Немногие из зрителей, кто увидел этот фильм, слышали прежде о маленьком городке Кувшиново Тверской области. И ничего здесь удивительного нет. Что может быть особенного, казалось бы, в небольшом городке, который и городом-то назвать трудно, затерявшемся среди лесов и полей Валдайской возвышенности?
История Кувшинова, тем не менее, заслуживает внимания, как и всех подобных городов глубинной России. Так, мы узнаем, что из этого города (тогда еще села Каменное) вышло немало известных людей, о которых и повествует фильм. Тут в родовом имении Бакуниных выросли анархист Михаил Бакунин и его сестра Екатерина, одна из первых сестер милосердия, спасшая немало солдатских жизней в Крымскую войну. В доме Ожеговых жил и начинал свой писательский путь Алексей Пешков (будущий Максим Горький), в этом же доме родился и вырос великий лингвист Сергей Ожегов, автор бессмертного «Словаря русского языка». Мы узнаем также, что десять жителей Кувшиновского района стали Героями Советского Союза, среди которых Анна Тимофеева-Егорова, единственная женщина-пилот штурмовой авиации Второй мировой войны.
В фильме история небольшого русского региона, показанная как ряд историй героев фильма, предстает перед зрителями не просто как умело иллюстрированный показ некоего райцентра Кувшиново – перед нами незатейливый рассказ об одном из уголков родного края.
И мы становимся сопричастными к повествованию, которое органически сливается с видеорядом (оператор и монтажер — Даниил Беднов), и будто роднимся с местными жителями. И это уже не чужая для нас сторона и ее история — а тоже наша, неотрывная от истории России.
Вроде, больше и нет краеведения — только родиноведение. Сегодня фильм подводит именно к такому определению этой давней науки, востребованному в наши непростые времена.
Похожей была реакция телезрителей и в далеком от Кувшиново Дагестане, и — что вполне естественно, в Тульской области. Заметим, само название фильма «Глубинка» как бы утверждает именно этот смысл фильма, который, явно пытался донести до зрителей режиссер Леонид Савин и его творческая команда.
Глубинка — это не маленькое углубление на территории нашей России; глубинка — это, изначально, то место, где нам открывается необъятная и невыразимая глубина Родины. Лишь бы мы сами были готовы к этому открытию, сами открылись бы навстречу тем открытым душам, что обитают в наших провинциях. В этой глубине тонут враги, не раз посягавшие на наши жизни и земли. В этой глубине тонет всякое либеральное словоблудие. «Богом забытый край» — это не про наше Кувшиново и не про многие другие Кувшиновы на российских просторах. Такое видение нашего государства старается донести до зрителей своим фильмом Леонид Савин.
Он не подбирает для демонстрации привлекательную картинку, не «малюет» деревенский лубок. А с дотошностью документалиста показывает то, что видит сам, — и чистенькую улочку, и тут же полуразрушенный дом… Кувшиново не избежало горькой участи деиндустриализации большинства советских моногородов. Градообразующее предприятие «Каменская бумажно-картонная фабрика» — одно из старейших предприятий целлюлозно-бумажной отрасли в России, основанное в 1799 г. графом Мусиным-Пушкиным, дядей А.С. Пушкина в год рождения великого поэта! – пребывает в собственности иностранного холдинга. Кувшиновцы же ведут скромную и трудную жизнь, не сетуя ни на что, являя пример русской кротости и долготерпения.
Режиссер, однако, не поддается соблазну пойти по пути остросоциального сюжета. При этом фильм запечатлевает также кадры постперестроечной разрухи, не акцентируя на этом зрительское внимание.
Что, очередной Мамай прошел по Руси и мимоходом разорил Кувшиново? Вроде того, но — ничего, не впервой, восстановим.
Наверное, Кувшиново мог бы подняться на волне моды к внутреннему туризму. Вот только выдержит ли городок «нашествие» туристов? Суздаль, к примеру, прекрасный древнерусский город, усилиями турагентств превращен в глянцевый лубок. Вот и не торопится глубинка выйти на поверхность, ожидая своего часа. И открывается только тем, кто готов открыться навстречу. Богом забытое Кувшиново? Отнюдь... Более того, аналогичный сюжет можно было снять в Юрьев-Польском, Кинешме или Шуе. Да мало ли на наших просторах таких мест, где пребывает в сохранности Русь глубинная, изначальная?..
Собственно, весь фильм и подготавливает нас к такому восприятию Родины — неспешно, ненавязчиво, деликатно. Режиссер не присутствует в кадре, ничего не говорит за кадром, не интервьюирует своих героев. Но режиссерский замысел явно и заключается в том, чтобы зритель стал сопричастным к фильму, можно даже сказать, его негласным соавтором без подсказок. Леонид Савин вполне справился с этой задачей.
Фильм заканчивается панорамой городка, показанной с часовни над святым источником. Источником, питающим великую реку Волгу, мать рек русских. Настоящую глубину, как бы подсказывает нам режиссер, можно видеть лучше с высоты, поднявшись до уровня маковок русских церквей. Без преувеличения, можно сказать, что благодаря «Глубинке» у каждого зрителя стало родным местом больше — и это Кувшиново. Сюда уже хочется приехать. А пока есть такие глубинки — жива и Россия!
Режиссер фильма Леонид Савин не сразу пришел к идее фильма, она постепенно созревала у него в поездках по стране и миру, в соприкосновении с разными культурами – Латинской Америки, Африки, Ирана… Чем шире становилось это знакомство, тем больше укреплялось желание открыть Россию миру.
И не только зрителям в других странах, но и соотечественникам нашей огромной страны.
Окончательно такое желание созрело на XV иранском фестивале документального кино «Истина», в жюри которого входил Леонид Савин. К тому же он часто бывал на тверской земле, участвуя в разных мероприятиях. Савин, — известный политолог, автор ряда книг по геополитике и, что хотелось бы отдельно отметить, — генеральный директор Фонда мониторинга и прогнозирования развития культурно-территориальных пространств. И будем благодарны ему за продолжение российской документалистики, которой сейчас так не хватает стране. А «Глубинку», к слову, можно посмотреть на ютубе и рутубе.
Андрей Костерин