На сегодняшний день тема восстановления традиционного уклада вышла на первый план и неудержимо стремится на позиции, на которых происходят буквально судьбоносные процессы. Ведь за этим словосочетанием стоит смысл, который без преувеличения можно назвать жизнеобеспечивающим. То, что называют укладом – это не что иное, как ценнейший свод знаний и умений, который на протяжении веков помогал человеку не только выживать в условиях окружающего мира, но и развиваться Духовно.
Традиции русского народа складывались не одно тысячелетие. Они возникли в соседстве с сотнями племен и народностей, многие тысячи лет совместного существования породили совершенно уникальную модель устройства общества, в котором каждая народность проявляла свою самобытность, при этом не в ущерб другим. Огромная территория, бескрайние просторы повлияли и на широту Русской Души. Мы привыкли охватывать мысленно огромные пространства, считая их своей большой Родиной, при этом ценить и любить малую Родину, свой дом, свой край.
Нечто похожее есть только в Китае и в Индии, но они значительно уступают и по территории, и в исторической перспективе. Та же индийская духовная традиция в своих базовых текстах прямо утверждает, что она принесена в Индию с северных земель и подробно перечисляет топонимы и природные явления, которые существуют именно на просторах Сибири и русского Севера.
Для человека, привыкшего жить в этих реалиях, нет (и не может быть) другого более полезного жизненного уклада, кроме собственного. Просто потому, что нигде на планете нет другого места, на котором мог бы сложиться пригодный для наших реалий свод знаний и умений.
Только русские традиции ведают, как сохранять единое государство с единым хозяйством, к тому же комфортно развивающимся, в условиях, когда над его территорией никогда окончательно не заходит солнце. Ведь когда в одной его части уже закат, то над другою частью светает. В нем есть и вечная мерзлота, и субтропические сады, а от западной границы до восточной нужно ехать более недели и даже лететь на современном самолете порядка 12 часов. А ведь жизнь в горах или в лесу, быт степняка и быт помора, особенности существования на крайнем Севере и на Юге кардинально отличаются друг от друга, формирую разные навыки и представления. И это сказывается и на материальной, и на духовной культуре.
Русские традиции вобрали в себя весь этот бесценный опыт, бережно сохраняя колорит каждой местности, создавая условия для развития и взаимного Духовного обогащения всех, живущих на этой огромной территории, которую с любовью называют Отечеством.
Но есть и общие, основополагающие моменты. Понятие Совести, Чести, Долга испокон веков ценились в народе превыше всего, даже самой Жизни, которая обладает исключительной ценностью. Это сочеталось со спокойным отношением к смерти. Глубокая Вера и знания Предков давали понимание того, что смерть – это смена мерности, переход на новый виток развития, поэтому лучше погибнуть, чем поступить безчестно и безсовестно.
Умение радоваться малому и спокойно относиться к невзгодам и неудачам, находить радость и в созидательном труде, и в ярких, широких праздниках, гостеприимство, способность к состраданию, умение как прощать, так и быть беспощадным к врагу, посягнувшим на самое святое – все это черты народного характера, которые и обусловили возникновение традиционного уклада. Эти представления нашли отражение и в фольклоре. «Сам погибай, а соратника выручай», - незыблемое правило, выраженное в древней пословице, которое прошло проверку тысячелетиями. Богатство Духовное считалось гораздо более важным, чем материальные ценности. Дух, Душа, Совесть – приоритет этих понятий был незыблем. Собранность, особенно при принятии жизненно важных решений, была выражением истинного народовластия. Недаром существовало понятие «мир» - в смысле «общество», то есть, решать любые проблемы у нас привыкли «всем миром», сообща.
Мудрые Предки, постигшие древние божественные заповеди, учили, что только на то можно опереться надежно, что проверено временем, а традиции русского народа прошли проверку сотнями тысячелетий.