2016 год объявлен в России Годом кино. Как сообщают СМИ, в программе госрегулирования и поддержки кинематографической отрасли обозначены меры по разработке ряда законодательных инициатив по ужесточению требований для зарубежного кино в интересах национального кинематографа, запланированы и мероприятия по увеличению числа отечественных фильмов, строительству новых и модернизации уже существующих кинотеатров в регионах. Однако положение дел в отрасли остается крайне сложным.
Сегодня есть надежда, что российское кино получит господдержку и при продвижении на международные рынки. Минкультуры России, Фонд кино и представители крупнейших киносетей рассчитывают до 20% увеличить в 2016 году долю отечественных фильмов в прокате. В дополнение в качестве нового шага навстречу кинематографическому сообществу Министерство культуры приняло решение о безвозвратном выделении средств на кинопроекты. В первую очередь речь идет о продуктах, выпускаемых крупными кинокомпаниями, или о коммерчески прибыльных картинах для массового зрителя.
Между тем как эксперты, так и видные деятели российского кино оценивают ситуацию в отрасли как достаточно печальную, что связано в первую очередь с тем, что наша киноиндустрия почти по всем статьям проигрывает в конкурентной борьбе с Голливудом, который уверенно господствует на российском киноэкране. Ситуацию для российского кино осложняет и усиливающая «культурная война», ведущаяся в ряде стран бывшего СССР с большой долей русскоязычного населения — потенциальной аудитории кинематографа России. Например, 21 апреля президент Украины Петр Порошенкоподписал поправки к закону «О кинематографии», которые вводят запрет на демонстрацию российских фильмов и телепрограмм, снятых после 1 января 2014 года.
По данным главного редактора журнала «Искусство кино» Даниила Дондурея, сегодня из 33 млрд долларов мирового кинопроката 23 млрд долларов принадлежит Голливуду. Причем основной сбор приходится на 30 картин. Всего же в мире их снимается 9 тысяч.
Российское же кино на отечественном рынке проигрывает из-заотсутствия рекламы и поддержки проката, а потому все стараются заработать в процессе производства кино, то есть в том числе за счет бюджетной поддержки.
Дондурей считает, что большинство россиян в кинотеатры не ходят. За последние годы построено 4 тысячи новых залов, но они в основном пустуют, так как средняя цена билета уже преодолела планку в 350 рублей. А на телевидении, формирующем массовое представление о происходящем, прайм-тайм отдан сериалам (при чем не слишком высокого качества), поскольку они дешевле кино и окупаются уже с первого показа.
При том что в истории кинематографа коммерческое кино, как правило, не задерживается, у массового российского зрителя качественные фильмы (т.н. артхаус) успеха не имеют. По мнению Дондурея, это свидетельствует о падении интеллектуального уровня и художественного вкуса в стране. Эксперт, не отрицая необходимости господдержки кинематографа, полагает, что государству следует сосредоточить ресурсы только на авторском кино. Все остальное должно жить и развиваться по правилам рынка.
Известный российский режиссер, сценарист и продюсер, народный артист России и заместитель председателя Комитета ГД по культуреВладимир Бортко, выступая в марте с. г. с лекцией в Госдуме, представил свой анализ ситуации в киноотрасли России и поделился взглядами на то, как должен развиваться современный отечественный кинематограф.
По данным Бортко, в 2013 году на экран было выпущено 60 отечественных картин, что составило 15,1% от общего количества фильмов в прокате. К 2015 году число российских фильмов выросло до 108, но только 8 из них окупились. По словам режиссера, до сих пор не создана система, при которой затраты на производство отечественного фильма, а это порядка 3–5 млн долларов, могли бы окупаться за счет проката.
«Практически весь показ у нас американский, — констатировал режиссер. — Серьезная американская компания, приходя в кинотеатр, обещает годовой пакет из 52 фильмов, где некассовые вещи окупаются кассовыми. При этом американские картины освобождены от НДС». Отсюда колоссальные прибыли, порядка миллиарда долларов в год. В кинопрокате господствуют дорогие блокбастеры, а качественное художественное кино, драму можно увидеть только на телеэкране и, как правило, в ночное время.
В результате на протяжении двадцати лет российская молодежь растет и воспитывается на американском кино, проникаясь американской идеологией. Между тем 6 млрд рублей, которые выделяются государством на поддержку кино, при одновременной отмене НДС могли бы обеспечить ежегодно производство 52 отечественных фильмов. Владимир Бортко убежден, что государство должно поддерживать 52 фильма в год с тем, чтобы каждую неделю в каждом кинотеатре шла отечественная премьера. При этом, по его мнению, имеет смысл финансировать и развивать именно крупные киностудии, как это было в советское время.
На этом фоне 20 апреля в Московском ГУМе представители государственной власти и бизнеса, известные режиссеры и продюсеры, эксперты и начинающие кинематографисты обсудили проблемы и тенденции в развитии российского кинобизнеса на II ежегодной конференции «Индустрия кино», организованной деловой газетой «Ведомости».
Участники конференции отметили, что состояние российского кинорынка, по статистике прошлого года, заметно ухудшилось: понизились валовые сборы отечественного кино и его доля в отечественном прокате. Кроме того, упала покупательская способность людей, хотя средняя цена на билеты не выросла. При такой непростой конъюнктуре рынка особая надежда возлагается на маркетинговые возможности.
Представители студий, дистрибьюторы и кинопоказчики рассказали о том, как изменились в нынешних экономических условиях маркетинговые бюджеты. Основные усилия по продвижению нацелены на большие проекты и бюджеты на них даже увеличиваются. Таким образом, рекламный рынок просел и подорожал, но изменилась его структура. Сейчас слабые и средние фильмы перестали собирать кассу, и бюджет на их продвижение закладывается минимальный, однако совокупные сборы TOP-20 фильмов в прокате значительно выросли.
Проблема плохого восприятия зарубежным зрителем дубляжа становится основной в вопросах продвижения российских фильмов на международный рынок. Пробуя снимать непосредственно на английском, создатели фильмов столкнулись с тем, что «актёры либо играют, либо говорят на иностранном». Между тем, например, американский зритель не приемлет дубляжа.
Однако еще более худшей тенденцией эксперты считают предубеждение российской аудитории и прессы к отечественному продукту, а также слабую поддержку российского кино в отечественных СМИ.
В то же время, как отметил, например, гендиректор «Формулы кино»Николай Щеголь, сложившиеся доли американского и российского кино в прокате — это вопрос выживания кинотеатров. Если искусственно завышать российскую долю, кинотеатры просто закроются. В то время как количество залов увеличивается, посещаемость не меняется в большую сторону. Представители киностудий также поддержали мысль, что, несмотря на воодушевляющее развитие легальных онлайн-продаж, бизнес вовсе не собирается уходить из кинотеатров. Таким образом, вопрос в том, как максимально эффективно использовать тенденции в сфере продвижения кино и выйти из сложившейся экономической ситуации.
Участники рынка киноиндустрии в целом согласны, что позитивные сдвиги в индустрии за последнее десятилетие определенно наметились, однако вместе с тем остаётся большое количество вопросов. При актуальности извечных для индустрии проблем появляются новые злободневные темы, которые, на первый взгляд, кажутся узкими, но они немаловажны для сохранения культурного наследия страны, а также выстраивания системыгосударственно-частного партнерства. Это касается, в частности, темы приватизации государственных киностудий. Так, гендиректор Киностудии имени Горького Сергей Зернов убежден, что крупные киностудии, такие как Мосфильм, Ленфильм и Киностудия им. Горького, имеют свои концепции и планы развития, поэтому поспешная продажа предприятий частным инвесторам, на его взгляд, преждевременна.
Другой существенный пласт проблем связан с текущей экономической ситуацией и избирательностью массовой аудитории, несовершенством государственного регулирования и ограниченностью бюджетов поддержки, а также перспективами развития некоммерческого кино.
По словам продюсера и гендиректор студии СТВ Сергея Сельянова, роль государственной поддержки кинематографа остаётся в России ключевой, поскольку без бюджетных денег невозможно привлечение частного капитала, однако суммы недостаточны, тем более в свете задач, которые ставит государство.
В то же время массовое кино остаётся не только драйвером бизнеса, но и мощнейшим элементом культуры, и именно на него государство делает ставки, а на поддержку авторских фильмов просто не хватает средств.
В ответе на вопрос о том, система поддержки какой страны может послужить образцом для российского законодательства, эксперты сошлись во мнении, что текущая российская в целом оптимальна для современной действительности. Несмотря на то, что в дискуссиях о проблемах индустрии часто обращаются к практике модели поддержки национального кино во Франции, прививать её неразумно, но российская система нуждается в постоянном усовершенствовании. В последние годы в этом отношении наметились как позитивные сдвиги, так и ужесточение требований для кинопроизводителей, а какую роль сыграют нововведения, зависит от каждого игрока рынка.
Между тем в середине апреля была объявлена программа 69-гоКаннского международного кинофестиваля, который пройдет в этом году с 11 по 22 мая. Россию в Каннах представит Кирилл Серебренников с фильмом «Ученик» — картина попала в программу «Особый взгляд». Остается только пожелать ему успеха, как и всему российскому кинематографу!
Михаил Большаков