Образцы западноевропейской культуры реинтегрировались в русской культуре.
«Основная уникальность и значимость русской культуры заключается в том, что это открытая интегративная система: всё время насыщая себя и принимая иные культурные образцы, русская культура всё время преобразовывала их, предоставляя более высокие достижения. Когда дан старт европейского театра и привычного русского театра? В XVIII веке начинает развиваться почти с нулевой отметки, но через 100 лет русский театр — это лучший театр в мире! Когда появились первые романы в Западной Европе? Это XIV—XVII вв.ека. В России принято считать первым романом «Евгений Онегин», но к концу XIX века у нас лучшие романы в мире, как и балет, и живопись. В мире почти не сохранилось школы классической живописи, и изучать её едут сюда», — заявил член Изборского клуба, доктор философских наук, профессор МГУ Сергей Черняховский 14 апреля.
По его наблюдению, лучшие этико-эстетические образцы западноевропейской культуры, вроде рыцарей и прекрасных дам, крестоносцев и мушкетёров, давно неактуальны у себя на родине, но сохраняются в реинтегрировавшей их русской культуре. В России больше читают О. Бальзака и Вальтера Скотта, чем во Франции и Англии. На фоне неспособности Европы сопротивляться массовой культуре потребления наша страна сумела вместить в себя лучшие чужие образцы, как мировую сокровищницу и одновременно капитал, способный к воспроизводству.
По словам Черняховского, от Боккаччо потребление оставляет только скабрезные истории, от Шекспира — интриги и убийства, от Вольтера — разъедающий скепсис и больше ничего, но у нас Шекспир, Дюма и Сервантес продолжают жить. «Сейчас вопрос заключается не просто в том, чтобы сохранить свои ценности и свою культуру. Наша отечественная культура — это последнее, что осталось от культуры классики и модерна Западного мира», — заявил эксперт.
Сергей Черняховский напомнил о понятии «культурный суверенитет». Оно подразумевает право каждого народа и страны руководствоваться образцами, ценностями и нормами поведения, выработанными в ходе их истории. У страны и народа есть право противодействовать распространению информационной продукции, угрожающей историко-культурной самоидентификации и разрушению значимых для него образцов поведения, ценностей, этических, эстетических и бытовых норм. И государство обязано не допускать использования сферы культуры для нанесения ущерба национальному государственно-политическому суверенитету и территориальной целостности страны.
Напомним, как ранее сообщало ИА REGNUM, 14 апреля в Международном фонде славянской письменности и культуры прошло заседание Изборского клуба по теме «Культурная мощь — недооцененный потенциал Русского мира». Вопросы культурного суверенитета и культурной политики России, цивилизационных различий и способов взаимодействия с соседями, задачи массовой культуры и большого стиля обсуждали философы и политологи, деятели искусства, историки и публицисты.