Русские Вести

РУСКАЯ НАРОДНАЯ ОДЕЖДА И СОВРЕМЕННОЕ ПЛАТЬЕ


Известный руский график-иллюстратор и театральный художник, использовавший в своём творчестве мотивы руского народного костюма, Билибин И., утверждал, что руский костюм великолепен. Бывает красота движения и красота покоя. Руский костюм – это красота покоя. В его статике отражена торжественная приподнятость, чувство бодрости и здоровья.

Отличаясь исключительно богатым декоративным оформлением, яркостью, красочностью, руская народная одежда, обладая при этом сильным эмоциональным воздействием, отражала стремление к лучшей доле, воспитывала в народе оптимизм, веру в себя, в свои силы.

Смелое сопоставление в женской одежде двух цветов – белого и ярко-красного – заставляло звучать последний особенно сильно. В общем композиционном построении одежды резкая грань двух цветов часто смягчалась дополнительной вышивкой, отделкой, вставками из ткани, настрочными лентами, позументом и пр. Композиционный центр декоративного построения рубахи находился в верхней её части. Таким центром, как правило, были полики в верхней части лифа (деталь плечевого пояса женской рубахи), т.е. система декоративного решения изделия объединяла отдельные конструктивные элементы в верхней, видимой (обозриомй), части рубахи и рукавов.

Понёва отличалась обычно цветом плотным, тяжёлым (тёмно-синий, чёрный, иногда зелёный, красный) и создавала впечатление большой устойчивости всей фигуры. Некрупная клетчатая ткань понёвы оформлялась линиями белого, красного, жёлтого цветов. Отделка подола и боковых сторон понёвы ярко-красной орнаментированной полосой связывала понёву с вышивкой рубахи, завершала и ограничивала композицию костюма внизу. Весь комплекс завершала занавеска. В дальнейшем в некоторых губерниях (Рязанской, Тульской и др.) понёва была заменена сарафаном.

В решении орнамента, украсившим одежду, преобладали в основном яркие хроматические тона: изумрудно-зелёный, сине-зелёный, в небольшом количестве оранжевый и жёлтый. Очень незначительное вкрапливание белого и чёрного обогащало и облагораживало основной красный цвет, выявляя его силу и декоративность. Такое колористическое решение костюма придавало необычайную торжественность и красоту всему образу руской женщины.

Народная одежда отличалась большим разнообразием техники шва (гладью, крестом,росписью и т.д.), а также отдельными отделочными элементами одежды.

Швы в народной одежде были не только средством соединения деталей, они одновременно несли и декоративную нагрузку. Соединительные швы в большинстве своём были оформлены декоративными стежками, изящными по исполнению и цветовому решению. В отделке использовались гладкокрашеные вставки тканей, тканые узорчатые полоски, вышитые полосы, ленты, позументы, галуны, кружева, блёстки, позднее даже пуговицы и, наконец, ткани фабричного производства. Всё это, казалось бы, хаотичное разнообразие цвета, фактур создавало гармоническое цветовое и композиционное единство.

РУСКАЯ НАРОДНАЯ ОДЕЖДА И СОВРЕМЕННОЕ ПЛАТЬЕ

Основой женской одежды была рубаха с поясом длиной ниже коленей. Прошли века, рубаха выдержала испытание временем и вошла в гардероб каждой современной женщины как платье-рубашка. До сих пор не перестаёшь удивляться совершенству конструкции этого изделия, целесообразности и экономичности покроя, удобству в носке, женственности силуэта. Его эстетические элементы и по сей день не теряют практической основы.

Рубаху кроили очень рационально, в основном из прямоугольных полотнищ. Для удобства и свободы движения рук в рукава под проймой втачивали ластовицу. Ластовица – удивительно целесообразный конструктивный элемент, создающий особое удобство при подъёме рук. Ластовицу (по диагонали) выкраивают по косому направлению нити основы, что обеспечивает большую её растяжимость при подъёме руки. Ластовица имела не только важное конструктивное значение, она зачастую несла нагрузку декоративной детали – ластовицы встречались из красного ситца (иногда набивного), а также орнаментированные.

В народной одежде не было ничего нелогичного, неоправданного. Всё в ней было функционально, мудро, целесообразно и вместе с тем всё было искусством.

...

В настоящее время совершенно очевидно общее признание стилевых особенностей руской народной одежды в развитии моделирования современного костюма не только специалистами, но и широкими слоями населения. Жизненность этой одежды доказывает тот факт, что она получила своё развитие в моделях многочисленных ассортиментных категорий, как, например, выходной, нарядной, повседневной, спортивной, для отдыха, а также в многочисленных изделиях молодёжной и детской одежды. Много интересных творческих работ сделано художниками-модельерами в оформлении театральных ансамблей творческих коллективов.

РУСКАЯ НАРОДНАЯ ОДЕЖДА И СОВРЕМЕННОЕ ПЛАТЬЕ

Широкое практическое применение структурной формы южноруской одежды, принципов её композиционного и декоративного решений, которые воспринимаются не изолированно от её назначения и образа женщины, определило характер многих современных изделий.

Массовое распространение получили многочисленные варианты платьев-рубашек и блуз так называемого стиля народной крестьянской рубахи для девушек и молодых женщин, предназначенных в большинстве случаев для каждого дня. Появился устойчивый модный силуэт классических платьев рубашечного покроя. Силуэт этих изделий удлиненный, стройный. Свобода, мягкость, лёгкость определяют стиль этих изделий. При всей кажущейся простоте эта форма отнюдь не является элементарной. Ширина и объём этих изделий достигаются за счёт сборок, идущих от кокетки или из-под маленького воротничка, а наполненность – за счёт рукавов и приёмов их наполнения. Такие платья и блузы имеют модные сейчас детали – вырезы, открывающие шею. Эти детали применяются в повседневных летних платьях для девушек и молодых женщин. Такое оформление выреза горловины для повседневных изделий в течение длительного периода модой не рекомендовалось.

РУСКАЯ НАРОДНАЯ ОДЕЖДА И СОВРЕМЕННОЕ ПЛАТЬЕ

В настоящее время они оказались столь популярными не только за счёт строгости и простоты силуэтной формы, они созвучны образу нашей жизни и соответствуют нашим тканям.

По сути, структурную форму народной одежды можно определить как базовую для множества вариантов изделий, как нарядных, так и повседневных.

Отрывок из книги «Руская народная одежда и современное платье» 1982 года издания. Авторы: Бланк Анна Фаддеевна, Фомина Зинаида Михайловна.

В книге изложены методы построения чертежей женских платьев на фигуру 56 размера, приведены чертежи выкроек изделий, созданных по мотивам руской народной одежды. Изложен метод совмещения рукава с проймой изделия как один из принципов конструктивного моделирования современной одежды с использованием традиций народного кроя.

Цель книги - помочь читателям проникнуться атмосферой культуры народного творчества в области создания современной одежды. Для широкого круга женщин, умеющих моделировать, конструировать, шить в домашних условиях.

РУСКАЯ НАРОДНАЯ ОДЕЖДА И СОВРЕМЕННОЕ ПЛАТЬЕ

Скачать книгу в формате PDF (http://drevoroda.ru/rod_pamiat/682/2724.html)

© Методический центр «Древо Рода»

Источник: drevoroda.ru