Русские Вести

Ростов-на-Дону хотят окультурить памятником "Битлз"


Осенью 2015 года ростовчане внезапно узнали, что культура их города совершенно немыслима без британской рок-музыки 60-х годов. Оказалось, что у них имеются четыре всенародно любимых кумира. 

Причём настолько любимых, что их память должна непременно быть увековечена скульптурой, да не где-нибудь, а на одной из центральных улиц Ростова-на-Дону. Во всяком случае, таков замысел инициаторов затеи — установить монумент группе «The Beatles» на пересечении ул.Пушкинская и пр.Соколова.

Задача оказалась настолько важной, что к её решению подключились не только заядлые битломаны из числа ростовских энтузиастов, но и такие серьёзные учреждения, как администрация Ростовского Государственного Строительного Университета, Региональное отделение Российской Академии Художеств, Управление культуры города, Администрация города на самом высшем уровне в лице её Главы.

У затеи нашёлся спонсор. В короткие сроки на базе строительного университета был организован конкурс по изготовлению макета скульптуры, к участию в котором привлекли молодых скульпторов — студентов профильных учебных заведений Ростова.

Между тем, известие о грядущем появлении памятника, было встречено ростовчанами весьма прохладно. 

Большинство читателей городских СМИ, оставляя комментарии к новостям о памятнике, с трудом сдерживают раздражение, недоумевая, какое отношение коллектив упомянутых исполнителей имеет к донской культуре. 

Наиболее саркастичные комментаторы предлагают установить также памятники английской королеве или Бараку Обаме. Другие же совершенно справедливо отмечают, что в городе нет памятников многим выдающимся людям, которых воспитала или приютила донская земля.

Действительно, трудно объяснить позицию городских властей по данному вопросу: 

«Скульптура может стать новой достопримечательностью Ростова, поэтому ее необходимо сделать прочной и долговечной» -делится соображениями хозяйственный городской голова.

Если тяга к британской культуре в среде ростовских чиновников столь велика, остаётся неясным, почему не были выбраны менее противоречивые фигуры, скажем, В.Шекспира, Ч.Диккенса, Г.Генделя, чей вклад в мировую гуманистическую мысль не оспаривается никем — хотя даже в подобном случае с выбором места стоило бы быть предельно деликатным.

«Идея этого монумента или памятника посвящена не только "The Beatles", но и всему поколению 1960-1970 годов» - поясняет ситуацию один из организаторов мероприятия.

В самом деле, об этом поколении стоит сказать отдельно. Американский социолог Джон Прадос, известный на Западе специалист по странам Восточного блока, в своей книге «Как закончилась холодная война» утверждает, что «Битлз» и культурная трансформация, которую они привнесли в Советский Союз, сыграли немаловажную роль в его крушении. В самом деле, трудно игнорировать тот факт, что распад СССР и последующий развал пришёлся именно на то самое поколение, для которых музыка «Битлз», как выразился один из соавторов затеи с памятником, «стала путеводной звездой».

Куда завела эта «путеводная звезда» долго описывать не нужно. Поколение, выросшее в 60-е — 70-е, получившее благодаря трудовым и военным подвигам своих отцов мирное небо, сытое детство, достойное образование, здоровую культурную среду, полную духа сотрудничества, охотно променяло всё это на «Кока-Колу», «бубль-гум», «варёные» джинсы, свободу развлечений и спекулятивный рай.

Безусловно, большинство из них не подозревало о масштабах надвигающейся катастрофы, однако, будучи ослабленными инъекциями то одной, то другой западных субкультур, они уже ничего не могли противопоставить натиску разрушающих страну сил, слабо ориентируясь в происходящем. 

Именно из этого поколения выделилась прослойка деятелей, которые быстрее других сообразили, как можно, ничего не создавая, отлично устроиться среди всеобщего хаоса. Чем эти люди занимались в 90-е годы всем хорошо известно. 

Именно они, чья зрелость (30 — 40 лет) пришлась на лихолетье, были основной движущей силой так называемых «реформ». Пока одни распродавали госактивы, вывозили сырьё и оборудование, превращали промышленные предприятия в руины и склады, открывали первые ларьки, кабаки и пивнушки, другие пребывали в прострации и беспомощно созерцали происходящее.

Таковы, в сущности, последствия слома ценностной базы, состоявшегося не без помощи рок-н-ролла, затем рока и других неотъемлемых «атрибутов свободы». На эту тему есть немало отдельных интересных исследований.

В своей книге «Русский ад. На пути к преисподней» журналист Андрей Караулов неслучайно язвительно намекает на музыкальные пристрастия Анатолия Чубайса, описывая русофобский характер настроений в среде «младореформаторов». Не только Анатолий Борисович, но и большинство членов команды Гайдара не скрывали своих музыкальных предпочтений, а следовательно, той атмосферы, в которой формировалось их сознание. Идейные ориентиры, которые они провозгласили с наступлением 90-х, всем также хорошо известны.

Впрочем, и сегодня некоторые именитые битломаны бывают замечены не в самой патриотической деятельности: поддерживают майдан, разогревают публику на Болотной площади, поливают грязью Россию и её население, сетуя на отсталость и дремучесть этой «территории», в то время как кое-кто из кандидатов в мемориализацию собственной персоной продолжает принимать деятельное участие в идеологическом воспитании наших граждан и учить высшие политические круги правильному музыкальному вкусу.

Может быть, в этом и есть истинная причина появления подобных монументов? Возможно, авторы таких затей просто искренне убеждены, что главная проблема России в том, что в ней слишком много русского? И всего-навсего хотят таким образом насмеяться над так наскучившими им русскими традициями почитать людей за их достижения, а не за попсовый кураж?

Было бы несправедливо обвинять всех, чья юность пришлась на 60-е — 70-е, в таком положении — не все среди них ставили желание «жить как на Западе» выше интересов своей страны, и среди поклонников обсуждаемой группы были люди порядочные и истинные патриоты. Более того, многие вообще не интересовались рок-музыкой как таковой.

Но в свете проведённых параллелей необходимость установки памятника «Битлз» на центральных улицах Ростова или в любых общественных местах, представляется более, чем сомнительной.

Вполне понятна заинтересованность студентов-скульпторов — участников конкурса, которые по первому призыву представили свои работы. Можно не сомневаться, что многие из них готовы соорудить памятник чему угодно. 

Творческие люди нуждаются в самореализации, а в условиях мелкобуржуазного быта, когда спрос на пластиковый сайдинг оказался выше, чем на художественное мастерство, они жадно хватаются за любую возможность заявить о себе. Молодые скульпторы охвачены жаждой творить, и часто не они бывают виноваты, когда их благородные намерения чья-то лукавая рука заводит в художественный, культурный и исторический тупик. Можно простить им неведение, ибо многие ли из них могут понимать истинное значение появления на центральных улицах столицы Юга России памятника рок-идолу молодёжной субкультуры иностранного государства.

Однако что хотелось бы видеть — это проявление большей ответственности со стороны представителей Администрации города и профильных ведомств. 

Установка мемориальных объектов — хотим мы того или нет — это сфера идеологии и пропаганды. Очень странно видеть, когда государственное учреждение, существующее на бюджетные деньги, занимается пропагандой иностранной рок-культуры пятидесятилетней давности, санкционируя появление — пусть даже на частные средства — памятника людям, чьи заслуги перед жителями не только Дона, но и всей России являются весьма спорными. 

Представители власти должны осознавать, что они делают, какой конфликт поколений и культур они создают своими необдуманными решениями. В городе, в котором сильны традиции казачества, в котором сложный этнический состав, в городе, пережившем фашистскую оккупацию, многие могут счесть появление монумента «Битлз» просто оскорблением.

Ранее отмечалось, что политика властей в отношении увековечивания памяти выдающихся деятелей вызывает много вопросов. А в ростовской прессе уже появлялись недоумения по поводу бесконтрольного размножения экзотических монументов на территории города и области. 

Но момент истины, очевидно, ещё не наступил. Должностные лица остаются глухи к позиции горожан. Поэтому она должна быть выражена более определённо. 

Ростов — это город выдающихся достижений в области промышленности, науки, военного искусства. В своё время он дал приют многим выдающимся деятелям, принёсшим славу донской земле. Память о них не должна вытесняться весьма неоднозначными персонажами, чьи заслуги сводятся к той или иной форме доминирования в массовой культуре отдельных поколений. 

Иначе скоро вместо героев и просветителей на наших улицах появятся бронзовые микки маусы, гарри поттеры, властелины колец, люки скайуокеры и весь хоровод образов, в то или иное время будораживших воображение «вечно пьяных, вечно молодых».

ПОДПИШИТЕ ПЕТИЦИЮ ПРОТИВ УСТАНОВКИ ПАМЯТНИКА "БИТЛЗ":

http://ivan4.ru/news/kultura/rostov_na_donu_khotyat_okulturit_pamyatnikom_bitlz/

Александр Беседин

Источник: ivan4.ru