Почему умные люди снимают идиотское кино. Ретро-рецензия к 120-летию "Машины времени"



Уважаемые читатели!

120 лет назад был опубликован роман «Машина времени», подаривший миру идею путешествия в будущее/прошлое с помощью технического устройства (от автора, придумавшего позднее также первую антиутопию, первое вторжение инопланетян и первую ядерную войну).

Несколько слов об этом авторе. Герберт Уэллс, во-первых, был настоящим учёным – доктором биологии и ассистентом самого Гексли. Во-вторых, он был не столько даже фантастом, сколько сатириком и социальным мыслителем.

Большая часть его романов суть политические памфлеты. Он издевался в них над расистами вроде Черчилля, викторианцами вроде Голосуорси и даже над самим человеческим родом, который троллил картинами его будущего вырождения. Одно время у него была мысль написать на своём надгробии «Я вас предупреждал, дураки проклятые».

Тем интереснее тот факт, что принесший Уэллсу славу роман ни разу не был по-настоящему экранизирован. И тут есть о чём поговорить.

Роман «Машина времени» - это тоже памфлет. Безымянный Путешественник, ищущий способ двигаться в прошлое и будущее чисто из научной страсти, попадает на 800 тысяч лет вперёд.

Там он видит человечество, разделившееся в ходе социального расслоения на два вида. На поверхности тёплой цветущей Земли тусуются симпатичные элои – выродившаяся низкорослая раса в глубоком дауншифтинге, лишённая любопытства и сострадания, проводящая время в играх и креативном самоукрашении, кушающая саму собой появляющуюся в местах кормёжки еду, носящая саму собой появляющуюся одежду и очень сильно боящаяся ночи и темноты. Элои – потомки высших паразитических классов, окончательно устроившие свою жизнь и живущие за счёт удачных вложений в будущее, сделанных предками.

А под землёй живут несимпатичные морлоки. Это раса тоже выродившаяся и низкорослая, только бледная, боящаяся света, по застарелой привычке обслуживающая машины по изготовлению еды и одежды и снабжающая этим элоев наверху. Нужду в белке морлоки восполняют, поедая элоев. Морлоки – потомки рабочего класса, предков которых окончательно убрали с глаз долой под поверхность планеты вкалывать на производствах, когда наверху провозгласили постиндустриальную эпоху.

А теперь для примера возьмём художественный фильм «Машина времени», снятый правнуком писателя Саймоном Уэллсом в начале 2000-х годов.

Значит, так. Учёный по имени Александр сооружает машину времени, чтобы спасти свою убитую в ходе ЧП невесту – и чисто по случайности попадает на 800 тысяч лет вперёд.

Там он видит человечество, разделившееся на два вида. На поверхности живут приятно смуглявенькие индееобразные элои. Они живут в эльфийских деревянных гнёздах, носят домотканное, плавают на лодках и вертят символические ветряки в память далёких цивилизованных предков. Кто их кормит и поит, непонятно – но, видимо, элои живут собирательством. Что характерно – они не выродились, не утратили любопытства и сопереживания: они просто не способны противиться злу, потому что им страшно.

А под землёй живут орки из «Властелина Колец» - здоровенные серокожие качки с лицами-черепами, управляемые высокоразвитым орком-злодеем с лицом Волдеморта, владеющим телекинезом и внушением.

Это морлоки. Откуда они взялись?

Дело в том, что в начале XXI века люди случайно взорвали Луну, её кусками засыпало планету, и наступила катастрофа. Те, кто сумел выйти на поверхность, стали элоями, а кто не сумел – стали морлоками. И поэтому они сидят под землёй и охотятся на элоев как на ланей, похохатывая «это и есть эволюция».

Чем отличаются эти два будущих прадедушки и правнука, уважаемые читатели?

Правильно. Будущее прадедушки Уэллса сатирически изображало, до чего могут дойти пагубные тенденции в обществе. До чего люди могут довести себя. И чего необходимо, если только есть малейший шанс, избежать.

А будущее правнучка Уэллса изобразило какую-то бессмысленную хрень. Какая-то взорвавшаяся Луна. Какие-то индейцы из «Покахонтас». Какие-то орки, охотящиеся за индейцами.

У меня есть версия, почему всё вышло так, уважаемые читатели. Штука вся в том, что вырождение, о котором предупреждал доктор биологии Герберт Георг Уэллс, - штука совершенно реальная. Оно существует. И в данном случае нас интересует не вырождение биологическое, а вырождение социальных институтов.

Одним из таких социальных институтов сегодня, безусловно, является массовый кинематограф.

Так вот. У современного массового кинематографа есть одна по-настоящему пугающая черта: он настолько ориентирован на максимальный охват аудитории (как его понимают продюсеры), что в нём давно идёт отрицательный отбор. Только вместо особей отрицательному отбору подвергаются образы, мысли и идеи.

Поэтому, когда в жвалы сценаристов и продюсеров попадает роман-памфлет о том, до чего может довести пагубное классовое расслоение, - они делают с ним следующее.

Превращают выродившихся потомков паразитической аристократии в няшных фантазийных хиппи (аудитория ведь любит про Гармоничных Детей Природы).

Превращают выродившихся потомков угнетённых классов в вампиров и гоблинов и лорда Волдеморта (аудитория ведь любит про Гарри Поттера и Властелина Колец).

Заменяют непонятную мотивацию главного героя («что за хрень такая – страсть к познанию?») на понятную: ему нужно спасти невесту (аудитория ведь любит про любовь и смерть).

Ну и выкидывают весь смысл романа (нет времени объяснять про рабочих, про эксплуататоров, это вот всё. Давайте просто Луну уроним, чем не объяснение).

В результате получилась история о травмированном трагедией герое, который после испытания и битвы с нечистью уничтожил её - и нашёл свой дауншифтинг в красивом племени на тёплом берегу.

…Перед нами – по-своему яркая иллюстрация процесса изгнания мысли из масс-культа. В первую очередь – социальной мысли. Настоящей, а не пропагандистской, из серии «за человеческое отношение к меньшинствам» или «за ответственное отношение к энергопотреблению».

И эта картина даёт нам ясно понять, как именно возникает вырождение обществ – на примере целой (важнейшей) отрасли человеческой культуры последнего столетия.

Это вырождение не создают катастрофы или злодеи на тайном троне. Его создают старательные скромные люди, строго по науке в целях гарантированного получения прибылей удаляющие из всего, что они делают, нерентабельный смысл. Просто как ненужный или слишком рискованный актив.

И упрощают всё любое – хоть социальный памфлет, хоть антиутопию, хоть философский роман – до одной и той же сказки пралюбоффь.

…Кстати, нет никаких сомнений, что этому выродившемуся безмозглому масс-культу однажды будет противопоставлен новый, противостоящий ему осмысленный «андеграундный масс-культ». Возможно, это произойдёт уже довольно скоро – как только развитие тех же визуальных технологий позволит небольшим группам энтузиастов экранизировать того же Уэллса самостоятельно. И по-настоящему.

Но пока что в кинотеатрах «Пробуждение силы», которое своим бессмысленным копированием «беспроигрышных кусков Звёздных Войн» даже Лукаса, который далеко не Уэллс, расстроило.

Виктор Мараховский

Источник: www.kultpult.ru



войдите Vkontakte Yandex

Комментарии 1

  1. Сова 11 апреля 2016, 15:49 # 0
    Мне думается, что ужасные экранизации также
    служат цели «заболтать» роман. Встречались когда-нибудь с тем,
    как в обсуждениях те, кто смотрели экранизацию напрочь отказывались что-то читать?
    А некоторые что-то всё-таки прочитали и всё равно говорили, что экранизация хороша,
    хотя она просто ужасна. То есть они не видят тех глубинных расхождений,
    в которых порой кроются главные идеи книги. В связи с этим хочу написать о двух моментах.
    1. Примеры. Две мои любимые серии книг: М.Семёнова — цикл о Волкодаве и Т.Гудкайнд — цикл «Меч истины», на которые были сняты экранизации.
    По первому были «по мотивам» сняты особо ужасный, бредовый и нудный фэнтази-блокбастер, где даже очень хорошие актёры
    играли никак, и ещё сериал про «молодость» ГГ, который не намного лучше. По Гудкайнду же сняли 2 сезона
    сериала «Легенда об Искателе»… И дело не в том, что они были не по тексту… Там извращён смысл оригинала,
    а ведь обе книги это не просто «бестселлеры» (по-русски «лидеры продаж»), это произведения очень умные, нравственные,
    с пониманием и психологии человека, и общества (у Терри соц. паразитизм показан во всей красе — и дан подробный инструктаж, что
    делать, чтобы его победить)… Это книги воспитатели, заставляющие думать, и подающие это увлекательно в жанре фантастики.
    Но, друзья мои, фантастика всегда служила цели показать то, что нельзя было сказать напрямую.
    2.Привитие дурного вкуса… Они уже воспитали поколение молодых людей, которым стало не интересно смотреть действительно интересное и увлекательное кино.
    Наверное им скучно, они его не понимают — потому что понимать уже нечем — нет богажа качественной информации,
    которая должна была к этому возрасту запитать мозг. Так, например, недавно пересмотрела мульт-сериал, первая версия
    которого была снята 15 лет назад, а второая лет 5. Дело в том, что к моменту первой экранизации оригинал ещё не был закончен, потому
    режиссёр и сценарист додумал историю по-свойски. Но дело не в этом. В первой версии был умопомрацительный саундтрек, психология и развитие ГГ,
    особая мистичная атмосфера, интрига расследования и на порядки меньше жестокости и крови, да и постановка и сценарий (сама история) была намного интереснее…
    и логичнее. И что вы думаете, подростки считают эту версию, которая понравилась мне и многим другим, когда они были подростками, «унылым Г»…
    А всё потому, что там нет непрерывного экшена, крови фонтанами, гигантских разрушений и гиберболизированно «закрученного» сюжета… вот всё это
    они считают «шедевром»… а я даже смотреть не стала.

    ПС Читайте книги, это развивает ваше мышление и воображение! И вы сами можете отрегулировать восприятие тех моментов, которые могли бы
    слишком уж впечатлить вашу психику. В кино же всё ярко, но вы сами зачастую ничего не делаете — картинка уже на экране и если она
    «красочно кровавая», но остаётся только перемотать или закрыть глаза. Бессмысленная жестокость стала просто кредо картин, которые претендуют
    на серьёзность. И это очень нехорошая тенденция.
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.