Русские Вести

Пётр Ильич встречает гостей


Во времена Петра Ильича Чайковского в его доме в Клину главным зимним праздником было, конечно же, Рождество. Непреходящее ощущение волшебства этого невероятно красивого, торжества композитор передал в своем «Щелкунчике» – балет во всех странах мира стал символом праздника на все времена. В этой тональности организаторы и стараются выдерживать программы зимнего фестиваля. На сей раз «Рождественские встречи» открылись легендарной опереттой-балом с сюрпризами «Летучая мышь» «Геликон-оперы».

Спектаклю уже более двадцати лет, когда-то за дирижерским пультом стоял сам Мстислав Ростропович, музыкальный руководитель постановки. Ныне за пультом – Михаил Егиазарьян. Срежиссировал оперетту гендиректор и худрук «Геликона» Дмитрий Бертман, который совершенно по-новому подошел к прочтению шедевра Штрауса. Зрители обожают этот спектакль, среди них давно родилось поверье, что театральный календарный год надо начинать именно с «Летучей мыши» «Геликон-оперы». Ну где еще можно так феерично повеселиться, как не на бале-маскараде князя Орловского, где прозвучат пленительные вальсы, польки, чардаш и канкан, где под карнавальными масками скроются главные персонажи, и Айзенштайн (заслуженный артист России Вадим Заплечный) будет отчаянно флиртовать с собственной женой Розалиндой (Анна Пегова), а в тюрьму на неделю вместо него отправится старый друг Розалинды Альфред (Иван Волков). Где невозможно будет узнать переодетых горничную Адель (заслуженная артиска России Анна Гречишкина) и начальника тюрьмы Франка (Григорий Соловьев), а партию князя Орловского – одна из загадок геликоновской постановки – исполнит прекрасная меццо-сопрано Ирина Рейнард.

Шутки, розыгрыши, мнимые слезы и испуги – клубок интриг так чарующ, что зритель ощущает себя участником всех этих переодеваний и обманок, а уж сколько сюрпризов приготовил театр!.. Главное, выбирайте билеты на ближние к сцене ряды и на боковые места, тогда, точно, и шампанского отведаете, и водки с огурчиком, официанты будут – галантнее не найдешь.

– Мне, конечно, надо было надеть маску, у нас же бал-маскарад, – сказала, открывая фестиваль в музее Чайковского в Клину, советник губернатора Московской области по культуре Нармин Ширалиева, – я рада, что зимняя версия «Рождественских встреч у Чайковского» начинается с переаншлага, что многие зрители приехали из Москвы, зная, как непросто попасть на спектакль в столице. Мы хотим, чтобы новогоднее настроение как можно дольше не покидало вас, несмотря на европейскую зиму, которую, наверное, срежиссировал нам наш дорогой друг и ангел-хранитель, постановщик спектакля Дмитрий Бертман, работающий в эти дни в Вене. Мы еще не раз встретимся на других спектаклях фестиваля, будьте активны в антрактах, удачи всем в викторинах, где можно выиграть билеты на другие спектакли «Геликон-оперы».

Дмитрий Бертман считает Клин уникальным местом на культурной карте России. «Неслучайно мы вновь и вновь возвращаемся сюда, – говорит он, – ведь это место овеяно духом Петра Ильича Чайковского.

Замечательно, что Музей-заповедник П.И. Чайковского собирает зрителей не только летом, когда все благоприятствует встречам с музыкой на открытом пространстве, но и в морозные декабрьские дни.

Клин становится подмосковной столицей искусства и центром притяжения поклонников творчества величайшего русского композитора независимо от времени года».

Сюрпризы перед началом спектакля и в антракте не заставили себя ждать: конкурсы, лотереи, а также специальные призы за лучший карнавальный костюм. Не скрою: участвуя в викторине, я выиграла билеты на «Прекрасную Елену» Оффенбаха.

Кто поспорит, что в Новый год самое время рассказывать детям про время. Детский спектакль «Часовщик» представили в жанре новогодней елки-мюзикла. Сочинил эту сказочную историю о том, как в новогоднюю ночь старому Часовщику и его другу, мальчику Максиму, настоящему рыцарю и герою, пришлось защищать Время, композитор и либреттист Игорь Зубков. Старый Год пытался остановить Время и навсегда остаться на троне, помогали ему снеговики, превратившиеся в Лень, Забывчивость и Ложь. Часовщику вместе с Максимом удалось отстоять Время, которое в эту волшебную ночь превратилось в прекрасную девочку Яну. Спектакль наполнен красивыми мелодиями и оригинальными танцами. Настоящий мюзикл, полный трюков, чудес и сюрпризов. Сыграли его – Владимир Шульга, Александр Сеппиус, Александр Овчинников, Джульетта Геринг, Ольга Гусилетова и другие артисты.

Завершился фестиваль мощным аккордом – литературно-музыкальным спектаклем Московского симфонического оркестра под руководством пианиста Ивана Рудина по мотивам «Мастера и Маргариты». Булгаковский роман множество раз был экранизирован и сценизирован, представляли его в разных жанрах, но энтузиасты снова и снова пробуют воссоздать «свои» образы, извлечь «свою» музыку из прозы писателя. И когда булгаковский текст, который читают артисты театра и кино Игорь Миркурбанов и Дарья Мороз, звучит под великую музыку Баха, Моцарта, Вагнера, Штрауса, Рахманинова, Шостаковича, Шнитке – возникает необычный эффект: музыка узнает литературу, и литература узнает музыку.

Булгаковская проза действительно начинает звучать, фантастические образы романа обретают особую глубину и объем. Игорь Миркурбанов отметил, что текст Булгакова «театрален по сути», в каждой строчке этого самого московского романа XX века «выразительность целого спектакля», поэтому лаконичная композиция получилась такой объемной.

А Иван Рудин, худрук симфонического оркестра, предсказал Фестивалю Чайковского в Клину яркую будущность. Он сказал, что благодаря Петру Ильичу и инициативе руководства Московской области Клин становится местом, которое «горит живым огнем творчества живущих сейчас людей».

И это правда: Клин для многих становится источником творчества.

Накануне фестиваля в музее Чайковского открыли виртуальный концертный зал с большим светодиодным экраном, новой акустической системой и микшерным пультом, звуковым процессором и усилителями. Эти технологические новшества позволят посетителям прямо из музея видеть и слышать выступления звезд мировой музыки. Журналистам был продемонстрирован «мультимедийный аттракцион» на новом объекте – любой желающий мог взять дирижерскую палочку и «продирижировать» оркестром «Геликон-оперы» на экране.

Нина Катаева

Источник: www.stoletie.ru