Русские Вести

Хроника ушедшей цивилизации


Читая Правду. Старосадский переулок, 1963

«Ильинку с Божедомкою, конечно,
не в наших нравах предавать поспешно,
в Усачевку, и Охотный ряд…
Мы с ними слиты чисто и безгрешно,
как с нашим детством — сорок лет подряд;
мы с детства их пророки…
Но Арбат!..»

Булат Окуджава

В Галерее «Люмьер» стартовала выставка фотохудожника Владимира Степанова с эффектным заглавием «В тени высоток». Сейчас автору восемьдесят три года, и когда он создавал эти снимки, ему было что-то около двадцати лет. Помните фильм «Застава Ильича», отразивший грёзы и занозы шестидесятничества? Второе название – «Мне двадцать лет», и оно стало созвучно веянию эпохи. Настроение весны, молодости, ветра и – безграничных возможностей. Работы, представленные в экспозиции, относятся к пику Оттепели – конец 1950-х – начало 1960-х. Общество поставило перед собой сложные вопросы, но ответов так и не нашло. Зато было много света, солнца, новизны и впечатлений.

Как всё творчество Оттепели, фотографии Степанова лишены постановочной парадности. Вы не отыщете ни идеальных колонн физкультурников, ни учеников, ровно сидящих за партами, ни специально подобранных комсомольцев с античными профилями. Тут всё – спонтанно и живо. Культуролог Владимир Паперный в своей монографии «Культура-2» писал, что сталинская цивилизация была обращена к вечности и потому оперировала застывшими, эталонными формами, тогда как хрущёвская и ранне-брежневская – это ожидание будущего, но при этом – осознанное существование в настоящем моменте.

Всё это можно увидеть на выставке «В тени высоток». Тут - нерепрезентативная сторона бытия, ибо, кроме роскошных громад с лепниной были и дома попроще. Перед нами обычные люди-человеки, не всегда хорошо одетые и аккуратно причёсанные; дети, которые возятся и носятся; женщина, пробирающаяся в туфлях по весенней распутице; дворники поутру; мужик с авоськой, обшарпанная стена, ветхие заборы, пыльное стекло газетного киоска. Но и цветы, фонтаны, великолепие витрин. И жизнь, и слёзы, и любовь. Сейчас модно выдумывать об СССР какие-то байки, причём диаметрально-противоположные. Кто-то плетёт, что всё было омерзительным и чумазым, а кто-то с не меньшим пылом рассказывает миф о молочных реках да кисельных берегах. Правда - посредине. Фотографии Степанова – мгновения летописи, но не той, что входит в учебники, но обыденно-житейской, семейной, общей.

Владимир Степанов – москвич, и потому все его сюжеты – московские или же подмосковные. Зритель может не только увидеть, но и почувствовать, как выглядела наша столица в те давние времена, когда деревья были большими, а шоссейные дороги – узкими. Примечательно, что в атрибуциях часто указан адрес съёмки.

Оттепель – эра, богатая на события, и центральным действом был, разумеется, Фестиваль. Тысячи знамён, мириады живых и бумажных цветов, гости из всех страны мира, колоссальное воодушевление и – надежда! На что? На мирные разрешения всех конфликтов. Неслучайно по радио пели песню: «Если бы парни всей земли…». Фотография «VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Зрители. Проспект Мира» сделана с высоты. С крыши. Москвичи бесстрашно забирались на верхотуру, рискуя и нарушая все правила, и оттуда смотрели на шествующие колонны. Юноша Степанов – среди них. Поодаль сидят ещё какие-то ребята. Ветер в лицо, и вселенная с обожанием смотрит на Россию – авангард человечества!

А тут «Фотовыставка на Манежной площади», знаковое мероприятие лета 1958 года. Как и в 1920-х, фотография сделалась актуальным искусством, отражающим динамику дня. С постреволюционной вехой Оттепель роднила и «открытость» любого творчества. Уличные фотовыставки – это реверанс в сторону Окон РОСТА. Ведущая линия в – искренность. «Солнечный апрель. Цветной бульвар» — это о людях, которым хорошо вместе. Нет, они просто идут парами или по одиночке. Кто-то фланирует, а кто-то спешит. Но им всем светит апрельское солнышко – и старикам, и влюблённым, и тому ребёнку, что познаёт мир.

Мягкий юмор – это характеризует Оттепель. Вот - ироничная зарисовка «Читая Правду. Старосадский переулок». Некий музыкант остановился у газетного стенда. Улица пуста и буквально чувствуется тишина знойного полдня. Мужчина словно бы на секунду остановился перед разворотом «Правды». Его поза говорит о том, что хотел рвануть и дальше, но застыл. Что же он там увидел? Статью о своём оркестре? Забавный кадр «На всякий случай. Театральная площадь» - велосипедист тащит на себе второго «коня». Идиллия «Третий лишний» — две скульптуры, атлет и пловчиха, словно беседующие друг с другом. А третий? Это – мужчина на берегу, у которого нет пары.

Сценка «Дачное настроение», где главным героем назначили мужчину со свернутым гамаком и переполненной авоськой. Два других фигуранта – хорошенькая девушка и некто в белом халате как бы теряются на фоне дачника. В конце 1950-х в Советском Союзе наступил дачный «бум» - на крупных предприятиях начали раздавать земельные участки. Эти садово-ягодные, помидорно-укропные угодья юридически не были дачами, но стали так именоваться по привычке. Если до войны бытовали понятия «дача генерала, писателя, профессора, etc», то отныне возникали поселки с характерными названиями, смахивавшими на логотипы футбольных команд - «Энергетик», «Подшипник», «Химик». Какую массу воспоминаний таит любой снимок Степанова!

До середины 1970-х годов, когда победила удушливая унификация, советские магазины оформлялись по всем канонам дизайнерского мастерства. Вкусы непостоянны, и роскошества 1950-х сменялись лапидарностью 1960-х, но фасон держали! Об этом повествует ряд фотографий, где нет явного акцента на сами витрины, зато мы наблюдаем за созерцателями тех витрин. «Вид на Красную площадь из ГУМа» — это не столько о самом ГУМе, сколько о том человеке, что восторженно смотрит на него. Поодаль – прохожие и …автомобили. В 1950-х по главной площади страны был проезд!

Ещё одна ушедшая и забытая деталь отображена в сюжете «Лёд для гастронома. Улица Петровка». Два крепких мужика колют лёд погожим летним днём! Великолепно поданы кристаллики, за долю секунды превращающиеся с брызги. Конечно, несезонный товар привезён с специальном фургоне для нужд продуктовых отделов. Холодильники не были повсеместны и до начала 1960-х свежий товар поднимали «со льда».

Задорные мальчишки с фотографии «Самокатчики. Улица Волхонка» тоже разглядывают какую-то витрину, а идущие им навстречу военные смотрят на мальцов с лёгкой ностальгией. Вообще, дети, как арт-объект, были в СССР на пике популярности. Большинство фотохудожников так или иначе обращались к теме детства и отрочества. Степанов – не исключение. «Брызги от фонтана» – две девочки в жаркий день резвятся у воды. На них – красивые одёжки. Это – мамин выходной, когда семья гуляет в парке, а отпрыски – нарядны. Акцент быстро смещается в сторону самого фонтана. Степанов роскошно сумел передать настроение воды.

«Верхом на заборе. Фурманный переулок» – фабула для короткометражки. Некий парнишка в матросском костюмчике и гольфах сидит на высоченном заборе. Мимо идут люди, а мальчик смотрит куда-то поверх голов. Сбежал от строгих менторов? Не хочет идти в музыкалку? Пытается доказать себе и товарищам, что он – пацан, а не мамин котёночек? А тут – настоящие брутальные пацаны! «Конвоир и пленный. Посёлок Быково» – два суровых ребёнка, играющих в «войнушку». Мальчики не слишком красивы, но выразительны и впечатляющи, да и кепки надвинуты по-взрослому.

Моё поколение, рождённое в начале 1970-х, уже почти не собирало металлолом, но мы об этом знали из книжек и от своих родителей, которые таскали железки для нужд отечества довольно часто. Это никому не казалось повинностью, а чаще всего становилось весёлым времяпровождением. На фотографии «Собираем металлолом. Район улицы Солянка» мы наблюдаем за младшеклассниками, где-то нашедшими старьё и деловито несущие его в общую кучу, впрочем, не попавшую в кадр.

Степанов подлавливает миг! Утомлённая девочка сюжета «На закорках. Кузнецкий мост» уже не хочет никаких впечатлений. Да и папа, что несёт её по многолюдной улице, скорее всего, устал. Иной настрой у малышки с фото «Ура, гулять! Колпачный переулок» - она переполнена эмоциями и предвкушением игр, дружб, веселья.

Все фотографии Степанова заряжены тем социальным оптимизмом, что был нормальным «биологическим» фоном тогдашнего бытия, неважно, где – в Москве или в посёлке городского типа. Выставка «В тени высоток» — это путешествие в Москву, которой нет. В страну, которой тоже, увы, нет. В цивилизацию, которую всё чаще хочется назвать более высокоразвитой по сравнению с тем, что имеем. Во всяком случае, фото рождают ностальгию по не случившемуся. Тем юношам обещали коммунизм к 2000 году, но всё обратилось линялым плакатом и противоположным выбором. А пока – свежесть утр и нежность вечеров, и та Москва с закоулочками, и тонкие девочки мечтают о яблонях на Марсе. Спасибо вам за те мечты!

VI Всемирный фестиваль молоджи и студентов. Зрители. Проспект Мира, 1957

Фотовыставка на Манежной площади, 1958

Фотовыставка на Манежной площади, 1958

Дачное настроение. Улица Покровка, 1963

Вид на Красную площадь из ГУМа, 1958

Лд для гастронома. Улица Петровка, 1963

Самокатчики. Улица Волхонка, 1956

Брызги от фонтана. 1963

Верхом на заборе. Фурманный переулок, 1957

Конвоир и пленный. Послок Быково, 1956

Собираем металлолом. В районе улицы Солянки, 1957

На закорках. Кузнецкий мост, 1957

Ура, гулять. Колпачный переулок, 1962

На всякий случай. Театральная площадь, 1957

Третий лишний. 1956

Галина Иванкина

Источник: zavtra.ru