В этом году на подъезде к Черваре были установлены информационные щиты, на одном из которых красуется вид городка, написанный Иваном Реймерсом. Удалось установить даже место, с которого он рисовал, и не исключено, что художник за мольбертом на картине – это он сам.
Римская Червара – это маленький живописный городок, прилепившийся к голой скале на высоте 1.053 м., который находится на территории Национального парка Монти Симбруини.
Свое имя он получил от оленя – в свое время этих прекрасных животных водилось много в округе, и римская знать приезжала сюда на охоту. Благодаря удачному местоположению, живописным видам и красочным народным костюмам его жителей в XIX веке он стал излюбленным местом отдыха художников, которые оставили нам его образы в своих живописных работах. Самым известным был француз Эрнст Эбер, картина которого «Жительницы Червары» выставлена в парижском Лувре.
Недавно местные краеведы, работая в архивах, натолкнулись на регистрационную книгу некоего Франческо Пеллегрини (вероятно, это был хозяин постоялого двора), у которого с 1832 по 1894 годы останавливались многие художники из разных стран мира. В основном это были студенты Академий художеств, которые приезжали в Италию изучать искусство античности и ренессанса. В регистре Пеллегрини сохранилось свыше четырехсот имен, среди которых оказалось и имя русского художника немецкого происхождения, а впоследствии академика и профессора Императорской Академии художеств Ивана Ивановича Реймерса.
Сегодня этот богато одаренный многими талантами мастер несколько подзабыт. Его имя знакомо в основном искусствоведам. Сын мебельного мастера из Гамбурга, принявшего российское подданство, Иван Реймерс родился в 1818 году в Петербурге. В мальчике рано обнаружился художественный талант, и в 1834 году он поступил в Академию художеств, чтобы обучаться медальерному искусству и скульптуре.
Окончив Академию в 1840 году в звании «классного художника», в последующие годы он участвует в конкурсе на исполнение четырех вогнутых барельефов для ниш Исаакиевского собора, а 1845 году вместе со своим другом, скульптором Давидом Йенсеном организует первую в России фабрику по производству терракотовых изделий.
Выполненные ими работы – скульптуры, барельефы, кариатиды, портреты-медальоны – до сих пор украшают многие исторические здания в Петербурге, Москве, Тбилиси, Хельсинки и других городах, которые когда-то входили в состав Российской империи. Самой известной их совместной работой можно считать наружные украшения для здания Нового Эрмитажа.
Дела в мастерской пошли настолько хорошо, что это позволило Реймерсу в 1852 году за свой счет уехать за границу для совершенствования в скульптуре, а затем начать заниматься живописью. Сначала художник обосновывается в Германии, а в 1858 году переезжает в Рим.
Здесь он проживет четыре года и встретит свою избранницу. Можно сказать, что Рим стал для него судьбоносным городом, поскольку именно здесь он создал свои лучшие живописные произведения. О том, как много, упорно и плодотворно он работал в эти годы, может свидетельствовать его альбом, хранящийся в Русском музее.
Реймерс постоянно зарисовывает понравившиеся ему пейзажи, уличные сценки, прохожих, корабли в порту и многое другое, с чисто немецкой педантичностью оттачивая свое мастерство. Из Италии он посылает своему брату, архитектору Константину Реймерсу свои картины, которые тот экспонирует на выставках, и они производят эффект.
За картину «Сбор винограда в окрестностях Рима» (сейчас она находится в коллекции Национального художественного музея в Минске) в 1862 году, уже по возвращении в Россию, Реймерс был удостоен звания профессора Императорской Академии художеств. Многие считали, что в считанные годы ему удалось добиться высочайших результатов в изобразительном искусстве и встать на один уровень с лучшими европейскими мастерами того времени.
Его работы находились в коллекции членов императорской фамилии. Прекрасны его портреты воспитателей будущего царя Александра II, включая В.А. Жуковского. Однако наиболее известна медаль Реймерса, выбитая по случаю 100-летия Академии художеств, которая вручалась императорской семье, профессорам и членам Академии.
Реймерс прожил относительно недолгую жизнь – всего 50 лет. Данные о его смерти противоречивы, но несомненно одно: его жизнь оборвалась на взлёте, когда он был в самом расцвете своего таланта.
По воспоминаниям знавших его людей, он был совершенно уникальной личностью. Богато одаренный от природы, он стал единственным за всю историю Академии художеств профессором сразу по трем дисциплинам: скульптуре, живописи и медальерному искусству. Его ученики, самым известным из которых может считаться скульптор Марк Антокольский, вспоминали, что он был для них не только профессором, но и настоящим отцом. Всегда интересовался делами каждого, за всех переживал, всегда готов был помочь.
Многие из работ Ивана Ивановича Реймерса до нас не дошли. Вернее было бы сказать, что до нас дошла лишь малая часть его наследия. Многие из украшенных им особняков были снесены. Его работы находились в храме Христа Спасителя в Москве, который был взорван. Реймерс не оставил ни своей автобиографии, ни подробного списка своих работ. Возможно потому, что смерть настигла его неожиданно. Тем ценнее для нас любая память об этом замечательном художнике.
Картина же «Вид в Черваро близ Рима» (1862-63), копия которой размещена сегодня на информационном щите при подъезде к городку, находится в Третьяковской галерее в Москве, куда она попала в 1925 году из фондов Румянцевского музея.
Сама же Червара, находящаяся в 65 км. от Рима, до сих пор привлекает к себе множество творческих натур и туристов. На ее каменных стенах можно видеть живописные работы современных итальянских художников и стихи известных поэтов. От автостоянки к маленькой площади поднимается выбитая в скале «Лестница художников», украшенная абстрактными скульптурами. На одной из стен начертаны ноты: это музыкальное приношение оставил Черваре на память известный композитор Эннио Морриконе.
Огромная скала, к которой прилепился городок, ныне украшена барельефами с изображением фантастических зверей и самых разнообразных сказочных персонажей, которые создали молодые скульпторы флорентийской Академии художеств. Многие известные личности приезжали в Червару, в том числе Михаил Горбачев в один из официальных визитов в Италию. Приятно, что теперь в нем сохраняется память и о замечательном русском художнике Иване Ивановиче Реймерсе, напоминая о давних культурных связях наших двух стран.
Ирина Баранчеева, Рим