Русские Вести

Переулок тринадцати


«Мостовая пусть качнётся, как очнётся.
Пусть начнётся, что еще не началось!
Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтётся…
Что гадать нам: удалось – не удалось?»

Булат Окуджава

У этой выставки невероятно точный подзаголовок – «В переулках эпохи», так как эпоха благоволила к проспектам и магистральным домам, к расширению улиц и новостройкам с большими, квадратными окнами. Эпоха изгоняла сам дух переулков - по ним затруднительно маршировать в грядущее. В Музее русского импрессионизма открылась уникальная экспозиция, посвящённая «Группе 13», существовавшей на стыке 1920-1930-х годов. Некоторые её участники хорошо известны и сами по себе – Давид Бурлюк, Татьяна Маврина, Владимир Милашевский, Надежда Удальцова, а к кому-то историческая память оказалась менее благосклонна.

Собственно, любые неофициальные объединения художников к концу 1920-х годов были уже анахронизмом и чем-то, вроде осколка Серебряного века и первых лет Революции - тогда всё молодое, новое жадно вопило о себе и своих представлениях об искусстве. Потому неудивительно, что «Группа 13» просуществовала весьма недолго, а после 1931 года, когда возник Союз художников СССР, исключавший «групповщину и партийки», говоря языком тогдашних лозунгов, прекратила своё существование. С постановлением ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» 1932 года все диспуты и вовсе закончились.

Но вернёмся в 1929 год. Излёт НЭПа. Ритм первой пятилетки. Плакаты кричат о будущем, о грамотности, …о гигиене, аэропланах, промфинлане, Моссельпроме. Газета «Гудок», в редакции которой и образовался костяк «Тринадцати», слыла одной из самых передовых и острых. Печатный орган железнодорожников, отраслевая пресса, но в «Гудке» сотрудничали все бравые умы – Юрий Олеша, Валентин Катаев, Михаил Булгаков, Константин Паустовский, Михаил Зощенко, Илья Ильф с Евгением Петровым, тонко высмеявшим редакционную круговерть в своём романе, переименовав «Гудок» - в «Станок».

Трое иллюстраторов - Владимир Милашевский, Николай Кузьмин и Даниил Даран часто беседовали об ускоренном беге времени и тех самых «переулках эпохи», которые в те годы стало принято не замечать, а то и рушить, возводя на их месте комфортабельные районы с домами-коммунами, фабриками-кухнями и стадионами.

Художники бродили по центру да окраинам, запечатлевая городское житьё-бытьё. Скетчи, зарисовки, этюды. Всё на ходу, чтобы почувствовать дыхание толпы, шум авто, шелест листьев. Владимир Милашевский так прокомментировал идею: «Пусть перо, обмакнутое в тушь, „резвится“ по бумаге, как счастливая молодая девушка в танце, пусть оно острит, улыбается, иронизирует».

К друзьям присоединились еще десять мастеров, включая Татьяну Маврину, у которой случился бурный роман с Николаем Кузьминым. Да что там – роман? Они поженились, создав один из самых крепких тандемов в творческой среде. В том же 1929 году группа тринадцати ещё пополнилась – теперь их стало двадцать один. Так, пришёл сам Давид Бурлюк – из той когорты возмутителей спокойствия, что будоражила обывателя ещё до Революции. Вместе с тем, название менять не стали, и в историю искусств то объединение вошло именно с «чёртовым» числом.

Группа «13» не возглашала никаких манифестов, но её концепция легко читаема – участники мягко и ненавязчиво противопоставили себя, как застывшему классицизму, так и машинно-паровозной красоте с её коллажами Александра Родченко и супрематическим видением Эля Лисицкого. Не отрицание, а инаковость. То бишь, Тринадцать не участвовали в дискуссиях между «стариками» из академий и синеблузниками, а скромно отошли в сторону и принялись исследовать мир во всех его проявлениях.

В экспозиции представлены работы, созданные не только в годы существования группы, но и до, и после. Это даёт возможность проследить эволюцию стилей – практически любой автор рисует, пишет, мыслит по-разному в течение своей жизни.

Владимир Милашевский, один из идеологов группы «13» вспоминал в своих мемуарах: «Это было время моего расцвета, не столько иллюстраций, сколько рисунков на натуре. Созрела некая эстетическая форма. Главное в ней - эмоциональный бросок штриха на бумагу, в котором должен звучать некий порыв восторга перед виденным». Уроженец Саратова, он когда-то начинал в родном городе, но волею судеб оказался в столице, где учился у самого Николая Бруни. К середине 1910-х Милашевский слыл крепким рисовальщиком из круга Мстислава Добужинского и Евгения Лансере.

На выставке можно увидеть целый ряд его скетчей и набросков. Очаровательна «Коломна. Мост через реку Москву» - солнечные блики на воде, чувство знобкого ветра, синий пароходик с красным флажком. Созвучие цвета и света. Переживается влияние Альбера Марке, но тут гораздо больше живости. Наши импрессионисты и постимпрессионисты, в отличие от западных коллег, не останавливали мгновение, а показывали мир в его динамике.

«Водная станция» - тема спорта, популярная в эру, именуемую Interbellum. Высокое небо и нежно-голубая гладь реки. Умытая свежесть утра. Люди даны силуэтами и штрихами. Всё движется и звучит. Нелишне отметить, что члены группы «13» не чурались типичных советских видов и типажей, поэтому здесь имеются и физкультурники, и работницы, и праздничные толпы.

«Алупка» - жар курортного камня, сочная и слегка утомлённая зелень, характерная для южных мест. Знойный полдень и желание укрыться в тени дерев. «Натюрморт с цветами и японской гравюрой» - успокоенный реализм. Немаловажная деталь – все эти мастера обладали академической выучкой, а посему имели право на любые «-измы». Когда было нужно, тот же Милашевский выдавал классический почерк.

А вот - портрет Антонины Софроновой, одной из деятельных участниц группы «13». Взгляд - чуть в сторону, изысканные пальцы рук, стрижка-каре и - белый костюм. 1930-е годы - торжество белого цвета – в модной и спортивной одежде, в живописи и плакате. Белый цвет словно бы отражал яростное солнце предвоенных лет.

Среди экспонатов – довольно много работ Софроновой, ученицы Ильи Машкова, участницы «Бубнового валета». В 1920-х она преподавала в Орле и Тверских свободных мастерских – аналоге ВХУТЕМАСа, иллюстрировала, делала эскизы для современных тканей. На выставке имеются образчики тех тканевых орнаментов. В Москве художница сблизилась с кругом Владимира Милашевского и газеты «Гудок», после чего закономерно вошла в группу «13».

На автопортрете Софронова вся в коричневых тонах, с всё той же причёской-каре. Художница не льстила себе – тут она угловата и, прямо скажем, некрасива. Её фотографии тех лет противоречат взгляду на своё отражение – Софронова, хотя, и не слыла Афродитой, но и не смотрелась тощей тёткой с изношенным лицом.

Она остро чувствовала цвет, о чём повествуют её «Красные фазаны» из серии «Московский зоопарк». Она любила само пространство, как объект - «После грозы. У Кропоткинских ворот» и «Набережная» — это чистый воздух с капельками дождя. Рисунки Софроновой – лёгкая, едва уловимая печаль. Изысканный минор - вот наиболее точное определение.

Её подруга Татьяна Маврина – сангвинический темперамент! Она относилась к искусству восторженно и прямо-таки фанатично, весело, рьяно. Её записи столь же красноречивы, как и художества: «Какой цвет здесь, какой там, какой теплее, какой холоднее. А тут во всю силу краски прямо из тюбика. Чтобы все сливалось, свивалось, что надо — выделялось, а где не надо — не вырывалось, „стояло бы по-старому, как мать поставила“. У художника, наверное, должно быть чувство плотника, строящего дом двумя руками и топором, без гвоздей. Песенная постройка, когда одна часть держит другую. В картине так же каждый цвет другой подпирает, на другом держится».

Маврина очень любила Москву, была её восторженной бытописательницей, бродя с этюдником по всем улицам и закоулкам. «На Самотёке», «Сухарева башня» — это весеннее чувство краски.

Совсем другая Маврина - в постижении натуры и телесности. «Обнажённая с веером» и «Подражание Ренуару» - нечто игриво-французское. Не зная, что это нарисовано в Москве 1930-х, представляется Париж XIX столетия с его кафешантанами, бульварами и кокотками. Да и не кокотки на тех рисунках! Маврина умела удивлять.

Её коллега и супруг Николай Кузьмин всегда пребывал в тени у яркой супруги, хотя, он тоже небезынтересен. Художник-самоучка, он когда-то прислал свои работы в популярный журнал «Весы», и они понравились Валерию Брюсову. В 1910-х Кузьмин активно иллюстрировал, был вхож в интеллектуально-художественные круги, а после революции продолжил сотрудничать с прессой и книгоизданием. Он, вслед за Милашевским, сформулировал кредо участников группы тринадцати: «Рисовать без поправок, без ретуши. Чтоб в работе рисовальщика, как и в работе акробата, чувствовался темп!» — пояснял свою позицию художник. «Арбатская площадь» и особенно «В парке. Садовое кольцо» - очаровательные наброски, где море свежести и новизны дня.

Группу «13» поддерживал сам Анатолий Луначарский, при содействии которого и организовали их первую выставку.

Но общественные вкусы поменялись, да и всесильный нарком просвещения попал не то, чтобы в опалу, но был смещён с этой должности. В ряде искусствоведческих текстов сообщается о разгроме и разгоне объединения «13». Приводится выдержка из статьи, опубликованной в 1931 году в журнале «За пролетарское искусство» № 6: «Когда смотришь на этих Даранов, Древиных, Мавриных, невольно задаешься вопросом: зачем Главискусство дает средства на такое искусство, зачем этих людей еще кормят советским хлебом», и далее конкретно об одной из ведущих участниц: «Маврина продолжает традиции Матисса. Но если у Матисса были острота, красочная свежесть и оригинальность в трактовке, то у Мавриной — бледность, бездарность, наглый и неприкрытый буржуазный эротизм, гнилой буржуазный эстетизм».

Однако реальность не была пугающей – конкретно союз «13» никто не громил, просто единым росчерком воспретили блоки и группировки. Запрета на творчество не воспоследовало – те же авторы могли точно так же бродить по Москве и делать скетчи. Об этом говорят и даты, проставленные в углу рисунков – там встречается и 1937 и даже 1943 годы. Что касается Мавриной, зло изруганной «Пролетарским искусством», то она прекрасно вписалась в мейнстрим, а свои зарисовки Москвы делала даже в годы войны. Большинство из группы «13» и после тех правительственных решений остались в строю, а иллюстрации Владимира Милашевского к «Коньку-Горбунку» и Татьяны Мавриной с русским-народным сказкам и по сию пору считаются непревзойдёнными по красоте, мощи и силе воздействия.

Рассказать обо всех участниках группы «13» невозможно в рамках скромного по объёму текста – для этого пришлось бы написать книгу, да ещё и снабжённую репродукциями! Тут были бы и «Циркачи» Даниила Дарана, и «Дамы в парке» Ольги Гильдебрандт (к слову, это она у Мавриной «Обнажённая с веером»!), и «Окраина» Бориса Рыбченкова, и «Натюрморт с лимоном» Надежды Удальцовой, и «Гимнастка» Юрия Юркуна. И - много-много забытых переулков эпохи.

Владимир Милашевский. Юрий Юркун, Николай Кузьмин, Татьяна Маврина, Ольга Гильдебрант, Владимир Милашевский. 24 мая 1937 года

Владимир Милашевский. Коломна.Мост через реку Москву. 1929

Владимир Милашевский. Водная станция. 1928

Владимир Милашевский. Алупка, 1932

Владимир Милашевский. Натюрморт с цветами и японской гравюрой, 1945

Владимир Милашевский. Портрет Антонины Софроновой, 1935

Антонина Софронова. После грозы. У Кропоткинских ворот. 1933

Антонина Сафронова. Набережная, около 1931

Антонина Софронова. Декоративная композиция для ткани

Татьяна Маврина. На Самотеке. 1939

Татьяна Маврина. Обнажнная с веером. 1930-е гг.

Татьяна Маврина. Подражание Ренуару. 1938

Татьяна Маврина. Сухарева башня.1927

Николай Кузьмин. Арбатская площадь. 1929

Николай Кузьмин. В парке. - Садовое кольцо. 1939

Надежда Удальцова. Автопортрет, 1948

Надежда Удальцова. Натюрморт с лимоном,1947

Борис Рыбченков. Окраина. 1933

Даниил Даран. Циркачи, 1932

Нина Кашина. На пляже. Белокурая, 1927

Сергей Расторгуев. Набережная реки Москвы, конец 1920-х

Юрий Юркун. Гимнастка, 1930-е

Галина Иванкина

Источник: zavtra.ru