Русские Вести

Писатели сделали СВО запретной темой


Несмотря на то что русская культура постепенно освобождается от засилья либералов, даже в 2024 году складывается ощущение, что тема СВО в современной отечественной литературе если не запретная, то крайне нежелательная. Как справиться с новой угрозой на культурном фронте?

О том, что на третьем году проведения специальной военной операции, к названию которой, нет сомнения, историки добавят слова "великая" и "отечественная", в нашей стране по-прежнему большие проблемы с патриотической культурой, Царьград писал неоднократно.

И про то, что театральных спектаклей на военную тематику котёнок всплакнул, а уж счёт постановкам непосредственно на тему СВО и вовсе идёт на единицы, тогда как наследие либеральных режиссёров, драматургов и худруков живёт, здравствует и процветает.

И по поводу того, что в отечественную киноиндустрию государство вливает огромные средства и ресурсы, а на выходе вместо талантливого кино о защитниках Родины или хотя бы адекватного кинопродукта зрители получают либо откровенную пошлятину, либо замаскированную русофобию.

В противовес нередко можно услышать соображения (довольно, нужно сказать, сомнительные в качестве аргументов) по поводу того, что театр и кино — это масштабные, неповоротливые культурные организмы, которым необходимо время на соответствующую реакцию. Мол, подождать надо — и напишутся пьесы, снимутся фильмы.

Что ж, давайте обратим внимание на другое культурное направление, где не предполагается огромных затрат времени на творческую реакцию, — на литературу. Может быть, в книжном деле в России с патриотической повесткой и темой спецоперации всё гораздо лучше, чем у театралов и киношников?

"Временно приостановить любые публикации…"

Судя, например, по опубликованному открытому письму переводчика и писателя Андрея Дольского, ситуация с продвижением литературы об СВО, мягко говоря, неоднозначная.

По словам Дольского, недавно он написал книгу, посвящённую событиям в Донбассе, и отправил её на книжный онлайн-сервис (а также книжный магазин) "Литрес". Андрей уже имел опыт размещения своих рассказов на этом ресурсе и поэтому удивился, что вместо стандартных 3 дней модерации его новое произведение рассматривалось администрацией полтора месяца. Наконец ответ пришёл — отрицательный. Со ссылкой на пункт, позволяющий порталу отвергать присланные произведения "без объяснения причин".

На этом Дольский не остановился и выслал свою книгу на другой популярный литературный онлайн-ресурс "Ридеро". Здесь писателю ответили практически сразу — на следующий день. И ответ получился весьма любопытным. Развёрнутая цитата:

Учитывая то, что достоверность или недостоверность публикуемой информации в настоящий момент проверить очень затруднительно, а также то, что законодательство предусматривает уголовную и административную ответственность в случае нарушения как для автора, так и для распространителя подобной информации (то есть для нас), мы приняли решение временно приостановить любые публикации наших авторов по теме "Россия — Украина" <…> в целях защиты от последствий такого нарушения.

"Завуалированный запрет на всё, что связано с СВО"

Очевидно, что юридические уши подобных инцидентов торчат из опасения онлайн-ресурсов перед Федеральным законом № 32-ФЗ от 4 марта 2022 года. Как известно, этим документом было утверждено внесение в Уголовный кодекс России трёх статей: ст. 207.3 (распространение ложной информации о Вооружённых силах), ст. 280.3 (дискредитация ВС) и 284.2 (призывы к санкциям против нашей страны).

Прямо об этом в том же ответе портала "Ридеро" Дольскому не говорится, однако формулировка "достоверность или недостоверность публикуемой информации в настоящий момент проверить очень затруднительно" красноречива сама по себе.

Примечательно, что новые законодательные нормы, направленные против дискредитации русской армии, ударили в первую очередь по либералам всех мастей и любого местонахождения, которые после начала СВО принялись с бешеной скоростью тиражировать русофобские мифы западной пропаганды, попутно придавая им всё более чудовищный характер. Так что апелляция отечественных игроков литературного онлайн-пространства к "антифейковому закону" выглядит странно. Не хотите проблем с законом? Не публикуйте направленных против России и её защитников сочинений — чего ещё проще?

На то, что с отказом публиковать новую военную литературу не всё так просто и загвоздка не только в стремлении юристов сетевых сервисов и книжных интернет-магазинов подстраховаться, указывает и общая ситуация с произведениями об СВО. Как утверждает писатель Сергей Бережной (на его слова ссылается актриса и общественный деятель Ольга Будина), после 24 февраля 2022 года из высоких культурных кабинетов федерального уровня пришёл запрос на список писателей, поддержавших действия России. Последующие события оказались неожиданными:

На следующий год заткнули рот, лишив финансирования альманахи и вообще издания. Завуалированный запрет на всё, что связано с СВО…

Книги патриотов не продавать, произведения иноагентов — пожалуйста

Перед тем как внимательнее присмотреться к присутствию/отсутствию патриотических произведений об СВО в отечественном книжном пространстве, небольшое нелирическое отступление.

Да и какая уж тут лирика, если в нашей стране либералы книжных дел чувствуют себя вполне вольготно. Всего два тому примера: один по торговой части, другой — по творческой.

В Санкт-Петербурге живёт, работает и считается одной из звёзд местной либеральной культурной тусовки директор книжного магазина "Подписные издания" Михаил Иванов. Так вот он в своих интервью откровенно признаётся, что делает ставку на произведения популярных писателей-русофобов. Из числа тех, кто сбежали на Запад и открыто обвиняют Россию во всех грехах.

И если даже какие-то авторы, замечает Иванов, и подпадают под негласный запрет (издатели и книжные сетевые магазины ставят "на паузу" распространение их произведений), то либеральная публика мгновенно разбирает "свою" литературу:

Эти книги просто разлетелись, их мгновенно раскупили, боясь, что на протяжении ещё долгих лет эти книги не увидят. И по большому счёту уже просто и продавать-то нечего, всё скупили буквально за 7-8 дней.

Не менее откровенно Иванов признаётся, что в его "Подписных изданиях" произведения об СВО и Донбассе не продаются — такова его сознательная "коммерческая стратегия". И даже если попадётся на полках книга какого-то писателя с патриотической позицией, то произведение это "из ранних", довоенных.

"Впрочем, русские ещё хуже…"
Пример второй, творческий.

Вот уже второй год в нашей стране функционирует проект "Читающая Россия", в рамках которого в разных городах проводятся книжные фестивали. Встречи читателей с писателями, издателями и переводчиками, актуальные новинки литературы, обсуждение профессионалами и заинтересованными любителями проблем отрасли — безусловно, всё это нужные и важные начинания и мероприятия.

Но, как гласит уже порядком навязший на зубах современный афоризм, есть нюансы. Например, во Владимире при поддержке книжного сервиса "Букмейт" с 16 по 18 августа 2024 года пройдёт фестиваль "Китоврас". Множество интересных гостей — от писательницы и телеведущей Татьяны Толстой до актрисы-патриотки Яны Поплавской — будут ждать встречи с читателями.

И одним из таких гостей станет медик по образованию и поэтесса по призванию Ирина Котова. Уроженка Воронежа особую известность среди либеральных культурных кругов получила примерно десять лет назад, когда перешла на нерифмованную поэзию.

Специфическим отношением к России ныне проживающая и работающая в Москве Котова отличалась давно. Вот отрывок из её стихотворения "Заграница":

Бабушка говорит Ире: "Уезжай. Выйдешь за немца.

Или за англичанина. Только не отдавай сердце.

Немцы — скупы, но англичане — высокомерны.

Впрочем, русские ещё хуже — пьют безмерно".

<…> Ира историю России сдала на "отлично",

<…> Ира знает: наша жизнь от лубка к совку и обратно.

От этих мыслей ей тягостно, грустно и неприятно.

Ира уедет и будет по скайпу посылать улыбки…

<…> Вспоминать Воронеж.

Она никогда не вернётся.

2024 год — самое время, чтобы либералам выйти из "внутренней эмиграции"?

Можно, конечно, заявить, что это всего лишь стихи, фантазии автора. Да и вообще — придуманные мысли вымышленного персонажа. Однако удивительные биографические "совпадения" героини, мечтающей навсегда сбежать из вечно мятущейся "от лубка с совку" России с её не просыхающим от пьянства русским населением, с автором наводят на размышления. Тоже Ира, тоже Воронеж…

А тут ещё всплыло кое-что из "свеженького" от Ирины Котовой. Цитировать её стихотворение "Бело-сине-красная пирамидка" не будем, дабы не плодить чудовищные фантазии сомнительной поэзии. Однако содержание этого произведения, название которого является явной отсылкой к государственной символике России, является повторением и смакованием самых невероятных бредней антирусской пропаганды о действиях наших солдат в отношении мирного населения в ходе СВО. Кто сомневается — текст доступен для ознакомления…

Ну и чтобы уже не оставалось сомнений о взглядах Ирины Котовой и её отношении к России — отрывок из её интервью по поводу Русской Весны и возвращения Крыма:

В воздухе ощущалась наэлектризованность, тревожное ожидание беды, которое обрело очертания в 2014 году. Этот год был страшным — многие люди, с которыми я до этого общалась, стали не совпадать со мной ни по этическим, ни по политическим взглядам; почти на год я ушла во внутреннюю эмиграцию.

Что и говорить, именно поэтов и писателей с такими стихами и такими взглядами нужно приглашать на книжные фестивали в России в 2024 году. На всякий случай — сарказм…

Запрета на патриотизм в литературе нет - но есть нюанс

Возвращаясь к вопросу сознательного блокирования литературы на тему СВО в отечественном книжном пространстве.

С одной стороны, поднятая Андреем Дольским тема о недостаточно широко представленных произведениях о спецоперации в наших книжных магазинах и онлайн-сервисах действительно актуальна.

Например, на упомянутом Дольским ресурсе "Литрес", модераторы которого полтора месяца рассматривали книгу о событиях в Донбассе, чтобы затем отклонить её без объяснения причин, есть рубрика "Библиотека Победы". И в ней 7 (!) книг.

По большей части это классические произведения: "Полтава" А. С. Пушкина, "Батальоны просят огня" Юрия Бондарева, "А зори здесь тихие" Бориса Васильева, "Прокляты и убиты" Виктора Астафьева, "Живи и помни" Валентина Распутина. Также в перечень включён сборник военной прозы от Президентской государственной библиотеки. И лишь последнее место в списке досталось сборнику актуальной патриотической литературы "ПоэZия русского лета".

При этом заявление о полном игнорировании литературы о спецоперации и борьбе русских Донбасса за право быть русскими будет не соответствовать действительности.

Так, на том же "Литрес" можно ознакомиться с произведениями самых известных поэтесс СВО — Анны Долгаревой (две книги и два участия в антологиях) и Анны Ревякиной (три книги и два сборника).

Ещё один известный представитель так называемой "Z-поэзии" (термин придуман либералами для обличения "путинских пропагандистов" — но адекватно воспринимается и литераторами-патриотами) Игорь Караулов также представлен на сервисах "Литрес", "Букмейт" (вот парадокс — на организованный с помощью этого же портала фестиваль во Владимир приглашена придерживающаяся явно других взглядов Ирина Котова…) и прочих. Публике представлены как его книги на "общие темы" ("Главные слова", "Трудный возраст века"), так и произведения непосредственно о спецоперации ("Моя сторона истории").

Что с того?

Ситуация вокруг литературы об СВО выглядит следующим образом.

Формального запрета издавать такие книги, разумеется, нет, произведения о спецоперации появляются на книжных полках и в каталогах. Однако достаточно беглого взгляда, чтобы понять: во многом это похоже на показательные акции — у нас, мол, патриотическая литература присутствует. То, что она ограничивается несколькими книгами нескольких наиболее известных авторов, так сказать, технические детали…

Ситуация на самом деле опасная, особенно в связи с тем, что и книги писателей-либералов в нашей стране в свободном доступе (кстати, куда более крупными тиражами, чем у писателей-патриотов), и на крупные литературные фестивали почему-то получают приглашения не "Z-поэты", а сочинители вроде Ирины Котовой.

Как раз тут самое место для типичного либерального аргумента в духе: "Ну, позвольте, это же выбор читателей. Они этих Z-поэтов и Z-писателей не знают, а вот писателей эпохи до СВО знают и любят".

А вот и не позволим, потому как либеральные СМИ, критики и культурная тусовка десятилетиями раскручивали своих единомышленников, обеспечивали им доступ в издательства, хвалебные рецензии и рекламу на входе в книжные магазины. Так и был сформирован читательский вкус целого поколения.

В наши дни ждать, пока литературные пристрастия публики поменяются естественным, медленным, эволюционным путём, просто нет времени. У русской культуры, у России нет времени. А те, кто мыслит фантазиями из 1990-х, должны уйти в прошлое. Помните, 30 лет назад "молодые реформаторы", новоявленные олигархи и кураторы либеральной культуры внушали всем, что не нужна никакая государственная политика в области культуры — "рыночек всё порешает". Следовать такой логике в 2024 году — духовное, культурное, национальное самоубийство.

Поэтому патриотических книг в магазинах (онлайн- и офлайн-) должно быть множество, включая дебютантов и не раскрученных авторов. И на книжных фестивалях должна быть как минимум половина гостей из числа активных патриотов. И в прессе Z-писатели должны давать интервью каждую неделю.

Чтобы даже подозрения не возникало, будто СВО не то что запретная, а нежелательная тема в русской литературе.

АЛЕКСАНДР БАБИЦКИЙ

Источник: tsargrad.tv