Руский самовар



Необычайная популярность самовара в нашей стране и интерес к его истории как яркого образца руского быта объясняются тем, что это неживое металлическое изделие для нагревания воды имеет живую "душу". Так как сохраняются те понятия, олицетворением которых всегда был самовар: гостеприимство и радушие, дружеское общение, задушевная беседа, домашний покой и уют.

В разных местах России у самовара были свои названия: по-ярославски он «самогар», по-курски — «самокипец», а по-вятски — «самогрей». «Благодетельным снарядом» называл самовар писатель В. Г. Короленко.

"Самовар - водогрейный для чаю сосуд, большей частью медный с трубою и жаровней внутри", - такое определение мы встречаем уже в 1860-е годы в толковом словаре руского языка В. И. Даля.

В словаре указано функциональное предназначение самовара - нагревать воду, но для руского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем просто водонагревательный прибор. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За самоваром нередко решались серьёзные деловые вопросы. Самовар был необходим и в доме столичного петербургского аристократа, и в трактире или чайной для посадского небогатого люда.

На протяжении XIX и XX веков самовар стал характерным символом руского быта, центральным предметом чаепития, которое уже в XIX веке в России стало рассматриваться как часть национальной культурной традиции.

Будучи украшением дома, самовар с момента своего появления занял особое место среди медных бытовых изделий, очень быстро став одним из самобытных предметов руского декоративно- прикладного искусства.

«Самовар кипит – уходить не велит», «Самовар, что море Соловецкое, пьют из него за здоровье молодецкое» - эти и многие шутливые пословицы отражали то уважительно-доброе отношение к самовару, которое он заслужил на протяжении нескольких столетий.

Многие руские поэты и писатели посвятили немало прекрасных строк самовару. А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.Н. Островский, Ф.М. Достоевский. Н.С. и Н.С. Лесков, описывая руский уклад жизни, не раз обращались к теме чаепития, с которой неразрывно связано понятие о самоваре как его неотъемлемой части.

В первой половине 19 века появляются живописные произведения со сценами чаепития за самоваром. В конце 19 – начале 20 века самовар занимает центральное место в натюрмортах многих руских художников (К.С. Петрова-Водкина. И.И. Машкова и других). Самовар и чаепитие были популярны и в народном искусстве. Их изображали на подносах, деревянных и берестяных коробках, прялках.

Нагорнов В.А. «Ярмарка»

Н. Богданов-Бельский. «Новые хозяева (Чаепитие)»

Б.Кустодиев. Купчиха за чаем

Самовар — металлический сосуд для кипячения воды с краном и внутренней топкой в виде высокой трубки, наполняемой углями, изобрели на рубеже XVIII в. руские мастера.

Первыми водонагревательными сосудами в 18 веке были самовары – сбитенники и самовары- кухни.

Самовар-сбитенник был похож на чайник только с трубой внутри и поддувалом. Подобные чайники-самовары применялись для кипячения воды. А также служили для приготовления сбитня – напитка из меда с пряностями, употреблявшегося в горячем виде. Чайники-самовары использовались продавцами сбитня, которые ходили по базарам, ярмаркам и предлагали подкрепиться горячим сбитнем с баранками. Чтобы напиток не остывал, в трубу чайника накладывали горячие угли.

Самовары-кухни - это глубокие чаши на ножках с трубой в центре, отличительным признаком которых были внутренние перегородки, позволявшие не только кипятить воду, но и готовить различную пищу. Иногда отделение, предназначенное для кипячения воды, имело кран. Сваренные кушанья доставали из «кухни» особыми черпачками. Сверху самовар-кухня закрывалась общей крышкой, но часто каждое отделение имело, кроме того, ещё отдельную крышку.

В 40-е гг. 18 в. на уральском заводе Демидовых были изготовлены первые самовары. Они состояли из двух частей: шарообразного тулова, внутри которого была впаяна конусовидная трубка, служившая для тяги, и стационарной подставки - подноса с ножкой, на которой крепилась жаровня для углей в виде невысокого цилиндра с многочисленными отверстиями на стенках. На тулове крепились подвижные ручки-вертлюги.

К концу XVIII века самовар уже имел отличительные черты и те конструктивно-функциональные особенности, необходимые для нагревания воды, которые привычны нам и сейчас, что и позволяет считать самовар изделием сугубо национальным.

Конструкция самовара довольно сложна. Она состоит из цельнотянутого тонкостенного сосуда.

Внутри расположена жаровня в виде трубы - "кувшин". Внизу под "кувшином" для усиления тяги делается поддувало. Резервуар самовара-вазы снабжён наверху ободком, на который кольцом опирается крышка. На крышке делаются две "шишки" - хватки и паровички - это маленькие поворотные крышечки на отверстиях для выхода пара.

Тулово-ваза опирается на поддон или ножки. "Кувшин" (жаровня) сверху закрывается колпачком и снабжается конфоркой для установки заварного чайника. Для слива воды служит кран с ключом- вертком. Вертки делаются разнообразной формы, некоторые из них очень затейливы и сложны в исполнении.

Очень разнообразны профили фигурных отверстий (фистонов) на поддувалах и конфорках. Самыми важными декоративными элементами всей композиции являлись репеек, ручки и ножки. Ножки делались шарообразные, в виде львиных лап, птичьих ножек и т. д.

Большим преимуществом самовара явилось то, что в нём жаровая труба помещена внутри резервуара и окружена со всех сторон водой. Поэтому теплопотери малы, а коэффициент полезного действия очень высок.

Благодаря своей форме самовар обладает способностью издавать звуки, точно передающие состояние кипящей воды: на первой стадии самовар "поёт", на второй "шумит", на третьей "бурлит". Так как разогревание самовара происходит медленно, то по звуку очень удобно улавливать скоротечную вторую стадию кипячения.

Более того, самовар - не просто кипятильник. Он ещё и химический реактор - смягчитель жесткой воды, что очень важно, так как чай, заваренный в жёсткой воде, невкусен. Примечательно, что самоварных дел мастера никогда не делают кран у самого дна, а всегда несколько выше, для того чтобы осевшая накипь не попадала в приготавливаемый напиток.

Главным материалом для изготовления самоваров служили: медь зелёная (латунь), красная, томпак (сплав меди — 85—90% и цинка — 10—15%). Иногда самовары серебрили, золотили, а то и делали из серебра и мельхиора (сплав меди — 50—60%, цинка — 19—39% и никеля — 13—18%). Самоваров из томпака изготовлялось в 10 раз больше, чем красных. Будучи дороже, красивее, роскошнее, они расходились по домам знати.

Из книги «Руский самовар». Составитель Гилодо А.А.

Эта хорошо иллюстрированная книга познакомит вас с устройством самовара, историей развития самоварного производства и многообразием самоварных форм. Также в конце приводится указатель самоварных фабрик.

Книга будет полезна всем, кто интересуется рускими традициями.

Примечание Методического центра «Древо Рода»:

Наиболее вкусный чай получается, когда вода нагревается на живом огне. В этом случае чай впитывает в себя природную силу огненной стихии, глубоко почитаемой нашими Предками и современными русами, помнящими о своих корнях, и способен оказывать целебное воздействие. Это также, как и приготовление пищи на костре – её вкус всегда особенный и неповторимый, или полынная сигарета для работы с биологически активными точками... Электрические самовары подобным свойством не обладают.

В анонсе использована картина В.Жданова «Руский самовар».

Источник: drevoroda.ru






войдите VkontakteYandex
символов осталось..


Комментарии 0

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.