Русские Вести

Русские классики живописи повергли Запад в психоз


Метрополитен-музей в Нью-Йорке так и не смог объяснить, почему трех великих русских художников теперь считает «украинскими». Айвазовский, Репин и Куинджи родились на территории Российской империи. Подобные явления происходят и в других точках мира: на этой неделе музей Амстердама назвал «великим украинцем» супрематиста Казимира Малевича. В чем причины культурной дерусификации и как к этому относиться?

Нью-йоркский Метрополитен-музей так и не смог объяснить причины замены национальной принадлежности русских классиков живописи. В частности, музейщики не комментируют признание «украинцем» художника Архипа Куинджи (1842–1910). Куинджи – грек по национальности – родился и умер в Российской империи. РИА «Новости» несколько недель безрезультатно направляло запросы в пресс-службу музея с просьбой разъяснить ситуацию. Табличка рядом с картиной «Красный закат» подписана «Архип Иванович Куинджи, украинец, родился в Мариуполе в 1841 году, умер в Петербурге в 1910-м».

Одна из сотрудниц музея на условиях анонимности рассказала, что решение было принято в связи с конфликтом на Украине. По ее словам, она сама удивилась информации о том, что Куинджи «перевели в украинцы». В свою очередь сотрудник центрального бюро информации музея сказал, что причина заключается в городе, где родился художник, то есть он был родом из Мариуполя, а город был частью Украины. На поправку корреспондента о том, что Мариупольский уезд в то время был в составе Российской империи, а не Украины, музейный работник сообщила, что не знает, «в чем тогда дело».

Кампания по дерусификации русских классиков живописи подогревается украинскими пользователями Сети. В начале года в аккаунте (посвящен украинскому искусству) в Twitter (заблокирован в РФ) был размещен тред о том, почему Куинджи следует считать «украинским художником». Ветка набрала почти полторы тысячи лайков. «Все его знаменитые пейзажи были об Украине, Днепре и степях», – говорится в одном из твитов. В нем же упомянут «Красный закат», на котором изображен пылающий заход солнца над Днепром.

Этот же музей на своем сайте изменял подписи к картинам художников Ивана Айвазовского (1817–1900) и Ильи Репина (1844–1930). Причем национальность Айвазовского меняли дважды – сначала с русского на «украинца», а затем на «армянина».

Теперь в аннотации говорится, что Айвазовский (урожденный Ованнес Айвазян) родился в Российской империи «в армянской семье в крымском портовом городе Феодосия на берегу Черного моря». Аналогичные изменения произошли с описанием к работе Айвазовского «Корабль в лунном свете». После 2014 года, когда Крым воссоединился с Россией, Украина пыталась объявить Айвазовского своим, но эти попытки были безуспешными – и многие музеи в то время продолжали считать Айвазовского русским. Тем не менее Национальная галерея Армении называет его «армянином», а Государственная Третьяковская галерея в Москве – русским.

Все три художника – Айвазовский, Куинджи и Репин – активно работали в XIX веке. В зависимости от места экспозиции их называют либо русскими, либо украинцами, учитывая перемещения в течение карьеры и изменение границ обеих стран. «Метрополитен-музей постоянно исследует и изучает объекты в своей коллекции, чтобы определить наиболее подходящий и точный способ их каталогизации и представления, – сказал сайту ARTnews представитель музея. – Каталог работ был обновлен после исследований, проведенных в сотрудничестве с учеными в этой области».

Что касается Репина, то изменились подписи к его картинам «Пастух со стадом овец», «Портрет мальчика» и другим. В аннотациях говорится, что живописец родился в сельском украинском городе Чугуеве, когда он был частью Российской империи. Ранее в краткой биографии художника его называли русским.

Подобными переименованиями занимались и другие музеи. Лондонская Национальная галерея теперь сообщает, что «Репин был ведущим художником русского реалистического движения в конце XIX века. Он родился на Украине и начинал как иконописец». Спустя два месяца после начала российской спецоперации галерея изменила название картины французского импрессиониста Эдгара Дега «Русские танцовщицы» на «Украинских танцовщиц». Местная пресса писала, что это произошло по просьбе проживающих в Великобритании украинских пользователей Instagram* (принадлежит запрещенной в России экстремистской организации Meta*).

В 1899 году Дега создал целую серию композиций из 18 работ, посвященных русским танцовщицам. Находящаяся в нью-йоркском Метрополитен-музее «Русская танцовщица» была переименована в этом году в «Танцовщицу в украинском наряде».

На днях художественный музей Амстердама Stedelijk у себя на сайте назвал русского художника Казимира Малевича (1879–1935) – ведущую фигуру в супрематическом движении – «великим украинцем». Вывод был сделан на основе того факта, что Малевич родился в Киеве. При этом в биографии не говорится о том, что Киев в 1879 году входил в состав Российской империи.

«То, что делают Метрополитен и другие музеи, абсолютный нонсенс.

Это все равно что называть итальянцами древнеримских авторов, скульпторов и прочих творцов лишь по той причине, что центральная часть Древнего Рима располагалась на территории современной Италии.

 

Куинджи – русскоязычный грек. Он родился на территории Мариупольского уезда Российской империи», – отмечает первый зампред комитета Госдумы по культуре Александр Шолохов («Единая Россия»).

Замена национальной принадлежности российских классиков происходит в угоду определенным политическим силам, уверен депутат. «Это некий психоз. Но музейщиков даже трудно винить в этом с учетом высокого уровня антироссийской пропаганды. Они жертвы медийных технологий. Сейчас убедить человека можно практически в чем угодно», – подчеркивает собеседник.

Шолохов напомнил, что российское профессиональное сообщество уже высказалось по поводу происходящего, пояснив его бессмысленность и указав на отсутствие какой-либо научности в замене национальной принадлежности российских классиков. «Формально можно даже возбудить уголовное дело, но это не имеет никакого смысла, будем лишь лить воду на мельницу тех, кто этим занимается – любая скандальная дискуссия повышает интерес к вопросу и из огромного объема информации вынести объективное мнение будет совершенно невозможно», – убежден депутат.

«Я призываю западных и украинских деятелей быть последовательными. Почему композитор Сергей Прокофьев остается у них русским композитором, хотя он родился в том же Донбассе (Сонцовка, Екатеринославская губерния Российской империи), недалеко от места рождения Куинджи. Почему Куинджи вдруг стал «украинцем», хотя никогда не подозревал об этом в своей жизни? Надо идти еще дальше – сейчас в кинотеатрах идет премьера фильма «Голда» о Голде Меир. Ее почему-то называют израильским политиком. Но надо быть последовательным – она же родилась в Киеве, ее нужно называть «украинским» политиком», – говорит донецкий политолог Владимир Корнилов. 

Ранее на Украине даже говорили о том, что писатель Антон Чехов – «украинец», напоминает эксперт. «Однако сейчас улица Чехова в Киеве переименована. Они объявляют «украинцами» всех подряд, но тут же в рамках дерусификации преследуют этих писателей, поэтов, творческих деятелей, я уже не говорю о политиках и военных, как русских», – посетовал эксперт. 

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

Автор: Андрей Резчиков

Заглавное фото: Андрей Никеричев/Агентство «Москва»