Русские Вести

Почему искусство не принадлежит народу


Приобщиться к культуре или истории становится всё дороже. Цены на посещение российских государственных музеев уже находятся на уровне 1000 руб. за билет, а где-то и выше, экскурсии вообще доступны лишь толстосумам. Более того, музеи ведут коммерческую деятельность, что-то покупают и продают, при них действуют странные фирмочки, торгующие чем попало. И, главное, сами экспозиции никому не подконтрольны — что творится за закрытыми дверями, никто не знает.

Музеи в РФ продолжают открываться, хотя, как бы сказать поприличней, странноватые. Наглядный пример — историко-археологический парк «Херсонес Таврический», он же «Новый Херсонес». Что там наворотили при строительстве, заслуживает отдельного рассказа, точнее, тут стоило бы разобраться компетентным органам.

Но даже там, где не возводятся дворцы и археологические объекты не уничтожаются, всё печально. Прежде всего, растут цены, причём хранители культуры явно готовы драть с народа три шкуры.

«Сравните наши расценки со стоимостью билетов в другие музеи. В США билеты в музеи стоят не меньше $30, и даже в прошлом бесплатный Метрополитен уже не бесплатен. Поэтому экономически сохранять текущие цены для нас неправильно. Пока мы выдерживаем. Но, видимо, через какое-то время придется поднимать расценки, даже несмотря на грядущий за этим поток грязи в социальных сетях», — объясняет ситуацию директор Эрмитажа и по совместительству глава Союза музеев РФ Михаил Пиотровский.

Видимо, с арифметикой знатный востоковед не в ладах, или же на простых граждан ему наплевать. $30 при средней в США зарплате после налогообложения (чистые деньги на руки) в $4600 составляет всего 0,65%. В нашей стране 70% граждан получает до 25 тыс. руб., эти цифры никто не оспаривает. Те 500 руб., которые стоит билет в Эрмитаж, составляют уже 2% от зарплаты. А ведь питерский музей не самый дорогой. 800−1000 руб., то есть 3−4% от зарплаты, уже стали нормой. А если пойти вдвоём-втроём? Получается, что это в Штатах музеи очень дешёвые, тогда как у нас — дико дорогие.

Но это — ещё мелочи. Идёт какая-то совершенно непонятная торговля неведомо чем.

«В Федеральном законе „О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации“ есть статья 36, которая говорит, что музеи обладают правом передавать изображения в коммерческих целях третьим лицам либо использовать их в своей сувенирной продукции, использовать в изданиях, связанных с выставочной деятельностью», — объясняет эксперт в области культуры и интеллектуальной собственности Екатерина Кошевая.

Кому именно, на каких условиях и в чьих интересах передаются эти изображения не уточняется, но явно не первому встречному. И только ли изображения? Время от времени выясняется, что те или иные подлинные шедевры из некоего музея ушли на сторону. И никто не виноват. Чего стоит одна только история с масштабным воровством в том же Эрмитаже. Тогда осудили «стрелочника», а главные фигуранты даже озвучены не были.

«Крупные музеи накопили замечательные произведения величайшего качества, которые никто за последние 50−70 лет и не видал. Ну, может, только какой-нибудь ученый, занимающийся узкоспециализированной темой, допущенный в хранилище», — признавалась незадолго до смерти президент ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова.

То есть, что хранится в запасниках, мы не знаем. И хранится ли? Другой не менее насущный вопрос: кто и по каким критериям определяет, что размещать в экспозиции, а что спрятать в запасники.

Вместо красивого соцреализма — спорное «современное искусство», подход отнюдь не нов. Но картины и прочие безделушки ещё ладно, самая серьёзная «работа» идёт с «неудобными» археологическими артефактами.

«В нашей области найдены целые кладбища людей европейского типа очень высокого роста, женщины в среднем около 180 см, мужчины — 190 см и выше. Относятся они вроде как к рубежу нашей эры, но это очень условная датировка. Проблема в том, что по „канонам“ люди тогда были невысокие, да и европейцев тут не жило, вообще. Именно поэтому всё это лежит в запасниках и будет там храниться вечно. И кости, и все найденные с ними артефакты», — рассказывал автору директор крупного регионального музея.

Человек этот продолжает работать в отрасли, поэтому имя его опустим. Но таких историй — множество. В витрины попадает лишь то, что укладывается в «историческую последовательность». То есть науки о нашем прошлом нет как таковой, есть талмудизм, подчинённый неким целям.

В целом картина складывается, как бы сказать помягче, противоречивая. Музеи чем-то вовсю торгуют, частично явно мимо кассы, из их хранилищ регулярно что-то пропадает. Вход делают недоступным для простого люда, цены растут.

И, главное, какую функцию несут данные учреждения, которые в совокупности тянут из госбюджета десятки и сотни миллиардов рублей ежегодно? В советское время они выполняли культурно-просветительскую миссию, вкладывая в головы сограждан любовь к познанию, к прекрасному, к истории своей Родины. Сейчас ничего подобного нет, экскурсоводы сплошь и рядом несут скороговоркой околесицу, щедро сдобренную либеральными фейками. Кстати, экскурсии фактически недоступны, по тому же Эрмитажу — от 1400 руб. с человека за самую скромную, в стиле «галопом по европам». Что посложней — 6−7 тысяч рублей. Точно не для простого посетителя!

То есть искусство народу уже не принадлежит. То же можно сказать и про историю нашей страны, так как её хранят в запасниках, а людей кормят дезинформацией. Вроде «колесницы ариев» в музее Аркаима. Как оказалось, был найден некий след тележных колёс, а всё остальное «художник додумал». Существование самих этих «ариев» никто ещё не доказал, в целом всё выглядит более чем сомнительно и вызывает нехорошие ассоциации. Так на кого нынче работают российские музейщики?

Автор: Иван Рыбин

Заглавное фото: Владимир Гердо/ТАСС

Источник: svpressa.ru