Русские Вести

Революционное кино Голливуда: Как разрушить, но не как построить…


Голливудское кино во многом работает на потребу своим заказчикам и реже – публике, последнее делается чаще всего, чтобы успокоить оную. Человечество же в последнее время стало крайне недовольно тем, что происходит в мире: утрата веры в будущее, падение нравственности, общественной ответственности, хоть каких-то идеалов – неизменно ввергают людей в депрессивное состояние. Таким народом, с грустью задумывающемся о настоящем и будущем всего мира, естественно, трудно управлять. Тогда Голливуд показывает привлекательную конфетку – фильм, который будто бы  говорит со зрителем, его страхами и  потаенными мыслями.

Мы работаем на работах, которые ненавидим, чтобы купить вещи, которые нам не нужны, чтобы произвести впечатление на людей, которые нас бесят.

Это цитата из культового романа, а после и фильма «Бойцовский Клуб» является явным отражением той атмосферы 90-ых, в которые и родился этот фильм. Это была одна из первых ярких скандальных картин «на злобу дня», в которой показывалось не просто некое дикое будущее через несколько сотен лет, а вполне реальный мир, погрязший в потреблении, забывший о великих целях, о стремлении к будущему, о любви, вере и чести. Жизнь «здесь и сейчас» – реклама, потребление, деньги: бессмысленность всего происходящего и главное – бессмысленность самого ценного – своей жизни. Все это угнетает главного героя, который заболел раздвоением личности. Его альтер-эго вместе с ним открывает Бойцовский Клуб – место, где наконец-то можно выплеснуть пар. Вот как он обращается к членам клуба:

Мы — пасынки истории. Ни цели, ни места. На нашу долю не выпало ни великой войны, ни великой депрессии. Наша великая война – духовная. Наша великая депрессия – наше существование. Нам внушали по телевизору, что однажды мы станем миллионерами, кино- и рок-звездами, но нам это не светит. Постепенно до нас это доходит и бесит, страшно бесит.

И вот, зритель понимает: он не один. Зрелый человек успокаивается – где-то там высоко, все понимают, и им тоже это не нравится, за нами, беспокоящимися о мире, творческая интеллигенция, за нами искусство, за нами правда. А более молодой зритель говорит в экран: «Да, так и есть! Но что же делать дальше?»

Как же этот сильнейший конфликт преодолевают члены Бойцовского клуба? Сначала бесконечно дубасят друг друга в стенах того самого клуба, а к концу фильма устраивают грандиозный теракт и разрушают всю финансовую систему, по пути забрав тысячи жизней клерков, простых горожан, охранников, – или вы скажете, что эти взорванные небоскребы по ночам пустуют? В панораме этого разрушения фильм и заканчивается.«Хэппи-энд». Выход найден. Или все же нет?

Ровно через десять лет от выхода книги «Бойцовский клуб» вышел фильм «V – значит Вендетта» – история про то, как в недалеком будущем в Британии будет совершенная диктатура одной правящей партии. Жизнь здесь кажется вполне приемлемой, пока не выйдешь чуточку за рамки, даже нарушение комендантского часа может грозить большими неприятностями, тем более владение книгами вроде Корана. Но и тут у нас есть Мститель, некий V, который обещает 5-ого ноября взорвать Британский парламент вместе с правящей партией,  установившей диктатуру. Методы V – убийства и издевательства: только полностью униженная, избиваемая множество раз, обритая налысо и уверенная в своей неминуемой казни главная героиня Иви стала, по мнению V, абсолютно свободной (кстати, все вышеуказанные процедуры с ней совершил именно он – так, по мнению главного героя, выглядит освобождение от оков диктата). В финале V трагически красиво погибает, исполнив свою давнюю мечту – взорвав парламент и оставив после себя толпы почитателей своих террористических актов и убийств.

Итак, если вы ничего не замечаете, если преступления нынешней власти для вас неочевидны, можете проигнорировать дату 5-е ноября, но если вы видите то, что вижу я, чувствуете то, что чувствую я, если вам дорого то, что дорого мне, тогда я предлагаю присоединиться ко мне. Ровно через год, у входа в парламент, и тогда все вместе мы устроим такое 5-е ноября, которое уже никогда не забудется.

Весь фильм восхваляется и популяризуется история Гая Фокса – самого известного участника Порохового Заговора в Британии в начале 17-ого века. Тогда дворянин и правоверный католик Гай Фокс вместе с соратниками собирался взорвать здание парламента, чтобы убить симпатизирующего протестантам короля Якова. Неудавшийся государственный переворот, а точнее, террористический акт стал символом борьбы за свободу, который благодаря фильму «V – значит Вендетта» стал еще более популярным, а маски с лицом Гая Фокса стали символом многих анархических организаций и сегодня частенько мелькают в Цветных Революциях.

Чуть позже, уже в 2011-ом году, вышел фильм «Время»  с актерами молодежного кино:  Джастином Тимберлейком и ‎Амандой Сайфред.  Иной жанр, иной стиль и тон повествования, но смысл тот же: нищие бедствуют – у них нет времени (в данном фильме  время – это валюта) даже чтобы дожить до завтрашнего дня, цены повышаются, нормы для выполнения бесконечной физической работы также. Люди умирают 25-летними, и горожане молча проходят мимо мертвых тел, чтобы не терять свое время, в то же время богачи живут столетиями. Главный герой, встретив уставшего от бытия богача, получает сотню лет времени и тело матери, которая так и не успела добежать к нему навстречу. Он врывается в мир богачей, уводит оттуда юную девушку, которую соблазняет своими речами о справедливости, и они становятся некими Бонни и Клайдом этого мира – в романтическо-криминальной обстановке они воруют время у богатых и передают бедным. Они разрушают систему, и в этом  и есть их главное преступление, как говорится даже в трейлере фильма. Далее фильм заканчивается, снова финальным кадром являя нам двух маргиналов с неясными методами, хоть и верными идеями. И снова Хэппи-Энд?

– Разве забирать ворованное — кража?

Та же система борьбы со злом и у знаменитого Джеймса Бонда – стоит лишь убить верховного властителя преступной или террористической группировки, как она вся распадается и проблемы вроде бы не осталось. Стоит всего лишь немного применить насилие, и мир будет спасён. Логика компьютерной игры, где нужно всего лишь убить «Босса», и уровень пройден. Но ведь реальную жизнь и законы систем, организаций, невозможно уложить в законы компьютерных игр или домино, где одна фишка рушит остальные?!

Что будет, если мигом разрушить всю систему: финансовую (Бойцовский Клуб), социальную (Время), политическую (Вендетта), иерархическую (Бонд) – неизбежный хаос, паника, волна преступлений. А пока народ паникует, умы создадут новые системы, а преступные умы  всеми силами попытаются удержать в ней власть, и неизвестно, что же будет хуже, ярчайшие примеры – Россия 90-ых, нынешняя Украина.

Катастрофы привлекают мародеров, хаос привлекает тех, кто хочет поживиться – это всем известный факт,  но это невдомек революционным горячим головам – героям этих фильмов и сотен других, которые становятся образцами для молодого поколения. Они говорят о проблеме, реальной проблеме, мучаются тем же конфликтом, что и большинство их внимательных зрителей по ту сторону экрана и предлагают решение: взрыв, апокалипсис, террор и смерть.

Что происходит с молодым и впечатлительным зрителем подобного кино?

Он хочет спасти мир, пока еще молод и видит, как это сделать. Он берет пистолеты, коктейли Молотова и идет в центр города с другими такими же горячими головами и, надев маску Гая Фокса, как и V, он надеется, что изменит мир, сейчас только снесет кровавый режим и все будет хорошо, он не то, что не обдумывает то, на что он заменит неправильную систему, он даже и не подозревает о том, что нет смысла разрушать, пока ты в деталях не знаешь, как и что строить. Ему просто не придет это в голову, ни один из революционных фильмов, воспитавших в нем дух «свободы» – то есть агрессии, не подсказал, что на месте разрушенного строя  должен появиться другой, продуманный, правильный, справедливый.

И невдомек ему, что он сам стал инструментом той самой Системы, инструментом самым страшным – инструментом насилия и зла, войны и террора, и стоит он здесь в центре города ради целей той самой Системы, которую он так надеется свергнуть.

А вся беда в том, что Голливуд, так ловко успокаивающий зрителя, доверительно сообщающий ему, что будто бы понимает и соглашается с тем, что мир не совершенен, что в системе человеческого общества есть пробелы, и с этим надо что-то делать, лишь отводит взгляд от истинного способа решения проблем. Лишь бы люди не додумались, что необходимы постепенные изменения, которым предшествует осознание, понимание, а не просто насильственный порыв под воздействием эмоциональных импульсов и надежды спасти мир прямо сейчас.

Эти же импульсы и надежда на спасение мира «здесь и сейчас» без умения или даже попытки подумать, понять и изменить – просто создать революцию, просто разрушить Систему, используются всевозможными террористическими группировками для вербовки новых адептов, а также заказчиками всевозможных «майданов». Именно силами таких идейных, но бездумных молодых людей, разрушались государства, превращались в руины.  А Система живет и здравствует, использует  определенные образы кинематографа,музыки и воспитывает своих новых «Воинов Света», новых революционеров, новых Гаев Фоксов, новых Бони и Клайд. Тех, кто умеют разрушать, ломать, убивать и не умеют думать.

В заключении хотелось бы сказать, что альтернатива есть, но, конечно не в Голливуде.  Ещё советский фантаст Иван Ефремов в своём знаменитом романе «Час Быка» наглядно показал, что неправильную систему, построенную на ложной идее, нельзя победить с позиции силы. Убийство главного злодея и даже погружение системы в хаос не меняют жизнь людей в лучшую сторону. Победить идею может только другая идея, которая будет достаточно сильной, чтобы поменять сначала мировоззрения людей, а следом и саму систему, не столько разрушая её, сколько преобразуя и созидая новую.

Елизавета Ефремова

Источник: whatisgood.ru