Приподнятое праздничное настроение царило с первых минут: во-первых, наконец-то фестиваль проводили весной, и в честь этого участников доставляли на Красную дорожку не в ретро-автомобилях, как обычно, а в новеньких кабриолетах, прибывших с «Мосфильма». Радостная публика, как всегда, заполнила площадь перед «Павлово-Покровским» Дворцом культуры.
В фойе зрителей встречала выставка театральных костюмов Татьяны Павловой, а на втором этаже представила оригинальные художественные портреты отечественных и зарубежных кинозвёзд, выполненные в мозаичной манере, выпускница Строгановки Анастасия Рыжикова. Внимание зрителей также привлекла выставка лучшего тревел-фотографа мира Владимира Алексеева, уроженца Подмосковья. Тут же, кроме фоторабот, можно было посмотреть документальный фильм автора «Тайна снежных кристаллов».
Для тех, кто побывал на четырёх предыдущих фестивалях, очевиден рост этого киносмотра и уверенное, планомерное движение к цели. А она заключается в том, чтобы сделать родные пенаты прославленного артиста достойными его памяти.
Многое уже сделано: отреставрирован родовой дом, создан музей, вокруг которого разбит сквер, появилась улица Тихонова. В сквере как будто бы должны установить памятник Вячеславу Васильевичу, над которым работает скульптор Владимир Иванов.
С макетом можно было познакомиться на выставке портретов Анастасии Рыжиковой на втором этаже.
С кем бы из участников фестиваля не доводилось говорить о Тихонове, мысли их в оценке личности артиста были сходны. Член жюри, народный артист России Аристарх Ливанов, пожалуй, выразил их наиболее полно: «К фестивалю «17 мгновений» приглядываюсь с особым вниманием, потому что эта земля подарила жизнь Вячеславу Тихонову. Вячеслав Васильевич всегда отличался от коллег глубоким внутренним содержанием, он умел видеть и слышать, умел организовать себя так, что его новые роли не были похожи на предыдущие.
Герои Тихонова обладали притягательной силой и внутренним богатством, их отличала глубина и правда, за это мы и любили артиста. Каждому хотелось быть похожим на него. И, конечно, счастливы люди, живущие на земле, которая дала жизнь этому артисту.
Как вы умеете улыбаться, у вас ещё не утрачено то открытое душевное чувство, которое позволяет и нам, приехавшим на фестиваль артистам, почувствовать себя выше, а, главное, духовно богаче. Дорожите этими качествами, они встречаются теперь крайне редко».
На церемонии открытия был дан мощный старт фестивалю. Спецприз «За укрепление имиджа России в мире и сохранение исторической памяти» вручили академическому ансамблю песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова, завершившему своим выступлением церемонию открытия. Приз «Кумир поколения» – в честь 100-летия Юрия Никулина, друга Вячеслава Тихонова –вручили гендиректору и худруку Московского цирка на Цветном бульваре Максиму Никулину. В своём выступлении он напомнил о страсти своего отца к розыгрышам, кое-что рассказал благодарным зрителям. А в преддверии фестиваля знаменитому французскому режиссёру Клоду Лелушу был вручён новый приз «Мужчина и женщина», учреждённый организаторами в честь 55-летия фильма. С помощью гаджетов организаторы показали увлекательный онлайн-спектакль, репортаж или зум-конференцию, назовите, как угодно.
Во-первых, призовую статуэтку передал Клоду Лелушу в Париже внук Юлиана Семёнова, его тёзка. А потом по айфону состоялся разговор Лелуша и Анны Тихоновой на французском.
Дочь Вячеслава Васильевича поведала режиссёру трогательную историю любви своих родителей, познакомившихся на дубляже фильма «Мужчина и женщина». Тихонов дублировал Жана-Луи Трентиньяна, а переводчица Тамара помогала ему в работе. По всему было видно, что Лелуш впечатлился, он признался в любви к России и рассказал свою историю – о том, какое влияние на его становление в профессии оказал советский кинематограф.
Оказывается, приехав в 1957 году с тургруппой в Москву, он случайно попал на киностудию «Мосфильм» и в течение двух дней работал в качестве ассистента оператора на съёмках фильма Калатозова «Летят журавли». А за год до этого стал автором репортажа об СССР «Когда поднимается занавес», снятого скрытой камерой, и купленного для показа по французскому телевидению. Заканчивая разговор, Лелуш заявил, что приглашает Анну в гости, как только она приедет в Париж, а когда сам окажется в Москве, непременно навестит её. Аплодисменты павловопосадцев были столь горячи, что, думаю, француз услышал их по ту сторону экрана.
30 мая подвели итоги. Ведущими церемонии закрытия стали Анна Тихонова; продюсер, организатор многих российских фестивалей Сергей Новожилов и режиссёр, продюсер, актёр театра и кино Денис Матросов. За пять дней на пяти фестивальных площадках было показано 42 фильма, проведено семь мастер-классов, три выставки, концерт и творческий вечер. В конкурсах показали 12 фильмов из 9 стран и 12 киносериалов. В качестве судей – под председательством народной артистки России Ольги Остроумовой – выступили Аристарх Ливанов, кинорежиссёр Георгий Шенгелия, российский актёр сербского происхождения Петар Зекавица, кинообозреватель «Российской газеты» Сусанна Альперина. В приветственной речи Анна Тихонова поблагодарила губернатора Московской области Андрея Воробьёва, министра культуры Елену Харламову, администрацию городского округа Павловский Посад за помощь в организации фестиваля.
Официальные призы вначале вручили создателям сериалов. Приз за лучший сценарий сериала «#СидЯдома» из рук Георгия Шенгелия получили Ольга Френкель и Мария Миронова. Приз за лучшую операторскую работу в сериале «Бомба» вручён Сергею Мачильскому, который (редкий случай) лично получил награду. Лауреатами приза за лучшую режиссуру в сериале «Перевал Дятлова» стали Валерий Фёдорович, Евгений Никишов, Павел Костомаров и Степан Гордеев. За лучшую женскую роль награждена Полина Максимова («257 причин, чтобы жить»), а за мужскую– Евгений Ткачук («Бомба»). Лучшим сериалом назвали «257 причин, чтобы жить» Максима Свешникова. Приз получила продюсер Анна Драгункина.
Приз за лучший сериал – на фоне «17 мгновений» и «ТАСС уполномочен заявить», где её партнёром был Тихонов – вручала народная артистка России Ирина Алфёрова, и её выступление стало главной эмоциональной нотой этого вечера. Актриса вспомнила, как всем хотелось быть «лучшими», и режиссёру Ордынскому, снимавшему с ней «Хождение по мукам», в том числе, но «17 мгновений» «заслуженно» вознесся над всеми.
«Если говорить о Тихонове, – сказала Алфёрова, – могу только воскликнуть: “Какое счастье, что в нашей истории был такой красивый и необыкновенный актёр!”. Я любила его с детства, помните, раньше продавали фотографии актёров с картинками из фильмов, мы в них играли: Тихонов был моим любимым мужчиной, а я – Менглет… Смотрю сегодня на его лицо и не могу понять, как он с такой красотой прорвался в наш кинематограф, где красивых всегда убирали, давая им лишь отрицательные роли или эпизоды. Как он прорвался с таким потрясающим лицом?! Снимать “ТАСС уполномочен заявить” начинал другой режиссёр, потом его убрали, а Фокин оставил только трёх актёров – Тихонова, Клюева и меня…
Помню, когда поступала, к третьему туру набралось до двух тысяч человек на место. И вот курс набрали, и педагог сказал: “Видите толпу желающих, станете актёрами, не забывайте, что надо много работать, чтобы это место всегда было вашим. Не сыграете, просто оступитесь, и место займут. Ряды смыкаются, и– вас нет.
Я немало живу на свете, и вижу, что нас оставляют лучшие, но нет им замены – Леонову, Миронову, Абдулову, Янковскому. Про Тихонова не говорю, это особый человек. Посмотрите “Мичмана Панина”– спасибо ему, что в России можем открыто сказать, что русский человек, он вот такой – достойный красивый офицер.
А в жизни он был очень скромным: молодые приходят с райдерами, все-то они знают, это буду, это нет, а он в сумочке приносил термос с чаем, делал себе бутерброд, отходил в сторонку, пил этот чаек, и– замечательно играл. Думаю, лучше его уже никого не будет”».
В киноконкурсе награды распределились следующим образом. Гран-При Ольга Остроумова вручила фильму «Клятва» Романа Нестеренко. «Это замечательный фильм про знаменитого психиатра Наума Балабана, который во время войны спас в Крыму огромное количество людей... Балабана играет Александр Баргман, низкий поклон от нашего жюри всем создателям этого фильма. Невероятная удача получить такой высокий приз в такой компании». Лучшим режиссёром стал Руслан Магомадов («История одной картины»), приз имени кинорежиссёра Татьяны Лиозновой ему вручил член жюри, сербский актёр, режиссёр, продюсер Петар Зекавица. Наконец, нашёл своего адресата и приз «Первое мгновение» – за лучший дебют: его получил Семён Серзин с картиной «Человек из Подольска». Семён принял приз из рук главы городского округа Павловский Посад Дениса Семёнова.
Призом «За лучший сценарий имени писателя Юлиана Семёнова» награждён Алексей Бородачёв («От печали до радости»). Приз вручил член Гильдии кинорежиссёров России, продюсер, главный режиссёр кинофестиваля Николай Вороновский. Также этому фильму вручён приз за лучший актерский ансамбль (Фёдору, Виктору, Ивану Добронравовым, Ирине Пеговой и Инге Оболдиной). Лучшим оператором стал Михаил Милашин («На острие»), приз получил продюсер Михаил Дегтярь. Призом «За лучшую музыку имени Микаэла Таривердиева» награждены композиторы Евгений и Саша Гальперины («Уроки фарси»). Фильму также вручён приз президента РФ.
За лучшую женскую роль посмертно отметили Ирину Печёрникову («Земля Эльзы»). Приз получил её партнёр по фильму, актёр театра и кино, режиссёр Вениамин Смехов. «Ирина Печёрникова была красивым, мудрым, талантливым человеком, – сказал он. – Она была любимицей Вячеслава Тихонова, Владимира Высоцкого, Александра Митты, Станислава Ростоцкого. И мы с ней были друзьями, но она была потеряна в жизни, пребывала в большой печали от разочарований, связанных с профессией. Получив эту роль, Ирочка соединила очень многое, что было пропущено ею, когда отказывалась от съёмок. И вдруг все состоялось… Фильм этот о любви двух пожилых людей, которые нечаянно полюбили друг друга, не в радость своим детям. Страшная и очень современная история, которая озвучена в “Мастере и Маргарите” словами моего героя Воланда:“…Квартирный вопрос их только испортил”».
Директор «Мособлкино» Евгений Сарамуд (диплом «За плодотворное сотрудничество и помощь в развитии интереса к мировому кинематографу») подчеркнул, что «17 мгновений» – один из немногих фестивалей, которые проходят офлайн. Даже в прошлом году благодаря тому, что не стали переносить смотр с февраля на весну, он состоялся перед самой пандемией. Сарамуд рассказал, что во время фестиваля на площадке «Кинопарк» на территории парка культуры и отдыха ежевечернее демонстрировали ретроспективу фильмов Тихонова. Также показывали кино в формате «Кинопаркинга» у Дома культуры «Октябрь», который был переоборудован под современный кинотеатр.
К 80-летию Битвы под Москвой зрителей познакомили с внеконкурсной программой военных фильмов. В документальной программе зрители посмотрели французский фильм «Штирлиц – русский Джеймс Бонд», посвящённый феномену Штирлица.
По традиции состоялись чаплинские вечера – с лекциями киноведов и просмотром фильмов Чаплина под живую музыку. Дети, как всегда, побывали на мультклассах Николая Шакина. А взрослых обучал сценическому движению педагог ВГИКа Павел Рощупкин. Также состоялись концерты Дмитрия Певцова с группой «Кар Туш» и Вечер памяти Юрия Визбора, на котором выступили современные барды.
«Счастлива быть на этом фестивале, – сказала Ольга Остроумова, –счастлива за людей, которые живут и трудятся в Павловском Посаде. Прекрасно, что у вас есть такой фестиваль. Вячеслав Тихонов, сколько же он сделал для всех нас, скольких одухотворил и облагородил, этот человек с нескончаемым достоинством, как в ролях, так и в жизни! Нам остаётся пожелать себе, кто бы где не трудился, и фестивалю – расти, расти, расти и достигать этого совершенства, которое было у Вячеслава Тихонова».
Под занавес участники фестиваля сделали отпечатки своих ладоней для будущей Аллеи славы в Павловском Посаде.
Нина Катаева