Русские Вести

По границе «Оскар» ходит хмуро


С каждым годом «Оскар» все меньше похож на конкурс и все больше — на раздачу каши сорокой-вороной: «Этому дала, этому дала, а этому не дала». Вручение призов Американской киноакадемией — обозначение баланса сил, интересов и актуальных тенденций, а потому выполняет прежде всего социально-интегрирующую функцию.

Чтобы понять, что сейчас носят в Голливуде, а что вышло из моды, стоит прежде всего взглянуть на фильмы, которые не получили ничего (или гораздо меньше, чем ожидалось). Абсолютно провалилось «Секретное досье» Стивена Спилберга — пропагандистский ролик Демпартии США, в котором костерили Никсона, имея в виду Трампа, и намекали на импичмент президента-республиканца. Да и вообще «Оскар»-2018 обошелся без громких политических демонстраций. Даже активистки движения «MeToo» (если кто забыл, то они воюют против домогательств) на сей раз никак о себе не напоминали.

В течение многих лет «черное» сообщество систематически обвиняло организаторов премии в дискриминации и скрытом расизме, требуя увеличить представительство афроамериканцев среди номинантов и награжденных. Но академики вновь дали понять, что наследники Мартина Лютера Кинга им не указ. Расовая политкорректность оказалась представлена более чем умеренно. Приз за лучший оригинальный сценарий получил Джордан Пил (антирасистская комедия «Прочь»), и не то чтобы совсем несправедливо — это весьма оригинальная история. А вот в категории «лучший актер» чернокожих обошли — победителем стал Гэри Олдман за совершенно необязательную и незначительную роль Уинстона Черчилля. Получилось, что борцов с антирасизмом аккуратно поставили на место.

А вот для представителей ЛГБТ малина все еще цветет. Чилийская «Фантастическая женщина» — история про трансгендера — обошла звягинцевскую «Нелюбовь» в номинации «лучший фильм на иностранном языке», гей-драма «Зови меня своим именем» получила приз за лучший адаптированный сценарий.

И, конечно, главным триумфатором стала «Форма воды» Гильермо дель Торо, мелодрама тяжелых извращений. В ленте рассказывается о любви немой юродивой к нелюдю, героям помогает художник-гей. Угадайте, кто тут Зло? Правильно: белые мужчины, русские шпионы и рестораторы, которые не любят гомосексуалистов. Если приз режиссеру более-менее понятен (дали «по совокупности достижений»), то в «лучшие фильмы» история правильного во всех отношениях ихтиандра попала только за счет правильного сочетания работающих идеологических штампов.

Фильм дель Торо — это, конечно, монструозная концентрация политкорректности. Но, что еще более тревожно, он выполнен в логике холодной войны. Победа в номинации на лучший документальный фильм «Икара» (гнусной поделки, посвященной Родченкову и разоблачению «российского допинга») доказывает, что враждебность к нашей стране сегодня в Голливуде куда моднее либерализма, феминизма, антирасизма и почти столь же почетен, как толерантность к геям. Проще говоря, «Нелюбовь» Звягинцева была признана недостаточно жесткой по отношению к России: нужно еще больше черной краски.

Кроме того, в числе фаворитов — британский кинематограф брексит-волны, воспевающий героические подвиги жителей Туманного Альбиона в борьбе с неназванным врагом. Коллекцию статуэток, правда, чисто технических, собрал складный «Дюнкерк» Кристофера Нолана. Две награды получили «Темные времена», в которых Черчилль, спустившись в лондонское метро, отказывается соглашательствовать с врагом, под которым несложная метафорика современного западного кино подразумевает… верно, Россию.

На фоне этого унылого политизированного тумана порадовал успех картины Мартина Макдонаха «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (фильм собрал меньше, чем мог бы, но в темные времена приходится радоваться и малому). В трагикомедии из жизни американской провинции Академия оценила только игру актеров — блистательного Сэма Рокуэлла и Фрэнсис Макдорманд, которая в этом сезоне затмила всех.

Конечно, яркая, талантливая, умная драма о том, что гнев и ненависть могут породить лишь гнев и ненависть, мир спасется только любовью и прощением, сделана так, чтобы всех чуть-чуть подразнить и каждому понравиться. Удивительная лента почти без плохих героев, но хорошесть проявляется в основном в мелочах, выглядящих несколько нелепо на фоне того, что с главным инфернальным злом никто ничего поделать не может. Получился апокалипсис мелкого добра. Но все-таки «Три билборда» — это картина о действительно важных вещах и последних вопросах бытия, поэтому достойна куда больше серьезных наград.

Какие выводы можно сделать? Похоже, что «зачистка», проведенная благодаря «вайнштейнгейту», нужна была для того, чтобы вышвырнуть на обочину зарвавшихся и много о себе возомнивших адептов Демпартии. Голливуд вновь превращается в орудие имперских интересов США. Горны новых времен звучат так: меньше внутриполитических демонстраций и всяческой «борьбы с расизмом», больше готовности противостоять внешней угрозе (то есть России). Если для этого нужно призвать на помощь британцев, подружиться с дьяволом и вскормить ихтиандра, пусть будет так.

Просто хорошее кино тут если и осталось, то только на самой границе.

Егор Холмогоров

Источник: portal-kultura.ru