивысшей точки своего развития достигло и народное прикладное творчество, которое особо ценилось среди обычных людей, не имеющих доступ в роскошные дворцы и дорогие музеи. Именно это подтолкнуло самых выдающихся творцов создать Товарищество передвижных художественных выставок. В разные годы передвижниками были: Иван Айвазовский, Илья Репин, Иван Крамской, Николай Ге, Василий Суриков, Виктор Васнецов, Иван Шишкин.
И.Репин. Вечорници, 1881
В.Васнецов. Ковёр-самолёт, 1880
И.Крамской. Пасечник, 1872
Главный принцип передвижничества - нести «живое» искусство людям. Никто, ни до, ни после, так не писал портреты русских людей и русскую природу.
Н.Ге. Пушкин, 1875
И.Шишкин.Полдень, 1886
В.Суриков. Степан Разин, 1906
XX век принёс не только новые веяния в развитие и преобразование общества, но и сломал уже устоявшиеся каноны в искусстве. Первыми вестниками грядущих перемен стали художники, объединившиеся в группу «Мир Искусства». В полной мере принципы нового движения олицетворяли художники: Валентин Серов, Николай Рерих и Михаил Врубель. В их картинах с первого взгляда читается истинный славянский дух.
М.Врубель. Демон сидящий, 1890
Н.Рерих. Три радости, 1916
Революция 1917 года дала возможность выплеснуть свои таланты многим творцам, будь то художники, скульпторы или архитекторы. И вплоть до начала 30-х годов, когда формировались принципы «социалистического реализма», ими были созданы шедевры современного искусства, которые ценятся и по сей день. Трудно не заметить величественные символы ушедшей эпохи, которые украшают наши города, начиная от «сталинских высоток» и заканчивая мемориалом на Мамаевом кургане в Волгограде.
Наше время можно охарактеризовать как эпоху подлинного возрождения славянского искусства, где во главу угла ставится Духовность и единение с природой, где все пропитано жизнелюбием и любовью, а человек существует в гармонии с Высшими силами.
В современной России, да и во всем мире, многие художники посвятили себя изучению и воссозданию образов на темы славянства и древнейшей Руси. Среди них сегодня можно назвать имена Константина Васильева, который творил еще в «советский период» нашей истории.
К.Васильев. Гуси-лебеди
Из художников-современников стоит назвать имена Александра Угланова, Бориса Ольшанского, Всеволода Иванова и многих других. Все их творчество буквально пропитано народным духом и позволяет нам уникальнаую возможность взглянуть на наше далекое прошлое и увидеть его таким, каким оно представляется самим авторам, а возможно и было на самом деле.
А.Угланов. Берегиня
В.Иванов. Звездные врата
Б.Ольшанский. Путники и Святогор
Славянское искусство было и всегда будет таким неповторимым. По-хорошему будоража и вызывая только положительные эмоции, оно затрагивает в наших Душах самое сокровенное, пробуждая в нас генетическую память.