Очаровательный, лёгкий и при том – серьёзный фильм «Прощайте, голуби!» (1960) не так популярен, как другой фильм Якова Сегеля "Дом, в котором я живу" (1956), хотя, в обеих кинокартинах присутствует тема дома и – ухода из дома взрослых детей. Для начала – интересная деталь, касающаяся самого Сегеля.
Он в отрочестве сыграл роль Роберта Гранта в экранизации "Детей капитана Гранта" (1936). Помните, красивый мальчик осваивает матросское ремесло на фоне песни о «весёлом ветре» и о том, что ищущий «всегда найдёт»? Это и есть Яша Сегель, ставший талантливым режиссёром.
Итак, голуби. И – молодёжь. Типичные мальчик и девочка той поры: он простой и открытый, она – озорная и стыдливая. В те годы в моде была юбка-колокол, изящно покачивавшаяся в такт женской походке. На знаменитых картинах Юрия Пименова "Бегом через улицу" и "Первые модницы нового квартала" девушки одеты в платья с колоколообразной юбкой.
Гуру шестидесятников Василий Аксёнов, очерчивая свою героиню, писал: «Эта девочка вдруг в юбке колоколом и туфельки-гвоздики». (Кстати, его повесть - тоже об ускоренном взрослении). Фасон колокольчик в фильме обыгран столь изысканно и любовно, что "Прощайте, голуби!" можно смотреть, как эстетическое зрелище.
Но я хотела бы сегодня поговорить не о юбке (о ней я уже рассказывала в связи с ретро-комедией "Покровские ворота" (1982)), но о символе взросления – о расставании с голубями. Гена Сахненко учится и работает, но вся его страсть – птицы, которыми он повелевает. Настигает первая любовь. Таня Булатова – дивная «принцесса» из обеспеченной семьи, но не мажорка.
Им по 17 лет, но уже – на трудовой вахте. Советский человек взрослел очень рано. У него было полноценное, долгое детство, переходящее в отрочество, потом – кратчайший миг юности, за которым следовала бесконечная зрелость, иной раз кончавшаяся в момент выхода на пенсию. Лет в 65-70.
Отсюда тема вечной ностальгии по той секундочке, в которую уместилась весна-любовь-мечта. Почему это происходило? Индустриальное общество благоволило к ранней социализации, а масштабные проекты – Целина, Братск, возведение кварталов а-ля Черёмушки - требовали полного отказа от привычного быта.
В финале Генка дарит голубей своему юному другу. Напомню, что голуби стоили очень дорого, а жулики их воровали. А Сахненко - дарит. Впереди – дорога. Переезд в незнакомое и – необжитое место романтизировался и даже эстетизировался. Вершиной можно считать пименовскую "Свадьбу на завтрашней улице", где все участники – новосёлы.
В фильме нам показывают растущие новостройки и солнечные окраины, а ещё газовые плиты и колонки в «хрущёвках». Генка и его наставник Максим Петрович устанавливают и чинят газовое оборудование. На фоне резко взрослеющих положительных героев выделяется великовозрастный балбес Васька (гениальный Савелий Крамаров!)
Главгерои – вкалывают и мечтают о будущем, а он – пытается выгодно продать свою железную рухлядь. Васька и особенно его корявый мотоцикл - ещё и для снижения пафоса, романтики, ...полёта, что дан не всем. Этого паренька авторы осуждают, но не сильно – так, на уровне лёгкой усмешки.
Также в этой ленте можно увидеть Киев. Собственно, Генка работает в организации "Киев-газ". Перед нами – старые и новые стены, а ещё – тёплое сосуществование русских и украинцев. Гена Сахненко – малоросс, Таня Булатова – русская. И город – русскоязычный. Советский, имперский.
У фильма появился глубинный смысл – утраченная реальность, в которой…, впрочем, я не буду продолжать эту больную украинскую тему... "Прощайте, голуби!" прекрасны своей наивностью – особенно хороша сцена в Музее Будущего. Поколение моих родителей жило этими идеями, но мы всё …уронили.
Автор: Галина Иванкина
Заглавное фото: фрагмент фильма «Прощайте, голуби!» (1960)