Я как-то вдруг сформулировал для себя основную проблему современного поколения писателей-фантастов.
И заодно - читателей.
Когда я начинал писать фантастику - мне было восемнадцать лет - я прочитал... ну, наверное тысяч пять книг. Читал я лет с шести. Предпочитал фантастику, конечно, но её было мало - и я читал всё.
Диккенс-Драйзер-ИльфПетров-ЖоржСанд-Бальзак-Гюго-Сатирикон-Декамерон-Хемингуэй-Чехов-Горький-Сервантес-Гомер-Таксиль-Библия-Шоу-Олдридж-Драйзер-Грин... Всё, до чего мог дотянуться, что было дома (книг было много) или в библиотеках вокруг.
Редкая фантастика падала на эту почву сверху.
И, в общем, когда я попал в круг писателей-фантастов, оказалось, что мы в целом на одной волне. Ну, наверное они прочитали побольше - в силу возраста. Может быть они Плутарха читали, а мне было скучно. Но представить себе, что ты заводишь разговор о классике - а его не поддерживают окружающие писатели, было невозможно.
Но уже вместе со мной в фантастику приходили другие авторы. О да, они обожали фантастику, они зачитывались Азимовым-Гаррисоном-Асприном-Стругацкими-Лазарчуком-Лукиным-Головачёвым... Они прекрасно знали фантастику. Нашу и не нашу. На классику их уже не хватало, да и не тянуло.
С ними всё равно было интересно, но в их книгах мне всегда чего-то не хватало. Неуловимого. Подтекста.
А потом пришли новые авторы. И я с ужасом понял, что они и Стругацких-то не читали. Кто такой Рыбаков не знают! Азимова читали "рассказ какой-то про роботов". Зато они читали меня. И других авторов. Которые уже не читали ничего кроме фантастики. Знаете, такая третья производная.
И среди них были талантливые ребята, и среди них были удачные книги. Но мне казалось, что в их книгах зияют дыры, плотно набитые пустотой.
Но сейчас пришло совсем уж свежее поколение. Это - писатели седьмой воды на киселе.
Они не читали ничего - вне рамок школьной программы. Их спросишь - "а что у вас любимое у Цвейга?" И на тебя пустые глаза. "У Стефана Цвейга?" А во взгляде "Ну, пейсатель, хрень какую-то несёт..."
Я их даже не виню. Слишком высокий темп, слишком большой информационный поток. Кому он нужен, этот Диккенс?
И они пишут. Публикуются. У них есть поклонники - много. То, что они пишут - читают.
Удивительно?
Да нет. Потому что и читателей пришло новое поколение.
Первые были всеядные. Они читали всё.
Вторые были жанровые. Они читали фантастику.
Третьи были читателями одного направления. Они читали либо фэнтези, либо киберпанк, либо научную фантастику (редко). И всё больше тяготели к четвертому типу.
Четвёртый тип - мономаны. Они вообще читают какой-то узкий слой - "про вампиров", "про звёздные войны". А то и одного автора или группу авторов схожих до потери пульса.
Грустно это, на самом-то деле.
P.S. И не надо мне приводить в пример исключения. Исключения были всегда. Они погоду не делают.
P.P.S. Да-да, это из разряда "молодежь нынче не та". Но вы не обольщайтесь. Тёмные века - они наступают легко и незаметно. И не в первый раз.