Русские Вести

Провинциальные театры - мои любимые


Напоминаю, что я не журналист и не театральный критик. Я просто люблю театр.

Сегодня хочу поговорить на тему того, почему в каждом городе, в котором я бываю, стараюсь попасть в местный театр. Я знаю, что многие туристы при планировании отпуска в первую очередь могут смотреть карту основных достопримечательностей и часы работы музеев, но я сперва открываю театральную афишу.

За что я их люблю

В первую очередь за то, что они есть. Приятно, что и в наше время театр остаётся актуальным местом для досуга. Многим горожанам, которые от театра далеки, нередко кажется, что там только классика для школьников. Но это вообще не так. Классика, в общем-то, актуальности своей в принципе не теряет, так что её продолжают ставить и очень известные столичные театры, которые ещё и цены заламывают ого-го. Но и помимо школьной программы в провинциальных театрах ставят и другие пьесы.

В моём родном городе 2 драматических театра. Один действительно больше специализируется на классике, но при этом в их репертуаре есть и более современные вещи. Второй рассчитан на взрослую аудиторию: там в репертуаре много постановок по современным российским и западным произведениям, а также несколько моих нелюбимых британских комедий. Репертуар в целом разнообразный, так что каждый может найти что-то по душе.

Мурманск

Во-вторых, в провинции тоже хорошо играют, шьют неплохие костюмы и изготавливают приличные декорации. Да, часто видно, что финансирования не хватает на всё, но это не мешает точно передать задумку автора пьесы и режиссёра постановки. При этом весь антураж сделан не тяп-ляп, и за увиденное не стыдно. Игра актёров - тоже зачастую на уровне. В некоторых городах актёры местного театра вполне себе известные люди, которых любят и уважают за творческий вклад в жизнь города.

Глазов

Ну, и третье - это цены. На антрепризу в местных ДК цены могут действительно сильно завышать. Но в локальных театрах, как правило, ценник доступный и соизмерим со средней зарплатой города. В Петербурге, к примеру, можно сходить на какой-то нибудь спектакль в стационарный театр за 300 рублей, но это будет самое плохое место, с которого может быть не видно часть сцены. А в некоторых театрах стартовая цена в принципе начинается с 800 рублей. Так что в среднем в театр можно сходить где-то за 1000 рублей, если хочется сидеть не на самом плохом месте. На некоторые постановки билеты доходят до 10 тысяч (привет, Гамлет Додина с Козловским!).

В провинциальные театры билеты редко поднимаются выше 500 рублей за хорошие места, а много где за эти деньги можно вообще взять билет в первый ряд. Конечно, речь не идёт о городах-миллионниках, но там и зарплаты средние, как правило, не 15-20 тысяч. Для местных жителей и 500 рублей может быть дорого, но я делюсь своими мыслями - и мне, как гостю города, такой ценник всегда нравится. Да и выкроить 500 рублей раз в 2 месяца, чтобы приобщиться к прекрасному, почти каждый может.

Сыктывкар

И вдогонку ещё один плюс: в регионах часто можно найти театры или постановки на родном языке народов субъекта. Причём нередко бывает синхронный перевод (наушники или табло с текстом). А это прекрасный способ познакомиться с местой культурой. Но я советую заранее уточнять, будет ли перевод. Это оперу можно смотреть без дубляжа, а глубокую драму без перевода можно и не понять :)

Чем плохи провинциальные театры

О минусах. Для меня он всего один. Конечно, я не буду говорить за каждый театр. Но есть то, что многие заведения в разных регионах объединяет: это состояние самой площадки. Увы, но многие здания требуют ремонта. Где-то надо заменить кресла (даже в 2020-м всё ещё есть театры, в которых стоят кресла времён СССР), где-то сделать капитальный ремонт здания. Где-то такие страшные санузлы, что сразу жалеешь о выпитой чашке чая перед спектаклем.

Я знаю, что многих после больших городов не радуют декорации и костюмы, но я из тех зрителей, кто понимает, что локальному музыкальному театру ни к чему декорации Мариинки, и что труппа может прекрасно выполнить свою работу и не в аутентичных, но стилизованных костюмах. Откровенно плохие декорации я обычно встречаю только на "экспериментальном нечто", что обычно позволяют себе театры в крупных городах. В провинции, как правило, всё достаточно традиционно.

Ещё к небольшому недостатку могут отнести афишу. Во многих городах спектакли идут 3-4 раза в неделю с перерывом на лето аж на 4 месяца. С другой стороны, я прекрасно понимаю, что здесь труппа всего одна, к тому же масштабы города не позволяют полностью заполнять зал, а гонять незаполненные залы тоже смысла нет. Всё отталкивается от спроса. В курортных городах ситуация может отличаться, ведь летом бывает повышенный спрос от туристов и отдыхающих.

Выводы

Для меня провинциальный театр - в первую очередь место, где тепло и уютно. Всегда приятно знать, что вне Москвы и Петербурга тоже есть своя театральная жизнь. Сразу видно, что кто-то пришёл впервые, а кто-то ходит постоянно. В основном, кстати, среди зрителей люди пожилые. На классике, конечно, всегда полно школьников, но на других спектаклях всё-таки старшее поколение превалирует. Дома в Петербурге такого перевеса нет: я бы сказала, что у нас в основном в театры ходит категория от 25 до 50. Но это ещё может быть связано со стоимостью билетов, так как не каждый школьник, студент или пенсионер без акций и скидок может отдать хотя бы тысячу-полторы за билет.

К тому же для меня, туриста, большой плюс взять билет рублей за 400 в первый ряд. Помню, как пару лет назад в Театре оперы и балета Республики Коми я сидела в первом ряду на оперетте "Севастопольский вальс" за 350 рублей. Хорошая постановка, я была приятно удивлена такому уровню. А вот зал на треть оставался пустым даже с такими ценами. То ли зал большой для такого города, то ли интересы горожан в общей массе далеки от такого вида отдыха...

Заглавное фото: Рыбинск

Источник: dzen.ru