Русские Вести

Почему Татьяна сказала Онегину – «нет»


Что говорить, любимейшее произведение многих, иные строфы которого с нами навсегда. Сама на спор в школе выучила наизусть четыре главы. Но слушали ли вы «Онегина» при полном аншлаге в зале «объекта культурного наследия», в котором перебывал весь цвет советской литературы?

Атмосфера совершенно особая, а если учесть, что автор музыкально-литературной программы и ведущая концерта Алла Панкова проводит пушкинские вечера в ЦДЛ около двадцати лет, разнообразя тематику и приглашая известных пушкинистов, понятно, что у программы сложился немалый круг постоянных зрителей. На сцене Большого зала Центрального Дома литераторов любят разбирать пушкинские произведения «по косточкам», в качестве «объектов» уже побывали «Капитанская дочка», «Сказка о золотом петушке», не раз – «Евгений Онегин» и многие другие шедевры. В исполнении артистов они звучат и полностью, и фрагментами, в музыкальном сопровождении и в полной тишине, очень часто с комментариями специалистов. Так, в своё время в вечерах принимал участие один из ведущих пушкинистов современности, доктор филологических наук, лауреат Госпремии РФ Валентин Непомнящий. На этом вечере зрители слушали его по видеозаписи. И формула Валентина Семёновича о том, что «Евгений Онегин» – «монументальное воплощение характера и души народа, обозначившее главный вопрос бытия – о смысле жизни и месте человека в мировом порядке» не теряет актуальности. Неслучайно вот уже не первый год 6 июня, в день рождения А.С.Пушкина, в России отмечают День русского языка.

Пушкинские вечера проводятся при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив, в рамках проекта «С Пушкиным в XXI век», руководит которым депутат Госдумы, н.а. Дмитрий Певцов.

Говоря о явлении Пушкина в России, Певцов уместно апеллировал к крылатой фразе о том, что Государство Российское напрямую управляется Господом Богом, иначе невозможно объяснить его существование. «Если внимательно посмотреть на историю нашей страны, – сказал он, – увидим, что в каждом столетии были моменты, времена и годы, когда совершенно непонятным образом и только с Божьей помощью наша государственность оставалась неизменной. И неслучайно именно здесь, в Богом хранимой стране – России родился поэт, давший нам язык – Александр Сергеевич Пушкин. И обязанность наша – сохранять его».

«Москва! Как много в этом звуке…»

 Помню горячие споры в студенчестве – Москве или Петербургу в большей степени принадлежит Пушкин. Судя по тому, как был выстроен вечер в ЦДЛ, победа осталась за москвичами. Пушкин родился в Москве, в Немецкой слободе, крещён был в Елоховском соборе, венчался в храме Вознесения Господня, молодожёном жил в доме на Арбате, часто бывал у дяди на Басманной, в Доме Нащокиных на Покровке, во многих других домах. Да что там, невеста его Наталья Николаевна Гончарова жила на Никитской. И многие его герои обитали в древней столице, например, гробовщик Адриян Прохоров… Татьяну Ларину Пушкин отправил на ярмарку невест, а уж как душевно и красочно описал Москву, ни с каким другим городом не сравнить.

Иллюстрации всех этих «точек» зрителям показали на экране. Собственно, экран (режиссёр видеопоказа Ирина Панкова) на равных участвовал с артистами – н.а. Валентином Клементьевым, з.а. Татьяной Шалковской, актрисой Центра драматургии и режиссуры Натальей Худяковой, читавшими фрагменты из «Евгения Онегина и напоминавшими нам о ярких событиях из жизни поэта. Рассказывая о московском периоде, Алла Панкова посетовала, что слишком часто вспоминают африканское происхождение поэта, забывая, что у Пушкина были две русские бабушки – по отцу Ольга Васильевна Чичерина и по матери Мария Алексеевна Ганнибал, и обе сыграли большую роль в его жизни. С Москвой у поэта были связаны самые яркие первые впечатления. «Москва того времени удивляла современников странным смешением древнего и новейшего зодчества, – писал Константин Батюшков, – резкими противоположностями в строениях и нравах жителей, здесь соседствовали роскошь и нищета, изобилие и крайняя бедность, набожность и неверие, постоянство дедовских времен и неимоверная ветреность».

Ольга Васильевна завела в 1797 году свой московский двор с каменными и деревянными строениями, с садом, оранжереями, с рыбой в пруду. Несмотря на то, что она умерла, когда внук был мал, но аристократические корни, удивительная духовная составляющая, характер и вообще установка на здравомыслящий уклад жизни, по словам ведущей, были сформированы именно ею. Дед Лев Александрович Пушкин дал сыновьям блестящее образование, в доме все увлекались литературой, и в нём, по выражению Василия Львовича Пушкина, царствовала любовь. Дед скончался в 1790 году в своём доме на Божедомке, и был похоронен в Донском монастыре. Дом деда продали, и с тех пор Пушкины не имели своего жилища в Москве. Переехали поближе к центру. Дом, в котором родился поэт, сгорел во время пожара в Москве, теперь на этом месте школа, названная его именем. Поблизости, на Бауманской площади, расположена Библиотека имени Пушкина, одна из старейших в Москве, её попечительницей была Мария Александровна Гартунг, старшая дочь поэта.

 Вольтерьянцы против русских сказок

Александр Пушкин родился 6 июня 1799 года в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина и его жены Надежды Осиповны, внучки знаменитого генерал-аншефа Ганнибала. Предки его впервые упоминаются в русских летописях как сподвижники князя Александра Невского. Детские годы поэта проходили на бывшей Немецкой улице и в тесных переулочках У Харитонья в Огородниках. В раннем детстве Пушкин любил наблюдать за жизнью московских улиц, в родовом имении, в подмосковной деревне Захарово, где семья поэта проводила лето, и где жила его бабушка Мария Алексеевна, любил общаться с простыми людьми, слушал сказки, народные песни, интересовался простонародной жизнью. Позднее поэт напишет: «Взгляните на русского крестьянина, есть ли тень рабства или унижения в его облике? О его смелости и смышлёности и говорить нечего».

В жизни маленького Пушкина русская стихия ярче всего воплощена в бабушке Марии Алексеевне и няне Арине Родионовне, вокруг них существовал отдельный мир, уютный и тёплый, более понятный детям, чем материнская гостиная с французским языком.

Именно от бабушки и няни, слушая их рассказы о старине, песни, былины, сказки, Пушкин получил представление о русском быте и подлинной русской речи. Около отца и матери царили молодые вольтерьянцы с их фривольностью, а на бабушкиной половине был свет, мудрость, благочестие и теплота сердца. И даже трудно сказать, о какой из двух своих первых наперсниц думал 17-летний лицеист, когда писал: «Ах! умолчу ль о мамушке моей…»

Особенно Пушкину полюбились песни и сказки няни: «Что за прелесть эти сказки, каждая из них целая поэма!». «Арина Родионовна представительствовала перед ним от имени России, – говорил Непомнящий, – вмещая в себя весь огромный багаж народной культуры, который сложился к этому времени за несколько веков. Пушкин был не особенно любимым ребёнком в семье, родителям, людям светским, было не до него, для них был труден его переменчивый характер, этим он раздражал мать. А когда приехал в Михайловское, вовсе оказался в одиночестве, и няня создала для него подобие семьи. Он хранил её письма и, конечно, самое знаменитое, в котором она пишет: «Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду Вас… Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю!.. Я вас буду ожидать и молить Бога, чтоб он дал нам свидеться… Остаюсь Вас многолюбящая няня Ваша Арина Родионовна».

Дорога от Басманной до Никитской

Зимой 1828-1829 гг. на одном из московских балов Пушкин встретил 16-летнюю Наталью Гончарову: «Когда я увидел её в первый раз, красоту её едва начинали замечать в свете, и я полюбил её. Голова у меня закружилась, я сделал предложение», – вспоминал Пушкин в одном из писем. И не случайно на вечере прозвучал романс Глинки на одно из самых эротических стихотворений Пушкина – «В крови горит огонь желанья…». Страстная влюблённость в Гончарову шла рука об руку со вселенской грустью. 9 сентября 1830 года Александр Сергеевич заканчивает повесть «Гробовщик» и рисует на последней странице свою невесту с возницей в похоронном плаще. А начинается повесть так: «Последние пожитки гробовщика Адрияна Прохорова были взвалены на похоронные дроги, и тощая пара в четвертый раз потащилась с Басманной на Никитскую, куда гробовщик переселялся всем своим домом». На Басманной Пушкин родился и был крещён, на Никитской жила семья Гончаровых. В тот же день жених пишет невесте: «Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна, я у ваших ног, простите меня, верьте, что я счастлив только там, где вы». А ещё за неделю до этого от Пушкина пришло к Плетнёву совсем грустное признание: «Тоска, тоска, чёрт догадал бредить о счастье, как будто я для него создан, грустно, душа моя». Настроения эти отражены в «Элегии» («Безумных лет угасшее веселье\Мне тяжело, как смутное похмелье»), полной противоречивых размышлений о собственной жизни, но не лишённой надежды на «наслажденья» жизни.

Пушкин на передовой

Алла Панкова напоминает, что отдельной книгой роман «Евгений Онегин» вышел в мае 1833 года, 190 лет назад. Роман-юбиляр и роман-борец, кто бы знал, что такая ипостась появится у Онегина?

«Сегодня Пушкин совершенно неожиданно для всех, – говорит ведущая, – оказался на передовой: кроме сведений о событиях СВО, а военные действия идут уже на территории нашей страны, нам сообщают, что уничтожены памятники Пушкину в Латвии, Литве, Польше. Послушаешь и задумаешься, а чем же так страшен Пушкин? А тем, что несёт в себе заряд невероятной духовной значимости России, русского самосознания, русского языка».

Артисты по очереди читают отрывки из «Евгения Онегина», идут по канве, не теряя нити сюжета, активно перекликаясь с музыкантами, исполняющими фрагменты из одноимённой оперы Чайковского. «Не мысля гордый свет забавить…», «Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей…», «Два дня ему казались новы уединённые поля…», «Итак, она звалась Татьяной…», «Я к вам пишу – чего же боле?», «Судьбу мою отныне я тебе вручаю…», «Волшебный яд желаний…», «Цветы, любовь, деревня, праздность…», «Иди же к невским берегам…»

Предлагаем вниманию читателей комментарии Валентина Непомнящего, который, считаю, ответил на самые жгучие вопросы читателей романа: почему Онегин убил Ленского, и почему Татьяна не сказала ему «да» в финале. Это необычный взгляд на роман, литературовед выносит историю отношений Татьяны и Онегина из гостиных и садов на просторы Вселенной, где решается судьба России.

«Евгений Онегин» – это роман жертв. Ленский принесён в жертву автором – ради того, для того, чтобы не погибла Татьяна. Он знал, что Ленский должен погибнуть. А Татьяна жертвует собой для Онегина, чтобы его спасти, жертвует своей любовью, счастьем, которое «было так возможно, так близко». Известна же фраза Пушкина: «Представь, какую штуку удрала моя Татьяна – она замуж вышла!..».

***

«Сон Татьяны» – это что-то закодированное о судьбах России. Сон являет образ истории России после Петра – как длящуюся катастрофу. Россия с огромным трудом входит в систему, которую ей придумал Пётр, это западная система ценностей.

И далее: «И это продолжается который век – та чудовищная бесовщина, которая кричит на Россию: «Моё, моё!». Вот Онегин – Россия и Татьяна – Россия, Россия элитарная и Россия народная, человеческая, Татьяна любит Онегина, но понимает ужас его положения и его странную сущность.

Этот человек потребитель, всё время соблазняемый чуждыми силами, интересами, идеологиями. Он хозяин мира и в то же время раб собственных хотений. И тут возникает самое страшное для Татьяны.

Вот этот нежный взгляд. Понимаете, сначала он обозлился на Ленского, имеет право, потом пожалел её и посмотрел на неё нежно. И тем самым совершил преступление. Он же сказал этой девочке, что любви нет, и ничего не получится, а сам пришёл и тут же посмотрел нежно… Я вас люблю любовью брата, \И, может быть, ещё нежней. Это преступление перед Татьяной, он думал только о том, чего ему хочется… После этого она совершенно рассыпалась, а он… пошёл флиртовать с Ольгой, и этого она уж никак не могла понять. И она исчезает из действия главы, потому что абсолютно выключена из того, что происходит, она занята только этим ужасом, который не может понять. Девушка с её характером в такой ситуации: есть человек, которого она любит, и никогда не перестанет любить, но хода в этот мир ей нет. Только «с медведем» – замуж или в монастырь. И она решает ехать в Москву. Они едут по той трассе, по которой Пушкин ехал из Михайловского в Москву, и почему-то появляется Наполеон… Татьяна едет в Москву, на ярмарку невест, а тут Наполеон. Пушкин вспоминает, как он ехал на встречу с императором, и как Россия спасла Европу от узурпатора. Москва – это грандиозное авторское отступление с комком в горле.

***

«Эти «архивны юноши» – будущие русские любомудры, передовые люди, которых Жуковский называл «демократией». Они неблагосклонно смотрят на Татьяну, она им не нравится. И никому она не нравится, только три человека обратили на неё внимание – один Вяземский, друг, второй – какой-то то «шут печальный», который пишет стихи, и который в Татьяне видит идеал, ой, кто бы это мог быть… И наконец генерал. И вот идёт странный финал в духе Гомера – «Пою приятеля младого» (которого нет в этой главе вообще) «Благослови мой долгий труд,\ О ты, эпическая муза!» Это он говорит, как бы стоя рядом с Татьяной, эпическая муза - сестра музы трагедии, предмет которой судьба народа. Этот частный сюжет уже готов выплеснуться в жизнь, в судьбы России».

***

«Это попытка все-таки выглянуть за пределы положенного твоему разуму (о последней встрече Татьяны с Онегиным. – Ред.) и посмотреть, в пространстве какой тайны существует Россия, которая ею всё время мучается. Евгений (с греч. – благородный) тоже бросает свой крест человеку, он не понимает, что такое настоящее благородство, он благороден только тогда, когда ему легко, и это тоже в своём роде самоубийственно, и Татьяна, сама этого не зная, пытается его от этого спасти. Он упал к ногам Татьяны, и она, «не сводя с него очей», всё ему прощает – и убийство, и разговор в саду, и потом начинает свой монолог, многие воспринимают его как монолог мести. Ничего подобного, она объясняет, что ему нравится вот эта мишура, которой она окружена, а её саму он не видит.

Если бы Татьяна сказала Онегину «да», это было бы ужасно прежде всего для него и для неё тоже. Это была бы ещё одна победа в «науке страсти нежной», ещё одно любовное приключение, только более яркое, чем другие, и это всё упало бы в грязь. Он перестал бы её уважать, сам не желая этого, и она бы перестала. Эта любовь бы кончилась, и дальше с ним вообще ничего уже не могло бы произойти. Она сказала – «нет».

Существует две России – настоящая, истинная, и беглая, которая эту истину хочет сделать беглой. И от того, которая из них победит, зависит, уйдет ли моё Отечество, как град Китеж, погибнет, как крейсер Варяг, или она поможет человечеству остаться человечным и спастись.

Не знаю, думал ли Пушкин об этом, но он сделал эту сцену, написал: когда женщина – одна Россия говорит другой России:

«Люблю тебя, но за тобой не пойду, потому что не хочу, чтобы ты погиб, и я вместе с тобой. И уходит, а он остаётся, как громом поражённый, и стоит вот уже почти два века, это мы стоим, и она не даёт ответа, потому что ждёт его от нас».

***

Завершился вечер романсом Иосифа Геништы на слова Пушкина «Погасло дневное светило». Арии из оперы Чайковского «Евгений Онегин», романсы и музыкальные пьесы на вечере исполняли солисты «Новой оперы», з.а. Республики Башкортостан Елена Терентьева и Артём Гарнов, а также лауреат международных и всероссийских конкурсов скрипачей София Федотова. Автор музыкальной партитуры з.а. России, профессор Московской консерватории, пианистка Полина Федотова.

Нина Катаева

Источник: www.stoletie.ru