Русские Вести

Русский мiръ в Риме


О выставке выпускников Академии Ильи Глазунова

В залах выставочного комплекса «Витториано» в самом центре итальянской столицы проходит выставка «Haec est civitas mea. Это мой мiръ», на которой представлены работы русских художников, продолжающих классические традиции в живописи.

Организованная при участии Правительства и Министерства иностранных дел Российской Федерации, Посольства РФ в Италии, Центра изучения русского искусства в Университете Ca' Foscari в Венеции и ряда других организаций, экспозиция знакомит публику с творчеством выпускников Академии живописи, ваяния и зодчества им И.С. Глазунова, открывая для итальянцев и гостей Рима новые страницы русской истории и напоминая о давнем взаимодействии наших художественных традиций.

Академия, основанная Ильей Глазуновым в 1987 году в историческом здании, принадлежавшем Московскому Училищу живописи, в котором в прошлом учились или преподавали А.К. Саврасов, И.И. Левитан, К.А. Коровин, А.М. Васнецов, Л.О. Пастернак и другие, известна своей прочной приверженностью идеалам классической живописи, ориентирующейся на великие образцы античности и Возрождения.

Илья Глазунов считал, что классическая «школа для художника – это крылья, не овладев знаниями которой он навсегда останется дилетантом». Эти слова мэтра приведены и на римской экспозиции, да и само присутствие основателя Академии, ушедшего из жизни в прошлом году, весьма ощутимо. Посетителей встречает его портрет, выполненный его сыном Иваном Глазуновым, куратором выставки и нынешним главой Академии.

О связях Ильи Глазунова с Италией напоминает и серия фотографий, на которых он запечатлен с известными деятелями итальянского искусства – режиссерами Федерико Феллини, Лукино Висконти, Микеланджело Антониони, оперным певцом Марио Дель Монако – во время работы над их портретами.

Не забыты и давние культурные связи между двумя нашими странами, усилившиеся с конца XVIII века, когда особенно одаренные выпускники Императорской Академии художеств отправлялись на стажировку в Италию, чтобы изучать античность, копировать старых мастеров и затем создавать на этой основе собственные произведения.

В Риме Александр Иванов работал в течение двадцати лет над своей знаменитой картиной «Явление Христа народу». Карл Брюллов при жизни был необыкновенно популярен в Италии и создал здесь портреты выдающихся людей того времени, а также свой шедевр – «Последний день Помпеи». Федор Бруни, Сильвестр Щедрин, Петр Соколов, Федор Матвеев, Сократ Воробьев – вот лишь малый перечень имен художников, работавших в Италии и перенесших на русскую почву традиции ее классической живописи.

Безо всякого сомнения выпускники Академии Ильи Глазунова продолжают именно этот путь.

В их работах поражает прежде всего высочайшая, почти неправдоподобная в наше время техника исполнения, степень овладения живописным мастерством, позволяющая им с легкостью изображать и повседневную жизнь, и эпизоды из Священной истории.

Портреты, пейзажи, историко-религиозные события... Темы для этой выставки выбраны таким образом, чтобы, с одной стороны, рассказать иностранцам о фактах русской истории, а с другой, представить уже знакомых им персонажей.

Портрет Михаила Булгакова кисти Сергея Сутягина, без сомнения, будет оценен зарубежными почитателями автора «Мастера и Маргариты» – романа настолько популярного в Италии, что именем его героини в конце 60-х годов называли многих девочек. То же самое можно сказать и о портрете Александра Скрябина, создателя «Поэмы эскстаза» и «Прометея», которого Александр Пирогов изобразил сидящим у рояля, освещенным солнечными лучами, похожими на отблески пламени...

Пейзажи русской природы, неброской, но пленительной в своей строгой северной красоте, представлены Андреем Трямкиным, Юлией Леньковой, Сергеем Каревым, Василием Кураксой и другими. Яркая работа Сергея Онучкина «Усть-Цильма. Праздник Горки» возвращает нас в незапамятные времена, делая соучастниками архаического представления – языческого поклонения солнцу, «яриле-божеству».

Не менее интересны работы на историко-религиозную тему, такие как большое полотно Екатерины Камыниной, изображающее драматический момент насильственного пострига в монахини первой жены Петра I Евдокии Лопухиной и непроизвольно вызывающее в памяти «Утро стрелецкой казни» В.И. Сурикова, или картина Сергея Чикуньчикова «Воскрешение отрока Преподобным Сергием Радонежским». А Алексей Шанин попробовал воспроизвести в изящной манере Лансере Екатерину II на прогулке в Царском Селе.

В экспозиции также представлены несколько картин, написанных на сюжеты Смутного времени, весьма понятного нам сегодня. Из них особенно запоминается работа Вячеслава Моргуна «Поляки ведут Святого Гермогена в темницу», которая напоминает о жизни и трагическом конце Патриарха Московского и всея Руси, известного своими воззваниями к русскому народу бороться с интервентами и благословившего оба ополчения на освобождение Москвы от завоевателей. Другая картина – «Иван Сусанин» Максима Фаюстова – рассказывает о подвиге костромского крестьянина, спасшего жизнь Михаилу Романову, имя которого теперь известно всему миру благодаря оперному шедевру Михаила Ивановича Глинки, который, кстати сказать, тоже учился в Италии.

Выставка русских художников в Риме – первое из 250 мероприятий международного культурного проекта «Русские сезоны».

В момент информационных войн и взаимных санкций между Россией и Европой эта инициатива как никогда своевременна, призвана познакомить западную публику с русской культурой, неизменно стремящейся через творчество ее лучших представителей к идеалам гуманизма.

Автор: Ирина Баранчеева

Источник: www.stoletie.ru